Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
14:22 

ЧТО ТАКОЕ СВЯЩЕНСТВО?

Священник Иоанн Валентин Истрати
Я не знаю. Но могу сказать, как думаю я, что такое священство, насколько я узнал это у святых отцов и из светлого веяния Духа Святого на недостойных.

Священство — это Таинство, происходящее с Небес, всецело представленное и действующее во Христе, Единственном совершенном Священнике, Архиерее, распятом за людей, и за него, как за веревку, протянутую над небытием, держатся люди, избранные Им, недостойные нести Его слова своим голосом и Его Пречистое Тело своими руками.

Священство — это изумленный восторг всю жизнь готовиться обучением, молчанием и молитвой к тому, чтобы узнать песчинку истины о Премудрости вечной, Слове пречистом и Любви безбрежной.

Священство — это непостижимое и невиданное желание вложить сердце свое в руку Божию и бесконечная радость держать Бога в ладонях своих, на Евхаристии.

Священство значит иметь пронзенные руки — не гвоздями, как Бог твой, а светом, исходящим от Тела Христова, которое ты держишь в руках.

Священство — это плач сердца, когда чувствуешь, что души, вверенные тебе, погибают по огромному легкомыслию, а тебе давать отчет за их участь вечную.

Священство — это сила измерять время не неделями, днями и годами, а Евхаристиями и муки упования во всю жизнь, чтобы Бог, снова и снова, открыл Свое сердце, ширшее небес, и принял тебя в Церковь Его любви.

Священство — это таинственное ощущение при Крещении в бесконечно легком дыхании младенца рокота жизни, сдвигающей с места планеты и солнца, в дыхании Духа Святого.

Священство — это внимание, улавливающее ликование младенчика, вынутого из крещальных вод, когда ему даются видение ангела хранителя и стихарь света жизни.

Священство — это непрестающая болезнь рождения людей заново, как говорит божественный Павел: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!»

Священство — это тонкое уловление тайны жизни в силе младенца тянуться к груди, прежде всякой ориентации и зрения.

Священство — это одержимость произносить всегда, при каждом дыхании, имена твоих чад, похищенных лукавым.

Священство — это сокрушенный плач от ведания, Духом, глядя на тело женщины, сколько плодоношения и сколько смерти несет она в чреве своем и где может возвыситься рождением или низвергнуться в преисподняя земли убийством.

Священство — это вкус Евхаристии, остающийся на устах и в душе и после смерти, и жгучее нетерпение снова принять Пищу негиблющую.

Священство — это желание и возможность стать Крестом, когда возносишь руки к небу, прося Духа Святого освятить дары творения.

Священство — это тихий жест благословения каждый раз, когда видишь женщину, беременную жизнью, или старца с душой, ожидающей окончательного омовения от персти.

Священство — это яростное любление помянника больше, чем вложенной в него монеты, это стойкость смиренно испрашивать милости Божией на каждом имени и разрывать себе душу при виде имен людей, болеющих раком и другими лютыми болезнями.

Священство — это недостойное достоинство сотрясать ад, поминая за Литургией лежащих во мраке болезни и с корнем вырывая опухоли небытия из сердец людей плачущих.

Священство — это свет, погружающийся в мрак, чтобы вырвать молитвой семена смерти из умов человеческих
Священство — это свет, погружающийся в мрак, как в океан, чтобы вырвать молитвой семена смерти из умов человеческих.

Священство — это сила понять беззвучные слова по губам умирающего, сила разомкнуть уста, скованные болью, чтобы они приняли Евхаристию веков, умерщвляющую смерть.

Священство — это глубина разумения, в боли людей, всецелого бремени народа никчемного и сокрушение порочного круга греха Телом Христовым, сокрушенным за нас.

Священство — это стояние в коленопреклонении перед святым престолом, когда, прижав чело к груди Христовой, в изумлении слышишь биение сердца Божьего.

Священство — это Великий Пяток, когда вся вселенная замирает в рыдании над закрытыми веками Сына Божия.

Священство — это падение в свет, где ты перевязываешь раны Умершего за нас.

Священство — это тонкое видение в воздушной стихии тайны полета к высотам любви Божией.

Священство — это горение, ощущающее в стихии огня силу Духа, пылающего и прижигающего все грехи мира.

Священство — это молчание, слышащее в стихии земли тайну смерти и воскресения Христова и нашего.

Священство — это погружение в тайну воды, как в утробу, отрождающую жизнь бесконечную.

