• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
14:26 


14:22 

СОРНЯКИ В СЕРДЦЕ

Возьмите себе за правило КАЖДЫЙ ДЕНЬ С РЕБЕНКОМ НАЧИНАТЬ С РАДОСТИ, А ЗАКАНЧИВАТЬ МИРОМ.

Это означает, что, несмотря на плохое самочувствие, проблемы на работе и хроническую усталость, вы должны с утра улыбнуться своему ребенку и сказать ему: «Доброе утро!» Ведь, как мы должны быть благодарны Богу за каждый новый день, так мы и должны радоваться о своем чаде, которое на самом деле — дар Божий, а вовсе не наказание, хотя мы, родители, можем исказить этот дар до неузнаваемости. Но это — всегда только наша вина, в которой мы должны каяться и просить Бога о вразумлении и об исправлении наших греховных ошибок.

Каждый вечер мы должны ложиться спать, примирившись с нашими детьми. НИКОГДА НЕ ОТКЛАДЫВАЙТЕ НАЗИДАНИЕ И ПРОЩЕНИЕ НА ЗАВТРА. Потому что за ночь обида может так глубоко прорасти в вашем сердце или в сердце ребенка, что превратится из крохотного семечка в огромный баобаб. Помните, как в «Маленьком принце» Сент-Экзюпери?
«На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землей, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый и безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть его растет на здоровье.

Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать ее с корнем, как только ее узнаешь. И вот на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена… это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки.
— Есть такое твердое правило, — сказал мне позднее Маленький принц. — Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная».

Апостол Павел учил: Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф.4, 26).
По словам свт. Феофана Затворника, сон закрепляет в душе движения и мысли, какие душа лелеяла и набрала днем. И гнев с обидой могут в ней окрепнуть, а малое неудовольствие — раздуться в пламень и сделаться непримиримым. Поэтому, дорогие родители, всегда, прежде чем разойтись по кроватям, помиритесь с вашим ребенком, чтобы он знал, что вы любите его, чтобы новый день вы встретили с радостью, а не с грузом прошлых обид.

Г. Калинина, из книги "Трудные вопросы воспитания"

14:20 


14:19 

КРАСНАЯ НИТЬ ИЗ КЛУБКА ОБМАНА


Обращали внимание на красную нить, которую многие носят на запястье левой руки? Поначалу думал, что это какой-то аксессуар, тем более что носить разные браслеты на руках совсем недавно было модно. Но при ближайшем рассмотрении все оказалось гораздо интереснее.

Красная нить – это не безобидный аксессуар. Это – оберег, если хотите, талисман, своими корнями восходящий к каббале и призванный предохранять от сглаза и порчи. Согласно советам разных эзотерических сайтов, она должна быть привезена из Иерусалима (только там особые места, наполняющие нить силой) и заготовлена со специальным чтением каббалистических молитв.

Есть детали и в ее использовании. Красную нить обязательно должен повязать Вам любящий человек, ну или хотя бы человек с «хорошей энергетикой». Кстати, один из сайтов рекомендовал, чтобы нить завязывал священник или монахиня как люди с «хорошей аурой». Слава Богу, ко мне пока не обращались с такими просьбами…

Какою властью?

В Евангелии есть эпизод, когда Спасителя искушали вопросом «Какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?» (Мк. 11, 28). Этот же вопрос необходимо задать поклонникам красной нити. И вопрос этот далеко не риторический. Красная нить восходит своими корнями к каббале, а она далеко не безобидная игрушка.

Каббала – это эзотерическое теософское учение, своими корнями восходящее к иудаизму, постепенно выродившееся в набор оккультных практик и магических обрядов. Иными словами, та «помощь», которую получают ее последователи, имеет демонический характер. И тут возникает серьезный вопрос: а нужна ли нам такая помощь?

«В результате следования такому тренду можно оказаться невольным Фаустом,
продавшим душу дьяволу за блага мира сего».

