Пусть Всемилостивый Господь укрепляет всякого человека желающего быть добрее и чище,
и каждый раз показывает нам, что это верный и единственный путь к преображению души.
Ведь только чистыми устами и незлобивым сердцем можно воистину славить Бога. Аминь.
Настоятель Преображенского Храма – Игумен Давид( Яковлев)
URL
14:11 

Многим кажется,что, будь они на другом месте, они были бы лучше. Богатому кажется, что добродетели мешает богатство, бедному кажется, что – бедность, ученому – ученость, невежественному – невежество, больному – болезнь, старому – старость, молодому – молодость. Это всего лишь самообман и признание своего духовного поражения... Адам потерял веру в раю, Иов укрепил веру на гноище. Пророк Илья ни разу не сказал: голод мешает мне быть послушным Богу! И царь Давид не говорил: корона мешает моему послушанию.

Святитель Николай Сербский

13:55 

«Последнее христианство возьмет от древнего только оболочку, содержание же незаметно будет подменено новым духом, иным стилем жизни, образом мышления и другими ценностями. Секуляризованное христианство, с обрезанными крыльями, не только не страшно дьяволу, но еще и сослужит ему службу: ведь и антихрист будет выдавать себя за Христа, за Мессию, за Богочеловека. Дьявол, уготовляя путь антихристу, будет заинтересован в распространении во всём мире обмирщённого, обезжизненного, формального христианства и даже все религии постарается «сдружить» с ним. Все религии признают свое «духовное родство» с христианством, и даже будут восхищаться высотой его учения, святостью его нравственных требований, красотой его символики и т.д. Многие, даже сами наивные христиане, будут рукоплескать, видя такое почтительное отношение мира к их вере и с горячим энтузиазмом, оставив на произвол свои страсти и духовные язвы, устремятся в порыве плотской ревности проповедовать всему миру свое секуляризованное христианство. Про таких проповедников говорит Писание: «Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали» (Иер. 23, 21). Проповедуя приземлённое, приспособленное к плотской воле падшего человечества «христианство», эти «ревностные глашатаи слова евангельского» будут на самом деле отводить мир от Христа и склонять его на стезю антихристову. Но сами эти проповедники не заметят этого».

Архим. Лазарь (Абашидзе)