Священство — это смерть и воскресение, драгоценнейший свет миру, это Христос всецелый, совершающий Литургию веков твоими перстными руками.

Священник Иоанн Валентин Истрати
Перевел с румынского Родион Шишков

14:20 

Ни офицерский мундир не сделает Вас храбрым, ни священническая ряса — милосердным, ни судейская тога — справедливым, ни министерское кресло — сильным, если Ваша душа не изобилует ни мужеством, ни состраданием, ни праведностью, ни крепостью.

Святитель Николай Сербский

14:19 


14:11 

Ничто столько не оскорбляет Господа, как то, когда молимся кое-как. Лучше не все положенные молитвы прочитывай, но со страхом Божиим, благоговением; чем все, но кое-как.

Святитель Феофан Затворник

14:10 

Что такое покаяние?

Это когда человек освобождается от фантомов, фантазий о себе, перестает себя обманывать. Когда он имеет мужество и силы посмотреть на самого себя такого, каков он есть. Покаяние разрушает ложь и приводит человека к картине порой очень тяжелой и неприглядной, но реальной. Чтобы покаяние было действенным, созидательным, не вело к отчаянию, безысходности и мраку, а напротив, давало силы и приводило не просто к жизни, но к Вечной Жизни, оно должно быть обращено к Господу Богу, ко Христу.

Для давно воцерковленных людей «список» грехов, как правило, от исповеди к исповеди примерно один и тот же. Может возникнуть ощущение некоей формальной духовной жизни. Но дома мы часто подметаем пол, и, слава Богу, не каждый раз приходится разгребать авгиевы конюшни. Это как раз не беда. Беда, что начинаешь замечать, как жизнь у некоторых христиан делается с годами скучнее и скучнее. А должно быть наоборот: она должна становиться всё более насыщенной и всё более радостной. Вот это меня удивляет. Значит, что-то самое главное не прочувствовано.

"Наше духовное прозрение заключается в том, что мы начинаем видеть себя исполненными грехов и способными к любому злу и любому предательству. Наше прозрение – в том, что мы начинаем видеть мир таким, как он есть – лежащим во зле. Наше прозрение – в том, что мы начинаем видеть и ценить в этом мире более всего лишь великое милосердие Божие к нам и ко всему слепому человечеству. А если мы всего этого не видим, значит нам только кажется, что мы прозрели, а на самом деле мы остались по-прежнему слепы, от чего избави нас Господь!"

«Бог в тяжестех Его знаем есть, егда заступает ны» — Бог познается в испытаниях и тяжестях жизни, когда после порой продолжительного, но совершившегося нашего терпения в перенесении этих испытаний, Бог являет Свою силу – «егда заступает ны». В этом великая тайна истинного Богопознания, тайна Креста и смысла человеческих страданий. «В терпении вашем стяжите души ваша», — заповедует нам Господь. Необходимо, наконец, набраться мудрости возблагодарить Господа за все те испытания, которые Он посылает нам, возблагодарить, потому что только в благодарении заключается истинное познание Бога. Никак по-другому Бога падшему человеку познать невозможно."

Расслабленные братья и сестры! Порадуемся тому, что мы хотя бы сознаем себя таковыми! Господь пришел в мир спасти расслабленных грешников, а мы – среди них. Сильные распяли Иисуса Христа, и Господь попустил им эту страшную, безумную силу – распять Бога. Когда мы с вами становимся гордыми, самоуверенными, то повторяем это страшное преступление богоборцев – распятие Спасителя.
Не будем высоко мудрствовать о себе, не будем удивляться нашим немощам, не будем впадать от них в отчаяние и уныние. Будем искренне, изо всех наших сил, стремиться к исправлению, подвизаясь против зла и греха, живущих в нас. Будем твердо верить, что в этом поможет нам Господь наш Иисус Христос. Он любит нас, потому что мы – Его дети. Нас, признающих себя расслабленными и просящих помощи у Отца нашего Небесного, Господь не оставляет, но вселяет в нас Свою несокрушимую силу. Только этим мы сильны – так же, как только этим были сильны все апостолы, исповедники, преподобные и мученики.

Епископ Тихон Шевкунов

14:09 


14:05 

Антон Чехов

Человек хорош и прекрасен. Пока его не разбили, не обманули и не растоптали.