К сожалению, большинство наших современников и не задумываются об этом. Красная нить – это модно. Ее носит Мадонна и многие другие представители современного музыкального бомонда. Иными словами, это тренд. А вот в результате следования такому тренду можно оказаться невольным Фаустом, продавшим душу дьяволу за блага мира сего. Ведь для этого не обязательно подписывать договор кровью, достаточно почаще обращаться к бесам за помощью. Например, с помощью той же красной нити.

Волки в овечьей шкуре

Зачастую многие практикующие гадалки и эзотерики прикрываются православной атрибутикой. Без зазрения совести пользуются церковными свечками, на заговорах призывают имена православных святых. В общем, по маскировке оценка «отлично». Поступают как тот самый волк из детской сказки.

На одном из сайтов прочитал, что красная нить своими корнями восходит к ветхозаветной Рахили, да и вообще не особо противоречит христианству. Но мы-то знаем ее истинную сущность…

И напоследок предложение. Снимите красную нить с руки, повесьте на руку четки. Но не как аксессуар и не как «православный амулет». Повесьте четки для того, чтобы молиться. Молиться, жить духовной жизнью, Причащаться и приходить к истинному источнику всех благ – Христу.
Иерей Александр Ермолин

14:16 

Как сделать счастливым мужа?

Чтобы ответить на вопрос, как сделать счастливым мужа, нужно подумать, что делает мужей несчастными в браке со стороны их жен, то есть, чего не надо делать. Следует точно определить и держаться своего места в семье: не быть ни рабой, ни госпожой мужа, а его помощницей и другом.

Мужчина ждет уважения к себе, тогда он готов простить многое. Уважение должно проявляться, прежде всего, в словах; не следует допускать, чтобы необдуманные, насмешливые, грубые слова оставляли трещины в ваших отношениях...

Женщина более эмоциональна, чем мужчина и, к сожалению, меньше контролирует свои слова, и то, что она говорит необдуманно, не желая обидеть мужа, может быть воспринято серьезно, как оскорбление.

Надо помнить, что язык – это не язычок от колокольчика, который должен звенеть всегда. Научитесь молчать так, чтобы супругу захотелось слышать ваш голос; к сожалению, часто мужчине хочется, чтобы женщина, находящаяся рядом с ним, помолчала.

Старайтесь внимательно слушать, что говорит супруг, не перебивая его, не делайте вид, что вам некогда беседовать с ним, войдите в круг его интересов, постарайтесь помочь ему, но остерегайтесь спорить с ним. Спорить можно лишь в некоторых случаях, когда семье от неразумного решения грозит беда.

Старайтесь делать так, чтобы ваш муж мог бы отдохнуть от работы дома, иначе он будет искать другое место для отдыха. Если ваш муж интересуется или увлекается чем-нибудь, то и вы проявите интерес к этому делу...

Старайтесь не упрекать мужа в его ошибках, а незаметно и мягко исправляйте их, не оскорбляя его самолюбие. Чтобы быть самой счастливой, надо уметь делать счастливым человека, который рядом с вами.

архим. Рафаил Карелин

14:16 

Смиренные и незаметные воины Христовы умнее всех в мире, потому что им удаётся хранить своё духовное богатство в сокровищнице у Бога. Поэтому мы должны радоваться, если живём незаметно, потому что узрим лице Божие в будущей жизни, и в этой будем постоянно ощущать Его присутствие.

прп. Паисий Святогорец

14:15 

ВЕРА


Вера есть дар удивительный. Она удивительным образом приходит к тем, от кого мы ее не ждем, и она странным образом тихо покидает души тех, от кого мы ждем настоящей, чудотворной, сильной, мудрой веры, – а она потихонечку – раз! – и уходит. Она – небесная гостья, ее на цепь не посадишь! Если ты веру принимаешь и бережешь, за веру воюешь и за веру сражаешься, вера живет в твоей душе как за каменной стеной, она тебя питает и греет, она тебя защищает. А если ты относишься к ней, как к купленному товару в магазине: а у меня есть вера, уже есть, ну и хватит, и пусть лежит себе, как мешок зерна в кладовой, или как паспорт в сейфе, или как деньги в кармане, – тогда она потихонечку – раз! – на ножки встала, на крыла – и улетела, потому что она свободная, абсолютно свободная, она живет только там, где хочет жить, живет там, где защищают ее, где переживают о ней, где молятся о ней.