15:08 

Дорогие братия и сестры, сегодня второй день великого праздника Рождества Христова. Этот день называется днем Собора Божией Матери, потому что в древности первые христиане на второй день праздника Рождества Христова собирались в храм, чтобы прославить Ту, Которая дала земле Спасителя мира.
Она явилась виновницей нашего спасения, по Своему смирению, послушанию воле Господней, чистоте, высочайшему целомудрию сподобившись стать Матерью Христа, Сына Божия.Сегодня же Церковь прославляет праведного Иосифа Обручника, святого пророка и царя Давида и брата Господня по плоти – святого апостола Иакова, первого епископа Иерусалимской Церкви.Евангельское чтение сегодняшнего дня весьма назидательно повествует о бегстве Святого Семейства в Египет. Евангелист Матфей говорит: Когда же они (волхвы)отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется (Мф. 2, 13-23).
Бегство Иисуса Христа в Египет, предпринятое по наставлению Ангела Господня для того, чтобы не подвергся Он смерти, замысленной Иродом, представляет и нам пример для руководства на путях нашей жизни. И с нами в разных видах может встретиться подобное тому, что было с нашим Спасителем, то есть опасности и гонения. Когда предусматриваем какую-нибудь опасность жизни или опасность, угрожающую нашему здоровью или благосостоянию, не надобно безрассудно идти навстречу ей.
Святой закон Божий и здравое рассуждение внушают нам заботиться о сохранении жизни и благосостояния, как даров Божиих, и обязывают нас устраняться от предусматриваемых опасностей. Могут, конечно, требовать иного наши высшие нравственные обязанности, ради которых человек должен бывает по доброй воле жертвовать всем, и даже своей собственной жизнью. Но когда таких случаев нет, тогда надо поступать так, как поступал Спаситель, – не вдаваться в опасность, уклоняться от нее, сколько возможно, не ожидая для нашего спасения каких-либо чрезвычайных промыслительных действий Божиих свыше, а пользуясь теми, которые находятся в наших руках.
Некоторые говорят: “Я, несмотря на опасности, предаюсь воле Божией, если угодно будет Богу, то Он сохранит меня”. Но разве у Сына Божия не было средств для Своего спасения от Ирода? Он и тогда мог представить, если бы восхотел, в защиту Свою более, нежели двенадцать легионов Ангелов, но вместо этого употребляет естественные средства: несомый старцем Иосифом и Матерью Своею, бежит, подобно последнему из сынов человеческих, в Египет и таким образом спасает Себя.
Так и нам должно поступать. Пользоваться доступными нам естественными средствами, а не искушать Господа ожиданиями в защиту нашу чудес и знамений, которые никогда не расточаются без крайней нужды.Кроме того, взирая на Божественного Младенца, спасающегося бегством в Египет, и помышляя, с какими трудностями сопряжено было это путешествие и для Него, и для Матери с праведным старцем, мы должны воспринять дух мужества и терпения.
Должны прогонять от себя мысль, которая внушает нам: “Зачем скорби и напасти, ведь они несвойственны нашей природе?”. Мы должны знать, что тот, кто хочет работать Господу и служить Ему, должен, по слову премудрого Сираха, уготовить свою душу во искушение (см.: Сир. 2, 1).
Истинный христианин – это воин и подвижник, которого за труды и подвиги его ожидают покой и награда, то, о чем сказал апостол Павел: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1 Кор. 2, 9). Но где ожидает? Не здесь, на земле, а там, на Небе. Здесь же – многи скорби праведным (Пс. 33, 20) и терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21, 19), – говорит Господь.
Имея в виду все это, и мы с терпением да совершаем свой подвиг спасения, взирая на начальника и совершителя веры, Господа Иисуса, Который, вместо предлежащей Ему славы претерпев бегство во Египет, не радев об уничижении, таким образом пройдя всю лествицу унижений и страданий, воссел одесную престола величествия на Небесах (см.: Евр. 12, 1-2). Ему же слава ныне и присно и во веки веков.Аминь.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

15:03 

Умиравший в пустыне еврей был крещен песком и сразу же получил исцеление

Крещение песком
Умиравший в пустыне еврей был крещен песком и сразу же получил исцеление
“Когда я был молод, – рассказывал авва Андрей, – я вел себя беспутно. Начались брань и беспорядки. И вот я вместе с девятью другими бежал в Палестину. Впрочем, один из них был евреем. В пустыне он ослаб до полного изнеможения, и все мы пали духом, не зная, как нам с ним быть. Однако мы не бросили его, но каждый по мере своих сил нес его на себе. Мы хотели донести его до города или до пристани, чтобы не дать ему умереть в пустыне. Но юноша от голода и палящей жажды, от сильнейшей лихорадки и страшного утомления был близок к смерти. Тогда, пролив над ним слезы, мы решились оставить его в пустыне. Страх напал на нас, как бы и самим не умереть от жажды. Увидев, что мы собираемся уйти, он начал заклинать нас: “Во имя Бога, грядущего судить живых и мертвых, не дайте мне умереть иудеем. Я желаю быть христианином. Сделайте милость, окрестите меня, чтобы мне христианином окончить мою жизнь и отойти ко Господу.” – “Брат, – сказали мы ему, – увы, мы – миряне, а это – дело епископов и священников. Да и воды здесь негде взять.” Но он неотступно, со слезами заклинал нас: “Христиане, не лишите меня этого дара.” Мы были в величайшем затруднении. Тогда один из нас, как бы вдохновленный свыше, говорит: “Поднимите его и разденьте!” С большим трудом поставив его на ноги, мы сняли с него одежду. Трудолюбец, наполнив свои руки песком, три раза посыпал еврею на голову, говоря: “Крещается раб Божий Феодор во имя Отца и Сына и Святого Духа,” – а мы на каждое призывание Святой, Единосущной и Поклоняемой Троицы возглашали: “Аминь!” И Христос, Сын Бога Живого, исцелил и так укрепил немощного, что в нем не осталось ни малейшего признака слабости. Напротив, он в добром здравии, с воспрянувшими силами, бодро пошел впереди нас по пустыне. Придя в Аскалон, обо всем, что произошло с нами, мы рассказали епископу города, блаженному Дионисию. Святой муж, выслушав рассказ, был поражен необыкновенным знамением.” (Луг духовный. С. 206).