14:04 

Его Святейшество Патриарх Павел Сербский не знал празднословия, но бывало, что он словом „жертвовал собой“, ради назидания. Так случилось, что один гуляка, который нередко проводил время в ресторанчике „Знак вопроса“, напротив Патриархии, как только видел, что патриарх идет мимо Патриархии или Кафедрального собора, всякий раз перебегал улицу, чтобы взять благословение. И однажды, заикаясь сказал:
– Ваше святейшество, мы с тобой лучшие люди в этом Белграде!
Патриарх, видя, что тот не вполне твердо стоит на ногах, ответил :
– Да, твоя правда, но видит Бог, когда напьемся, то хуже всех.
Конечно, патриарх никогда не пил, но таким образом, он взял на себя часть греха этого человека и с юмором, чтобы не обидеть его, указал на слабость и порок, которым тот страдал.

13:18 

Бывает, что у хороших родителей растёт дитя непослушное, злое. Отчего? Или, может быть, для чего даётся родителям такое испытание — непослушное дитя?

О женщине Апостол сказал: «Спасётся через чадородие» (1 Тим. 2, 15). Вот иногда трудный ребёнок и спасает маму, а то и всю семью. В каждом приходе есть семьи, которые привела в Церковь болезнь малютки.

Порой живёт человек, не выходя ни чувствами, ни мыслью за пределы житейских своих интересов. Ходит на работу, сажает яблони, любуется закатом. Всё сам по себе. Без Бога. Может, и слышал он про Него, может, и верит, что есть Господь, да не пускает он Христа в свою жизнь. И без Него хорошо живётся человеку. Вера вроде есть, да мертвая она, потому что «вера без дел мертва» (Иак. 2, 20). Как отрезвиться ему от своего безумия?

Сколько раз уже стучал Господь в его сердце! Сколько раз человек мог услышать Его голос! Весь мир природы, его красота и совершенство говорят нам о Боге. «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18, 2). Открыты и действуют многие храмы Божии, и верующие знакомые есть у каждого человека. Отечественная история и культура на каждой своей страничке вспоминают о Боге и о Церкви. Но не слышит человек, не отзывается, не открывает своего сердца! И тогда Господь, не желая погибели человека, даёт ему горькое лекарство от глухоты сердечной, от забывчивости — попускает временное несчастье, останавливает на время привычное налаженное течение жизни. И самое действенное для родителей лечение — болезнь ребёнка. При этом болезнь может быть и телесной и нравственной. Но не спешите горевать над сокрушенным родительским сердцем. Нередко с горя начинается восхождение человека, а то и всей семьи. В горе мы поднимаем глаза к небу.

Протоиерей Сергий Николаев

13:17 

КАК БЕС ВСЕЛЯЕТСЯ В ЧЕЛОВЕКА.


Как учат святые отцы, бес, перед тем как вселиться в человека, подготавливает «почву». Главным способом их воздействия является внушение человеку своих мыслей под видом его собственных.

Делают они это очень осторожно, прилагая свои мысли к мыслям человека, чтобы не было заметно, как внушаемые ими помыслы вплетаются в человеческое сознание. «Они постепенно приучают людей думать и желать всего только греховного, делая их подобными себе. Подчиняя разум и волю человека, бесы стремятся к овладению и его телом. Это становится возможным, когда благодать Божия не для погибели, а для наказания отходит от неисправимого грешника. Теперь бесы могут войти в его тело и управлять им. И нет такого преступления и злодеяния, которое не мог бы совершить бесноватый (по-современному, «зомбированный») человек», если бы не Божий Промысл, ставящий внешние пределы бесовской силе. В особых случаях для вразумления и исправления Бог попускает иногда бесам вселяться и в верующего, церковного человека...

В прошлом веке в России жил такой человек — Николай Александрович Мотовилов. Родовитый дворянин, богатый помещик, он отказался от карьеры и светской жизни и сделался (так он сам себя любил называть) «служкой Серафимовым». Был он духовным сыном и преданным помощником преподобного Серафима Саровского, одним из самых близких к нему людей.

Однажды преподобный Серафим поведал ему о своей страшной борьбе с бесами в течение тех 1000 дней и ночей, когда он молился на камне...

Николай Александрович, человек искренний и горячий, так вдохновился этим рассказом, что неосторожно воскликнул: «Батюшка, как бы и я хотел побороться с бесами!» Преподобный, зная, что может последовать за такими вызывающими словами, испуганно перебил его: «Что вы, что вы, ваше Боголюбие! Вы не знаете, что говорите!..»