Надо еще иметь в виду вот что: вера всегда в душе человеческой живет вместе с неверием. Пропорция веры и неверия – она нашему глазу неподвластна. Бог знает, сколько в человеке неверия, сколько веры. И когда однажды Господь Иисус Христос пришел в гущу народа и увидел человека, у которого бесноватый ребенок, и отец жаловался на апостолов, что они не могли изгнать беса из его сына, говоря: «Если сколько-нибудь можешь помочь мне, помоги», Христос отвечал: «Если можешь, веруй, ибо всё возможно верующему». И отец воскликнул некую страшную тайну о человеке: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!» (см.: Мк. 9: 17–24).

Блаженной памяти Ф.М. Достоевский считал, что если человек не так говорит о своей вере, то он лжет. Тут имеется в виду вот что: если человек говорит о том, что он верит, абсолютно полной веры у него нет, это лжец, он сам себя не знает. Это будет либо намеренный лжец и лицемер, либо глупец, который поверхностно думает о глубоких вопросах. На самом деле, зная себя до корней и до какой-то степени глубины, зная свое сердце, мы знаем, что в нас живет неверие, в нас живет сомнение, в нас живет маловерие, малодушие, в нас живет отчаяние, в нас живет некий страх будущего, то есть в нас куча всего живет. Это что значит? Это значит, что мы тоже должны молиться Богу, говоря: «Верую, Господи! Помоги моему неверию». Вера во мне есть, но и неверие во мне есть. А чего больше, что победит – это, конечно, уже вопрос. Поэтому человеку необходимо знать о себе, что в нем сохраняется неверие даже при том, что он набожен, благочестив, имеет страх Божий, старается Богу угодить, – и всё-таки в темных глубинах его сердца, как на глубине океана, ползает и шевелится непонятно что. «О, дум уснувших не буди: под ними хаос шевелится!»

Вот вторая очень важная вещь, касающаяся веры: она живет вместе с неверием, и одно с другим борется. Поэтому необходимо выбрать сторону веры и побеждать свое неверие, опытно приобретая некое духовное знание о Боге, о Его вездесущии, о Его всесилии, о Его всегдашнем желании помочь человеку, – это задача практическая для каждого верующего человека.

Еще одна, третья, очень важная вещь, которую нужно сказать о вере, – это то, что вера есть открытые двери для того, чтобы Богу зайти. Бог не заходит в дом человеческий, выбивая двери ногой, как забегают, например, в притон наркоманов полицейские или как кто-то еще имеет наглость через окно, с шумом и криком, врываться в наше жилище. Нет! Господь стоит и стучит! В XIX веке был такой английский художник У. Хант, он нарисовал картину «Ночной путник», или «Путник Апокалипсиса» («Светоч мира»). На ней изображен Иисус Христос с фонарем, фонарь в закрытом таком сосуде, чтобы ветром не задуло. Спаситель в терновом венце, в дорожной одежде; Он стоит у дверей некоего дома. Это очень известная картина, чрезвычайно известная, есть много перерисовок ее, и оригинальная картина сама очень любопытна.

Христос стоит у дверей некоего дома и стучится в эти двери. Очевидно, это двери сердца человеческого, и Он в них стучится. Он не бьет в эти двери ни локтем, ни плечом, ни коленом, Он туда аккуратненько стучится. У порога этого дома много бурьяна – это значит, что дверь нечасто открывалась, дверь закрыта, она уже заросла, а Он стоит и стучит… Знаете, как бывает, когда стучат к вам в дом аккуратненько, а вы вдруг музыку слушаете, вам не слышен стук, или у вас пьянка-гулянка, и вам не слышно, или футбол по телевизору – Ура-а-а!!! – какое там, разве слышно, что Христос в дверь стучится? Не слышно! А вдруг ты спишь, например, – тоже не слышишь… Мало ли, почему ты не открываешь двери своего сердца.
И Ханту, автору этой картины, заметили такую интересную вещь: «Мы понимаем, что это аллегорическая картина: Христос стучится в двери наших сердец. Всё понятно, двери заросшие, не открываются… А вот ручки-то нет! Там, снаружи, ручки нет! Вы забыли здесь ручку нарисовать! У любой двери есть ручка – и снаружи, и изнутри». На что художник сказал: «У этой двери ручка только изнутри». Снаружи у дверей сердца ручки нет. Двери сердца можно открывать только изнутри. Это – чрезвычайно важная мысль! Человек должен сам открыться Богу. Христос не будет насильно творить чудеса над человеком, который не открывает Ему дверь.