14:45 

Все помешаны на ритуалах. Если окунуться в воду – "надо три раза", если помянуть, то в сорока монастырях. Мы что, каббалой занимаемся? И мы думаем, что это Богу нужно, что Он считает: "Ах так, в одной церкви, в другой, а, не… 39 - ошибочка вышла, ничего не получишь". И во что мы превращаем христианство? Вот в это и превращаем. Человек ходит в церковь и не может научиться (я уже не говорю христианству) прилично себя вести. А как может стать человек христианином, если он ведёт себя неприлично? Это невозможно. Сначала какие-то самые примитивные вещи человек должен научиться делать: не убивать, не воровать, не сквернословить.

Протоиерей Димитрий Смирнов
Слава Богу за всё!!!

14:44 

Каким бы ни было ваше прошлое, какими бы ни были ваши разочарования в настоящем, если вы придете ко Христу такими, какие вы есть, слабые, беспомощные и отчаявшиеся, наш сострадательный Спаситель встретит вас, когда вы будете еще далеко, заключит вас в Свои объятия бесконечной любви и облечет в одежду праведности.

14:43 

Благоразумие требует — не всегда и не всякому высказывать правду:
1) не нужно заявлять свою правду, когда дело до нас не касается, когда есть для этого люди, призванные своею должностию говорить правду;
2) когда предвидим, что слово правды ввергнет нас в явную опасность, а пользы от нашего слова не выйдет ровно никакой.
Тогда лучше тайно молиться Богу, чтобы Он Сам вразумил неправедных и наставил их на путь правды, или послал могущих и способных людей обличить неправду! И добродетель требует умеренности и благоразумия, так что без благоразумия добродетель бывает уже не добродетель, или теряет много своей цены.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

14:42 


14:39 

Не вступайте в прения с сектантами, если не имеете должного духовного опыта и знаний. Лучше уходите от них подальше. Пока в вас живы страсти, вы не сможете доказать оппонентам истинность Православия. Ваши гнев и раздражение оттолкнут несчастных людей, попавших в путы сектантства, еще дальше от истиной веры.
Архимандрит Кирилл Бородин

Не читай безбожных книг, не беседуй с безбожниками, иначе сильно повредишь себе и навлечешь излишние скорби. Святая Церковь решительно запрещает не достигшим духовной силы эти беседы и чтение. Враг возбуждает безбожников начинать эти беседы, а тебе будет подавать мысль, что ты можешь обратить их к вере в Бога, что ты обязан пожалеть их, спасать от гибели и проч. Это хитрость вражия. Ты сам чуть не погиб. Нужна была очень сильная вера, а не слова, чтобы вразумить тебя. То же думай и о других.
Игумен Никон (Воробьев)

14:39 

Вы говорите: «Почему не отворил нам Господь, когда стучали мы?». Потому, что стучали в дверь Господню сомнением, а верою – в двери мира.
При дверях души вашей стоит Господь ... и при входе в сердце ваше стоит Господь ... и на пороге ума вашего стоит Господь и ждет приглашения вашего, чтобы осветить сердце ваше, ждет призыва, чтобы внести разум Свой, Свои печати и Свои слова.
А вы говорите: «Где Господь?».– На обочине жизни вашей, оттого и жизнь ваша уродлива. Будь Господь в центре ее, где быть Ему надлежит, и жизнь ваша выпрямилась бы, и видели бы Господа и не страдали бы в поисках Его, вопрошая: «Где Господь?».