После этого разговора прошло много времени. Уже не было на свете батюшки Серафима... Но легкомысленный, дерзкий вызов Мотовилова, попущением Божиим, был принят. Ему пришлось на себе испытать, как это бывает — когда бес вселяется в человека. Как-то Мотовилов среди своих бумаг нашел запись об исцелении бесноватой девицы, из дворян, у раки святителя Митрофана Воронежского. «Я задумался, — вспоминал Мотовилов, — как это может случиться, что православная христианка, приобщающаяся Пречистых и Животворящих Тайн Господних, и вдруг одержима бесом, и притом такое продолжительное время — 30 с лишним лет. И подумал я: вздор. Этого быть не может! Посмотрел бы я, как бы посмел в меня вселиться бес, раз я часто прибегаю к Таинству Святого Причащения!..»

В это мгновение страшное, холодное, зловонное облако окружило его и, как он ни стискивал уста, стало входить в его внутренности. Лед и смрад заполнили его изнутри. Рука его не в силах была подняться, чтобы сотворить крестное знамение; мысль не могла сосредоточиться на молитве. И с того дня начались его ужасные мучения. . В течение трех дней он чувствовал, что горит в огне, но не сгорает. Несколько раз в сутки с него даже счищали сажу! Прекратилась эта дикая нечеловеческая мука только после исповеди и причастия Святых Христовых Тайн.

Но потом началась другая: двое суток он был охвачен лютым геенским холодом и не мог согреться даже огнем.

«По желанию Его Высокопреосвященства, архиепископа Воронежского Антония, — рассказывает Мотовилов, — я с полчаса держал руку над свечой, и она вся закоптела донельзя, но не согрелась даже. Опыт этот удостоверительный я записал на целом листе и к тому описанию руку мою, закопченную свечной сажей, приложил»... Эта мука также прекратилась после исповеди и причащения. А потом Мотовилова мучил и истязал, грыз изнутри, переползая по телу, адский неусыпающий червь. Мотовилов реально видел и даже осязал отвратительное чудище (когда оно выползало через его нос, рот, уши, с тем чтобы вползти обратно), и хотя эта последняя мука по времени продолжалась не так долго, как предыдущие, она была самой страшной. Николая Александровича еще раз причастили (сам архиепископ, из своих рук) - и червь оставил его.

В прошлом веке благочестивые русские люди бывали в храме Божием регулярно, но причащались редко: обычно четыре раза в год, во время длительных постов. Чтобы причаститься три раза за несколько дней — основанием для этого должны были быть из ряда вон выходящие обстоятельства.

У читателей может возникнуть вопрос: по какой же причине Господь попустил Бесу вселиться в человека верующего и церковного и нестерпимо мучить его, пусть и сравнительно недолгое время?

Главным желанием Мотовилова было не просто спасти душу, но и быть в Царствии Небесном вместе с возлюбленным его Батюшкой — преподобным Серафимом. Он не имел духовных и телесных подвигов, которые понес Преподобный, и ему была дана возможность пережить духовные страдания во славу Божию. Господь открыл рабу Своему, а через него и всем нам, что такое адские муки: огонь неугасающий, лютый холод и червь неусыпающий. Наконец, этот случай учит нас, что бесы существуют реально, действуют против людей и что оружие на них дает только Святая Христова Церковь.

Теперь, зная, кто такие бесы, можно понять, кто такие колдуны и чародеи. Это люди, добровольно вступающие в дружбу с духами злобы. С их помощью они и привораживают, и «портят», и «лечат»...

13:14 

Дерзкий к человеку дерзок бывает и к Богу, каковы многие из нас. Уважай в человеке величественный, бесценный образ Божий и долготерпи погрешностям и заблуждениям человека падшего, да и твоим Господь потерпит, - потому что враг Бога и рода человеческого, не в состоянии будучи излить злобы своей на Бога, усиливается излить ее на образ Его - на человека, равно как все свои нечистоты, свою тьму, свою гордыню, зависть и проч. выместить на нем. Уважай же человека, спасай его; береги и себя, не раздражайся, не озлобляйся, не завидуй, не обижай, не лги, не любодействуй, не кради и проч.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

13:09 


13:09 

ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ ежедневно заходил в мелочную лавку Петрова менять 10-15 рублей на копейки и после раздавал их нищим. Так продолжалось несколько лет.

Торговля у Петрова была необычайно бойкая, вдвое больше, чем у других, лавки которых находились в людных местах. Однажды, когда отец Иоанн опять зашёл к нему и попросил разменять на медные деньги 20 рублей, в лавке была масса покупателей. Петров потом рассказывал: «Такая взяла меня досада! Мелочь самим нужна, народу — хоть разорвись, а тут пересчитывай полчаса копейки на целых 20 рублей. Я исполнил просьбу батюшки, но подумал: «Хоть бы ты убрался куда-нибудь в другую лавку со своими копейками. Надоел, право». Отец Иоанн поблагодарил, взял мешочек с медяками и вышел.