Человек должен сам открыться Богу. Христос не будет насильно вламываться в его сердце
«Стою у дверей и стучу. Кто откроет мне – войду к нему и буду вечерять с ним, я и Отец Мой» (ср.: Откр. 3: 20). А если дверь не открываешь – Он что, спецназ, или омоновец, или кто Он? Из налоговой службы? Он не будет ломать твою дверь. Он будет уважать твою свободу. Будет стоять и стучать, а ручка – только изнутри.

Кстати, и ад закрыт изнутри. Клайв Льюис в одном из своих богословских трактатов пишет о том, что двери ада закрыты изнутри, то есть люди сами находятся в глубине отчаяния, и они закрывают, так сказать, свою адскую каморку изнутри и не хотят оттуда выходить. Это касается наркоманов, самоубийц, это касается развратников, сребролюбцев, гордецов. Они заходят в адскую келью, закрывают ее изнутри и не хотят оттуда вылезать. И потом обвиняют Бога и всех святых в том, что жизнь у них не сложилась, что кто-то там в чем-то виноват, хотя, в принципе, только они и могут выйти из этой двери.

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! – Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..»

– писал Ф.И. Тютчев о человеке XIX века. Конечно, в XXI веке эти проблемы усугубились и умножились.

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ ТКАЧЕВ

14:11 

О БРЕЗГЛИВОСТИ В ЦЕРКВИ


Вера в Бога включает в себя не только уверенность в Его существовании, но и полное доверие к Нему... Причащение всех одной ложкой, а по церковному она называется – Лжицей, из одного Потира является древней практикой Православной Церкви.

«Со страхом Божиим и верою приступите!» — возглашает священник, вынося на амвон из алтаря Чашу.

Православные причащаются. И кто-нибудь обязательно предпримет попытку снять частичку Тела Христова, пропитанного Христовой же Кровью, одними лишь зубами, стараясь во что бы то ни стало не коснуться латунной Лжицы губами. Любой священник сталкивается с подобным явлением брезгливости. Люди боятся заразы. «Вдруг какую-нибудь болезнь подцепят»? Они не понимают, что мы принимаем Творца вселенной, Самого Бога.

А у многих крещёных эта практика причащения сегодня и вовсе вызывает отторжение. Потому как негигиенично. Микробы, вирусы, кто-то чихает, кто-то кашляет, у кого-то вообще, может быть, СПИД, а он об этом даже не знает.

По этой причине большинство членов Церкви Христовой не приступают к самому главному Таинству, о котором свидетельствует Сам Господь: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин.6:53-54).

Возникает щекотливая ситуация, когда христианин избегает вечной жизни, опасаясь подхватить опасную инфекцию и, возможно, лишиться жизни земной, временной. Действительно, на самом деле довериться Богу очень сложно, когда речь идёт о собственном здоровье и, тем более, жизни. Вера в Бога включает в себя не только уверенность в Его существовании, но и полное доверие к Нему. А тут встаёт между человеком и Богом микробиология. Наука, как ни крути.

Микробов и вирусов действительно полно в любом храме. Но факт состоит в том, что за всю историю Православной Церкви не было не одного случая, чтобы кто-нибудь заразился какой-либо болезнью через общее причащение. Священники и диаконы, после причащения народа, этой же лжицей, употребляют остатки святого Причастия из Святой Чаши, и не брезгуют и не заражаются. Причём этот процесс чаще всего доступен для созерцания всем прихожанам, ведь самый удобный момент для этого — после заамвонной молитвы. Царские Врата открыты, клирос поёт 33-й псалом, священнослужитель стоит у Жертвенника, доедая и допивая всё содержимое Потира. В данном случае диакон или священник — живой маркер, ходячий носитель статистики распространения инфекции через общую Чашу и Лжицу. По всем правилам, установленным наукой, духовенство должно просто выкашиваться заразой из строя здоровых людей и штабелями укладываться в инфекционные больницы. Да и жить должны недолго, чего уж там.