Свт. Николай Сербский

01:22 

И в православной Церкви есть богословы, которые следуют стопами еретиков. Им импонируют еретические мысли и методы. Всей душой они с еретиками, но внешне они в Православной Церкви так просто, ради содержания за ее счет. Это недоумки, которым все по ту сторону изгороди кажется лучше и умнее — даже конфессионально смешанное богословие (языческая христология). Православная Церковь, в целом, отвергает таких богословов и не признает их своими... Такие богословы не являются носителями православного сознания и православной совести, они лишь больные органы тела Церкви. Истинными носителями православного сознания и православной совести являются народ, монашество и приходское священство.

Свт. Николай Сербский

01:21 

ИСТИННОЕ ПОНИМАНИЕ ЗАПОВЕДИ О ЛЮБВИ К ВРАГАМ
Совершать такую молитву нужно ежедневно...

Есть люди, которые настолько сильно обижены врагом своим, что испытывают к нему ярко выраженную неприязнь. Но наряду с этим эти люди стремятся жить по Закону Божьему и исполнять заповеди Божьи. В том числе они должны исполнять заповедь о любви к ближнему и о любви к врагу. Такие люди оказываются в двусмысленном положении. Они как бы стоят на распутье, испытывая на себе воздействие двух взаимоисключающих факторов. С одной стороны они испытывают ненависть к врагу за обиды и унижения. С другой стороны как христиане, понимают, что нужно простить врага и полюбить его. Однако порой чувство ненависти берет верх у таких людей, и они не в силах простить и полюбить врага, и просто не вредят врагу, этим действием ограничивая исполнение Божьей заповеди. Такое поведение в отношении врага является неправильным, так как не содержит в себе любви к врагу.

Согласно заповеди Божьей мало удерживаться от вреда врагу, его ещё нужно любить. По словам Иисуса Христа, любовь к ближнему – это проявление высших нравственных чувств, отличающихся чистотой, самоотверженностью и бескорыстием. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине» (1Кор.13:4–6). Любовь земная, построенная на выгоде и расчете в одном случае, на сексе и чувственных наслаждениях в другом случае, резко отличается от любви Небесной. Любовь Небесная – это чистое, возвышенное, бескорыстное чувство, несущее в себе искренний порыв христианской души к ближнему. Любовь к ближнему, и даже к врагу, несет благо и добро, сострадательность, заботливость и милосердие ближнему, основывается на бескорыстии и искренности. И если враг ближний обидел вас, то искренняя любовь к ближнему должна содержать в себе всепрощение не на словах, а на деле.
Поэтому истинное понимание заповеди о любви к ближнему основано на совершении добра врагу вашему. Добро может проявляться в разных видах и формах. Например, в виде помощи или заботы о враге вашем. Но в любом случае совершение пользы врагу вашему должно быть сделано искренне, добровольно и бескорыстно. Прощение, адресованное врагу вашему, как раз и нужно для того, чтобы вы освободились окончательно от ненависти и неприязни к нему. Потому, что только тогда, когда у вас не будет обиды на врага вашего, вы сможете искренне совершить бескорыстное добро. И проявить к своему врагу всепобеждающую любовь.

Прощения врага нужно достигнуть все равно. Но если такое прощение дается с трудом, к нему нужно подойти постепенно. В данном случае нужно, прежде всего, обратить свои молитвы к Господу Богу, Богородице и Божьим Угодникам, и молить их о том, чтобы они помогли вам простить вашего врага и дали вам силы совершить этот трудный поступок. В своих молитвах вы должны молиться и о самом вашем враге, о его заблудшей душе, о том, чтобы врага вашего Господь наставил на путь истинный.
Совершать такую молитву нужно ежедневно и столько дней, сколько понадобится вам для того, чтобы ваша душа смягчилась и вы почувствовали сострадание и любовь к врагу и ощутили в сердце своем что вы искренне бескорыстно и добровольно прощаете врага вашего.
Для смягчения вашего сердца в достижении прощения к врагу вашему можно читать следующие молитвы. К Господу Богу можно обращаться с молитвой «Отче наш», «Молитва Иисусова». К Богородице можно читать молитву «Богородица Дево радуйся» и «Самую краткую молитву к Богородице». Можно читать молитву к Чудотворцу Николаю Угоднику и Святому Сергию Радонежскому, и к своему Ангелу Хранителю. После прочтения каждой вышеуказанной молитвы можно выражать свою просьбу о том, чтобы Высшие светлые силы помогли вам простить вашего врага и возлюбить его всем сердцем и душой, как себя самого. Молитвы эти можно читать как дома перед иконами, так и в храме.
И вот когда вы почувствуете в своей душе, что вы освободились от тяжести ненависти к врагу своему и свет прощения озарил вашу душу, вызвал у вас братскую христианскую любовь к вашему врагу, вот тогда вы сумеете не только воздержаться от вреда в адрес врага вашего, но и искренне сделаете ему бескорыстное добро, и окажете ему помощь и содействие.
И не только не вредя врагу вашему, но совершая для него добрые дела, вы будете поступать как настоящий христианин. Ведь истинная христианская любовь может сотворить великие чудеса с человеком, который живет по заповедям Божьим. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Иоан. 4:16).