Проходит день, другой, третий, — батюшка не идёт менять. Я на это внимания не обратил, даже доволен был. Прошло около месяца… Замечаю я, что почти с каждым днем торговля у меня идёт всё хуже и хуже; покупателей всё меньше. А тут, как на грех, капуста скисла, хлеб, что ни спечёшь, — мякина одна, просто выбрасывай, огурцов целая бочка пропала...»

Вдруг Петрову ясно вспомнилось последнее посещение его лавки отцом Иоанном и слова, которые он в досаде мысленно сказал в его адрес. Чуть свет он отправился просить прощения. Отец Иоанн встретил его словами: «Я больше не тревожу тебя».

Петров со слезами бросился к ногам отца Иоанна и стал просить прощения.

Батюшка ласково сказал: «Встань, встань. Господь милостив, простит, ты больше бедняков-то люби; ведь братья они тебе, Христос и для них пострадал на кресте... Не отворачивайся от просящего, если можешь помочь ему чем-нибудь, а то и Господь от тебя отвернётся».

Отец Иоанн отслужил по просьбе Петрова молебен, а Петров стал каждый день подавать нищим — кому хлеба, кому грошик. А батюшка опять стал заходить к нему менять копейки. Покупатели опять стали приходить к Петрову, и его торговля вскоре пошла лучше прежнего.

13:06 

Не так важно, чем человек грешит, а важно, что он вообще грешит. Не так важно, чем человек болеет. Умереть-то можно и от инфаркта, и от пореза на пальце; можно умереть от инсульта, можно и от рака печени. А можно и в стакане воды захлебнуться – пил чай, поперхнулся, и конец. Какая разница, отчего? Главное само событие – человек умер. Также совершенно неважно, от какого греха твоя душа погибла: от того, что ты не молишься, от того, что осуждаешь, или от того, что ты людей проклинаешь. Нет маленьких грехов. Повесь человеку булыжник на грудь, брось его в пруд – он утонет. А возьми миллион маленьких песчинок, наполни мешок, повесь на шею и брось его в пруд – так же утонет. Что булыжник у него на шее, что мешок с песком – тяжесть-то одна. Поэтому бесчисленное множество так называемых мелких грехов, которые душу нашу облепили, так же погубляют нашу душу.

Протоиерей Димитрий Смирнов

21:59 

Бывает, что у хороших родителей растёт дитя непослушное, злое. Отчего? Или, может быть, для чего даётся родителям такое испытание — непослушное дитя?

О женщине Апостол сказал: «Спасётся через чадородие» (1 Тим. 2, 15). Вот иногда трудный ребёнок и спасает маму, а то и всю семью. В каждом приходе есть семьи, которые привела в Церковь болезнь малютки.

Порой живёт человек, не выходя ни чувствами, ни мыслью за пределы житейских своих интересов. Ходит на работу, сажает яблони, любуется закатом. Всё сам по себе. Без Бога. Может, и слышал он про Него, может, и верит, что есть Господь, да не пускает он Христа в свою жизнь. И без Него хорошо живётся человеку. Вера вроде есть, да мертвая она, потому что «вера без дел мертва» (Иак. 2, 20). Как отрезвиться ему от своего безумия?

Сколько раз уже стучал Господь в его сердце! Сколько раз человек мог услышать Его голос! Весь мир природы, его красота и совершенство говорят нам о Боге. «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18, 2). Открыты и действуют многие храмы Божии, и верующие знакомые есть у каждого человека. Отечественная история и культура на каждой своей страничке вспоминают о Боге и о Церкви. Но не слышит человек, не отзывается, не открывает своего сердца! И тогда Господь, не желая погибели человека, даёт ему горькое лекарство от глухоты сердечной, от забывчивости — попускает временное несчастье, останавливает на время привычное налаженное течение жизни. И самое действенное для родителей лечение — болезнь ребёнка. При этом болезнь может быть и телесной и нравственной. Но не спешите горевать над сокрушенным родительским сердцем. Нередко с горя начинается восхождение человека, а то и всей семьи. В горе мы поднимаем глаза к небу.