Более того, священники причащают не только в церквях, но и в тюрьмах, и в туберкулёзных диспансерах! А там чем только не болеют. И ни одного случая заражения!

Но факт состоит в том, что за всю историю Православной Церкви не было не одного случая, чтобы кто-нибудь заразился какой-либо болезнью через общее причащение.

Почему не срабатывает наука? Неужели могли ошибиться врачи и биологи?

Ответ на этот трудный вопрос лежит вовсе не в области знания, но в области веры человека, который, будучи христианином, доверяет себя своему Творцу и Спасителю. Господь действует благодатью в храме.

Причастие, которое дается в ложечке является чистейшим, святым даром Божиим. Кровь Господа и его тело подобно огню, убивает все микробы.

Архимандрит Амвросий (Юрасов) в своей книге «О вере и спасении» приводит такой пример. Одна женщина - микробиолог Ника Ивановна Стрельцова - поначалу была невоцерковленной. Приехала в монастырь, набрала святой воды и про нее забыла. Вспомнила, когда прошло уже больше года. Как микробиологу ей было интересно узнать, что стало с водой. Стала она ее под микроскопом изучать и увидела, что в воде совсем нет микробов, вода стерильная.

После этого случая пришла она в храм, смотрит: все прикладываются к иконе. Подошла поближе и увидела, что икона вся зацелована, а тут еще старичок подошел, долго перед иконой стоял, после него на стекле большое пятно осталось. Женщина взяла ватку и незаметно стерла это пятно. Пришла в лабораторию и ватку под микроскоп, подумала: «Вот сейчас увижу колонии микробов». Но под микроскопом ватка оказалась стерильной, абсолютно чистой. Стрельцова глазам своим не поверила, но это было так. Потом она взяла другую ватку и протерла картину, которая висела у нее в лаборатории. Посмотрела в микроскоп, а там микробы кишмя кишат. Так она опытно поняла, что в церкви все нечистое Святым Духом попаляется. Дух Святой животворит и все приводит в порядок, в гармонию.

Чтобы укрепить свою веру нужно каждый день читать Евангелие, в котором описано много чудес Господа нашего Иисуса Христа. К нему прикасались прокаженные люди и Он от них не заражался а напротив – исцелял их.

прот. Сергий Адодин

14:06 


13:21 


16:41 


14:55 

Не всякий больной может вынести тяжелую операцию, не всякий исповедующийся способен вынести настоящую исповедь. Как операция, может быть и необходимая, может убить больного, так зрелище своей греховности, если ее разом вызвать из подполья души, может быть убийственно для человека. Приходится снисходить и до времени питать больного укрепляющими средствами.

Священник Александр Ельчанинов

14:29 


14:26 

Нужна помощь - проси. Просил, говоришь, не дана. Но как же другим дается? У Господа нет лицеприятия, чтобы одному дать, а другому не дать, без всякой причины. Он всем готов дать, будучи любоподателен. Если иному не даст, причина не в Нем, а в просящем помощи. Между этими причинами могут быть и такие, которых мы и угадать не можем. Но есть причины ведомые, всякому самому видные. Одну из таких - и не главнейшую ли? - указывает Св. Иоанн в отсутствии дерзновения, а отсутствие дерзновения производит из осуждения сердца или совести. "Возлюбленные", говорит, "если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное перед Ним". К этим словам нечего прибавлять. Все ясно само собою. Какой господин станет помогать неверному слуге, моту и развратнику? А Господь будто поблажать будет нам, когда мы не хотим угождать Ему и заповеди Его творить, когда, может быть, тут то и за молитву беремся, когда приспела крайняя нужда?!
Святитель Феофан Затворник.