В этом и состоит истинное понимание заповеди о любви к врагу своему когда человек не только не вредит, но помогает своему врагу, сумев одновременно помочь и себе самому. Эта помощь себе самому выражается прежде всего в том, что человек нашел силы в своей душе для того, чтобы перевоспитать себя, преодолеть в себе ненависть и обиду, и искренне полюбить врага своего всепрощающей и бескорыстной любовью.

А.Г. Долженко, «Нагорная проповедь».

01:20 

– В проповедях священников постоянно звучит, что мы не должны желать себе материальных благ, удачной, сытой и спокойной жизни. А как же тексты некоторых молитв, в которых мы молим Бога: "Приведи нас к тихой, безмятежной жизни, даруй исцеление, избави от скорбей и печалей". То есть получается, что негоже это просить?

– В этом есть, конечно, противоречие. Эти молитвы были составлены в XIX веке, и уже такой пафос христианства, настроенный на жизнь вечную, в большой степени ослабел. Но и всякие печали, связанные и с голодом, и с холодом, и с пожарами, были гораздо чаще, чем теперь, конечно.

– Но все-таки нет в этом греха – просить для себя?

– Греха в этом никакого нет. Мы, как маленькие дети, можем у своего Отца просить чего угодно. Ему желательно вообще любое обращение нас к Нему, кроме просьбы, чтобы Он кого-то наказал…

– …отомстил.

– Да, или огонь с неба низвел на некоторых людей. Это, конечно, Богу не угодно.

– То есть Он указал все-таки нам, что нам просить во-первых.

– Конечно. Ищите прежде всего Царствия Небесного, а все остальное приложится вам(Мф. 6, 33). Ну что еще тут можно говорить?

– Ну, вот мы по маловерию все-таки обращаемся к Нему с такими молитвами.

– Да, конечно. Вот я сегодня ехал, одна наша старинная прихожанка (мы с ней дружим много лет) едет на обследование, побаивается, естественно, просила помолиться. Так и что – ее в этом упрекнуть? Я говорю: "Конечно, помолимся".

01:19 

БОЛЕЗНИ, НИЩЕТА, ОДИНОЧЕСТВО. Зачем?

Вот уже больше 30 лет я называю себя православным, а до сих пор не понимал, почему кому-то попущены Богом болезни, нищета, одиночество; а кто-то живет безбедно.

Этот вопрос настолько мучил меня, что подступали помыслы неверия.

Только недавно понял, что страдания попущены всему человеческому роду, и если ты здоров и богат — ты призван помогать тем, кто несчастен.

Если ты этого не делаешь — ты не исполняешь своего предназначения.
Неизвестно, что легче: болеть или ухаживать за больными, трудом приумножать богатство и делиться с бедными или просить о помощи, ничего не делая.

Каждому посылается крест по силам, но земная жизнь — всегда крестоношение!

Нет несправедливости в том, что один страдает, а другой призван разделить его страдание и помогать ему. Если же думать, что земная жизнь дана для удовольствия, тогда, конечно, кажется несправедливым то, что одни здоровы и богаты, а другие больны и нуждаются во всем.