Протоиерей Сергий Николаев

13:05 

"Творя добро одному, оглянись, не сотворил ли чего несправедливого в отношении другого".
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

13:05 


13:04 

Зачем перед иконой зажигается лампадка
   Во-первых, потому, что вера наша есть свет. Сказал Христос: «Я свет миру». Свет лампадки напоминает нам о том свете, которым Спаситель освещает наши души.
   Во-вторых, для того, чтобы напомнить нам о светлом нраве святого, перед иконой которого мы возжигаем лампадку. Ибо святые названы «сынами света».
   В-третьих, для того, чтобы служить нам укором за наши темные дела, злые помыслы и желания, и для того, чтобы позвать нас на путь евангельского света, чтобы мы с большей ревностью заботились об исполнении заповеди Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела».
   В-четвертых, чтобы стала она нашей малой жертвой Господу, Который всего Себя принес в жертву за нас, малым знаком великой благодарности и светлой нашей любви к Тому, у Кого в наших молитвах мы просим жизни, здоровья и спасения – всего того, что может дать одна только безграничная Небесная Любовь.
   В-пятых, чтобы устрашить силы зла, которые нападают на нас иногда и во время молитвы, отводя наши мысли от Творца. Ибо силы зла любят тьму и трепещут света, особенно того, который служит Богу и угодникам Его.
   В-шестых, чтобы побуждать нас к жертвенности. Подобно тому как горят в лампадке елей и фитиль, покорные нашей воле, так же пусть горят пламенем любви и наши души, во всех страданиях покорные воле Божией.
   В-седьмых, чтобы напоминать нам о том, что как лампадка не может зажечься без нашей руки, так и сердце наше, эта наша внутренняя лампадка, не сможет загореться без святого огня Божественной благодати, даже если будет исполнено оно всякой добродетели. Ибо добродетели наши – горючее, которое воспламеняет Своим огнем Господь.

13:03 

   – Когда человек впадает в гордость, Божественная Благодать отходит сразу же?
    – Естественно! Ты что думаешь, что для того, чтобы Денница из Ангела превратился в диавола, потребовалось много времени? Всё произошло во мгновение ока. Лишь только у человека появится помысел, что он что-то из себя представляет, как Благодать Божия сразу отходит. Что общего у Благодати Божией с гордостью? Бог есть смирение. А когда Благодать Божия отходит, то приходит диавол и помрачает человеку ум. Потом человек может испытать и внешнее нападение от бесов, а внутри у него образуется духовный мрак.

Прп Паисий Святогорец
Слова. Том V. Страсти и добродетели
Часть вторая. Гордость – корень греха
Глава третья. Последствия гордости

13:02 

ПРИТЧА ДНЯ

О жизни грешника

Некий человек получил богатое наследство, но использовал его только на строительство и украшение дома. И жил он в этом доме один, сам не ходил ни к кому и никого из добрых людей не принимал у себя. Во всем себе отказывал, вкладывал все только в дом. Немытый, нечесаный, в лохмотьях, голодный, скупец все имение свое тратил только на дом, в котором обитал. Годами соседи не видели его лица, зато дом был украшен так, что прохожие не могли сдержать возгласа восхищения. Прислушивался тот человек к каждому слову похвалы о своем доме, и было это единственной его радостью. «Кто же это живет в таком доме? Кто он, если у него такой особняк?» – спрашивали прохожие. Но лица хозяина никто не видел. Наконец он расточил все, что имел, на содержание и украшение дома и довел себя до отчаяния.

Однажды в дом ударила молния, он вспыхнул и сгорел дотла, а сам хозяин едва успел выбраться на улицу и спастись. Люди испугались, увидев его: он и был похож на пугало, заросший, грязный, оборванный. И все, видя его, бежали прочь, как от чудовища. В отчаянии побрел он из города, сам не зная куда. На дороге ему попались цыгане: «Он пригодится в нашем деле!» – решили они и, схватив его, искалечили, выкололи глаза, перебили ему руки и ноги и заставили просить для них милостыню.

Хозяин дома символизирует душу грешника. Большое богатство – дары Божии. Строительство, укрепление и украшение дома – символ попечения о плоти и мирской жизни. Неопрятный, оборванный и голодный человек – это запущенная, изголодавшаяся душа в теле. Молния – внезапная смерть. Соседи, которые гнушаются этим человеком, – Ангелы Божии, отвращающиеся от мерзкой души грешника. Цыгане – бесы, которые ищут и пленяют себе подобных.

Святитель Николай Сербский. Миссионерские письма, письмо 165, слесарю Иосифу Т.

Блог иг. Давида

главная