Пантелеимон (Шатов), Епископ Орехово-Зуевский

01:19 

«Зачастую мы неожиданно, в добрый час, встречаем человека, который разгоняет тучи, собравшиеся в нашей душе, невольно разрешив какую-то нашу личную проблему. Нередко случается услышать от другого человека слово, пришедшееся по душе, или сказать кому-то ободряющее слово. Или вдруг нам приходит письмо от кого-то, причем именно тогда, когда оно необходимо. Или, запутавшись в жизненных обстоятельствах, мы отчаянно пытаемся рассуждать своим малым разумом, стараясь выпутаться из безвыходного положения, как вдруг происходит нечто, что в корне меняет ситуацию. Следовательно, и неожиданная встреча, и слово, и письмо, и случай — всё это знаки, данные нам либо в наказание, либо как напоминание, вразумление, ободрение, либо как призыв к покаянию».

Святитель Николай Сербский

01:18 

Жизнь – бумеранг. К тому и ведётся: что отдаёте, то и вернётся. То, что посеешь – то и пожнёшь, ложью пробьётся ваша же ложь. Каждый поступок имеет значение; Только прощая, получишь прощенье. Вы отдаёте – вам отдают, вы предаёте – вас предают, вы обижаете – вас обижают, вы уважаете – вас уважают… Жизнь – бумеранг : всё и всем по заслугам; Чёрные мысли вернутся недугом, светлые мысли – Божественным светом…Если не думал – подумай об этом.

01:18 

Все помешаны на ритуалах. Если окунуться в воду – "надо три раза", если помянуть, то в сорока монастырях. Мы что, каббалой занимаемся? И мы думаем, что это Богу нужно, что Он считает: "Ах так, в одной церкви, в другой, а, не… 39 - ошибочка вышла, ничего не получишь". И во что мы превращаем христианство? Вот в это и превращаем. Человек ходит в церковь и не может научиться (я уже не говорю христианству) прилично себя вести. А как может стать человек христианином, если он ведёт себя неприлично? Это невозможно. Сначала какие-то самые примитивные вещи человек должен научиться делать: не убивать, не воровать, не сквернословить.

Протоиерей Димитрий Смирнов
Слава Богу за всё!!!

16:46 

РЕАНИМАЦИЯ И АНГЕЛЫ,ИЛИ ПРОГУЛКА ПО КРАЮ БЕЗДНЫ.

В жизни нам даются суровые уроки. Но после этих уроков жизнь становится другой. Невозможно быть тем же, кем ты был, когда хоть на мгновение ты вышел за пределы привычного, оказался на пороге иного бытия. Ценность самой жизни познается на грани смерти, ценность света – после ночной тьмы, ценность любого Божиего дара – после его лишения.

Первая химиотерапия обернулась для меня серьезным отравлением. Токсикация охватила нервные пути. Отключилась речь, парализовались глотательные движения, затруднилось дыхание.

Жена пыталась вызвать «скорую» – все машины оказались в разъездах. Мне удалось показать в своем телефоне номер знакомых фельдшеров, трудившихся на «скорой». Благодаря им машина приехала значительно быстрей, в то время, когда я пытался на четвереньках глотать воздух из открытого окна.

Меня потом спросил один знакомый, возможно ли молиться в таком состоянии. С отключением речи и блокировкой мышц языка ты еще пытаешься молиться мысленно. Пытаешься всем сердцем обращаться привычными краткими словами: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного! Пресвятая Владычице моя, Богородице, спаси мя, грешного! Святый Ангеле Божий, Хранителю мой, помоги мне». И еще краткие молитвы преподобному Сергию Радонежскому, блаженной Матроне Московской, небесному покровителю мученику Валерию Мелитинскому…

Но наступает момент, когда тебе не хватает кислорода, вдохнуть ртом ты не можешь, и тут внутри происходит сбой, а в каком-то смысле наступает паника. Мысли теряют сосредоточенность, по телу проходят судороги, единственным желанием становится просто нормально дышать. В такие мгновения молитва испаряется, как влага на раскаленном песке. Ты начинаешь просто бороться за жизнь, искать, как лучше сделать вдох, глупо и беспомощно теряя молитву – этот главный, целительный источник нашей жизни.

В какой-то момент промелькнуло: если я уже умираю, то пусть это наступит скорей, чтобы близкие не видели всех мучений и чтобы просто перешагнуть порог, который отделяет временное от вечного, тленное от нетленного. Вот как мы просим на каждой ектении «христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны…» Но что-то это прошение никак не исполнялось, оставляя меня на краю бездны, на грани неизвестности.

Тогда жена поставила на молитву перепугавшихся детей. Опустившись на колени перед иконами, они со слезами, в простых детских словах изливали свою сердечную просьбу. В этот момент мне наглядно открылось, что в жизни бывает, когда ты живешь вовсе не своими молитвами. Когда молитвы тех, кто любит тебя, для кого ты еще имеешь значение, восполняют всю твою беспомощность и немощь. По молитвам ближних мы избавляемся от бед, обретаем от Бога спасение, исцеляемся и воскресаем. Эти молитвы становятся крыльями, которые подымают твою израненную душу и не дают ей пасть вниз.

Еще скажу, что на грани перехода ты чувствуешь, как многое, что казалось тебе важным, вдруг обнажает свою пустоту. Самым сердцем прозреваешь, как напрасно ты всё время куда-то гнал и спешил, пытался что-то заработать, вроде бы чтобы содержать семью, но мимо тебя в этой гонке и проходила жизнь твоей семьи, твоих детей, исчезала радость общения с самыми близкими. Счастье – оно всегда рядом с нами, но мы сами пробегаем мимо него. Чтобы остановиться и вырваться из замкнутого круга, нам от Бога и подаются суровые жизненные уроки.

Но вот наконец и «скорая». Вижу растерянное лицо врача, замешательство в его действиях. Замеряет мне давление, пульс, а затем каким-то прибором еще что-то меряет и с удивлением говорит: «Странно… Что же в крови кислорода-то меньше нормы?» Зачем-то ставит мне катетер в руку… и только перед самым нашим выходом к машине делает укол, после которого судорога в теле исчезает.

В больнице мне поставили капельницу. Но на следующий вечер приступ повторился. Меня отправили в реанимацию. Поскольку и в этот вечер я потерял дар речи, то не мог произносить ни единого слова. Оставался лишь безмолвным созерцателем происходящего и наблюдал, как Бог посредством людей спасает таким же людям жизнь и восстанавливает здоровье.

Никогда с этим раньше не сталкиваясь, я был поражен своим восприятием. Ранее я думал, что это место какой-то безутешной скорби, отчаянной борьбы за жизнь, последних проводов. Оказалось, что проведенный в реанимации день стал одним из самых счастливых дней в моей жизни. Это как рождение на свет, воскрешение, после чего радость дня и свет солнца, счастье общения с близкими и драгоценная возможность служить Богу переживаются наиболее ярко.

Здесь не царили ни ропот, ни ругань, ни жалобы или угрозы. Каков бы ни был больной, врачи и медсестры представляли собой пример исключительной жертвенности. Каждый заботливо, мирно, спокойно вершил свое дело, словно это были не люди, а ангелы, поставленные Богом на то, чтобы заниматься одним единственным делом – спасать людей. Наблюдая происходящее, я так и пришел к этому удивительному выводу: вся реанимация наполнена ангелами.

Смысл духовных прозрений не обязательно в том, чтобы ты непременно увидел ангелов, но в том, чтобы нечто ангельское ты увидел в людях, в тех, кто окружает тебя. Если кругом ты недовольно видишь одни грехи, недостатки, пороки, то кто же ты сам по своей внутренней сути? Каждый замечает то, что для него самого естественно. Если же в окружающих тебя людях ты прозреваешь доброе, чистое, ангельское, то, значит, Господь посетил тебя и не лишил Своей благодати. Впрочем, сам я на тот момент прозревал лишь собственную немощь и удивительную доброту, заботливость, сердечность сотрудников реанимации.

Одна пожилая врач, подойдя ко мне, с соучастием и состраданием произнесла: «Ты молись про себя. А когда сможешь, так и вслух молись. Молитв, слава Богу, много у нас. Молитва часто лучше всего помогает». И я молился. На сердце стало настолько мирно, спокойно, что я сравнил эти ощущения лишь с пребыванием в алтаре на богослужении. Ангелы наполняют алтарь храма, ангел-хранитель рядом с каждым из нас. Но Божии ангелы присутствуют еще и там, где спасается жизнь, где люди, забыв о себе, заботятся только о том, как помочь таким вот, как я, беспомощным. Почему же мы не замечаем этого в своей обыденной жизни?

Пусть никто не осудит меня, но в тот момент реанимация мне представилась подобной священному алтарю, а действия персонала реанимации – священнодействиям служителей храма. Они воссозидают в человеке жизнь, делают по земным меркам невозможное, имеют от Бога особый дар воскрешать и возвращать людей к жизни, тем самым причастны таинству спасения сотворенных Богом людей. Конечно, всё это относится не к вечному спасению души, обретаемому только в храме, а к временному спасению тела. Но ведь свои души мы спасаем, покуда не расстались с телом, значит, и это временное спасение, восстановление здравия тела тоже важно для нас.

А потом всё завершилось очень просто. Меня откачали, вернули к жизни и спокойно отпустили домой. Они не ждали ни благодарности, ни признательности, ни денег, хотя трудно поверить, что зарплаты простых городских врачей высоки. По-доброму и с улыбкой напутствовали советом, чтобы больше к ним не попадал. Они сами остались там, как врачи на передовой, бескорыстно спасая жизнь всякого смертельно раненного.

Жаль, что часто мы не замечаем, как рядом с нами бескорыстно трудятся, вершат святое служение люди, спасая жизнь таким же, как мы. Как и молящиеся за тебя дети, так и врачи реанимации подобны ангелам, небесным хранителям, которые защищают и сохраняют нам жизнь.

Вспоминается еще только одно прошение ектении, которое после реанимации стало для меня самым важным, выше всех земных достижений, свершений: «Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим». Если умирать, то лучше мирно, а если жить, то только в покаянии. И вверить себя в руки Божии. Это и есть самое главное. Храни всех Господь!

Священник Валерий Духанин

16:32 

Человек! твои развлечения, твои увеселения — обличители живущей внутри тебя муки. Ты ищешь заглушить ее чашей шумных забав и непрерывного развлечения. Несчастный! Едва выпадет для тебя минута трезвения, как ты снова убеждаешься, что мука, которую ты старался уничтожить развлечением, живет в тебе. Развлечение служит для нее пищей, средством укрепления: отдохнув под сению развлечения мука просыпается с новыми силами. Она — свидетельство, живущее в самом человеке, свидетельствующее ему о его падении.

Святитель Игнатий (Брянчанинов).
(Аскетические опыты. Том II. Об образе и подобии Божиих в человеке).

16:31 

ИЩЕШЬ МИЛОСТИ? БУДЬ САМ МИЛОСТИВ

Оставляются долги тем, кто просит о помиловании. Но, смотри, не питай ненависти к братиям своим, когда просишь оставления долгов.

За дверьми остаются те молитвы, которыя, возносясь к Богу, не имеют при себе любви; потому что одна любовь отверзает двери молитве.

Если брат твой гневается на тебя, то гневается на тебя и Господь. И если примирился ты с братом своим долу, то примирился и с Господом горе. Если восприемлешь брата своего, то восприемлешь и Господа твоего.

Итак, примирись с Господом в лице оскорбленных, возвесели Его в лице опечаленных, посети Его в лице больных, напитай в лице алчущих.

В лице утомленнаго путника уготовь Ему мягкое ложе, омой ноги Его, посади на первом месте за трапезою своей, преломи хлеб свой и удели Ему, падай Ему и чашу свою.

Он оказал уже тебе большую любовь, раздробил для тебя тело Свое, и кровь Свою дал тебе в питие.

псалтырь Ефрема Сирина

Блог иг. Давида

главная