14:25 

ОБРАЗ ОТЦА или КЕМ РАБОТАЕТ ТВОЙ ПАПА?
(очень рекомендую прочесть)

Когда я услышала это в первый раз, я не обратила внимания. Во второй - запомнила. В пятый насторожилась. Примерно разу к десятому поняла, что это какая-то новая закономерность. И теперь бываю внутренне готова к тому, что в ответ на мой вопрос: "Кем работает твой папа?" ребенок лет 5-9 пожмет плечами и скажет: "Не знаю". (Некоторые еще могут добавить: "Деньги зарабатывает.")

А отец, между тем, живет с ним под одной крышей!

Раньше такое было немыслимо. Годам к 5-6 дети твердо выучивали не только свою фамилию и адрес, но и профессию родителей. Это было своеобразной визитной карточкой, составляло предмет особой гордости, что прекрасно отражено в детской литературе. Например, в знаменитейшем стихотворении Сергея Михалкова "А у нас в квартире газ". Как вы помните, там детишки похваляются друг перед другом даже не папиной, а маминой профессией. Хотя в ту пору далеко не все женщины работали, многие были простыми домохозяйками.

Конечно, не все, но многие стали смотреть на работу прежде всего как на средство добывания денег. И, соответственно, произошло резкое смещение акцентов. Раньше, когда главным считалось, чтобы работа была интересной, по душе, люди много говорили о ней с близкими и друзьями, делились идеями, планами, радостями и неприятностями. "Производственная тематика", так раздражавшая либеральных деятелей искусства, была представлена не только в советском кино. Она присутствовала практически в каждом доме, причем там ей давали "зеленую улицу" добровольно, а не по решению худсовета. В этом смысле, кстати, советские фильмы были вполне правдивы. На Западе считали фальшью то, что в нашем кино влюбленные даже на свидании говорят о работе, а мы действительно говорили. И не только в кино, но и в жизни, потому что это нам было интересно. Никого ведь не удивляло тогда, что человек "горит на работе". Такое считалось в порядке вещей, а на тех, кто выбирал деньги в ущерб интересу, - на них самих смотрели как на немного ущербных.

Дети все это видели и мотали на ус. Смещение акцента в сторону денег автоматически привело к понижению статуса профессий. Какая разница чем заниматься?

Лишь бы платили... И люди стали гораздо меньше разговаривать о своей работе. Вы заметили? Теперь, встречаясь в гостях, обычно спрашивают: "Ну как работа? Зарплату не задерживают? Нет? Ну и слава Богу." А остальное вроде бы уже и не важно.

А деньги... что о них особенно говорить? На них покупать надо. А о покупках уже можно и побеседовать. И гости обсуждают достоинства разных приобретений. И смотрят как на дурачка уже на человека, который выбирает интерес в ущерб деньгам.

Поэтому неудивительно, что многим детям неважно, кем работает их папа.

А теперь попробуем представить себе, какой образ отца сложится в результате у ребенка и какие это будет иметь последствия.

"ПРОСТО ПАП" НЕ БЫВАЕТ

Во все времена образ отца был неотделим от какой-нибудь профессии. "Просто отцов" не существовало. Женщина - дело другое. Она, как правило, была просто женой и матерью.

А мужчины - нет. Очень часто профессии передавались из поколения в поколение, возникали целые династии кузнецов, горшечников, купцов, возниц.

Зная, что им предстоит заниматься тем же самым, мальчики рано начинали интересоваться работой отца, подражали ему, перенимали разные профессиональные навыки.

Одновременно на протяжении тысячелетий отец оставался главой семьи. Оставался прежде всего потому, что был кормильцем, добытчиком. Но не приносил корм неизвестно откуда, "в клювике", а добывал в поте лица на виду у семьи. Поэтому в подсознании современных детей, хотим мы того или не хотим, накрепко засела связь этих трех понятий: "отец" - "глава семьи" - "та или иная профессия". И размывание последнего понятия пагубно отражается на первом и втором. Отец перестает восприниматься как глава семьи.

Поясню чуть подробней. С ростом городов работа отца все чаще оказывалась вдали от дома, так что дети лишались возможности видеть, как он трудится. Но, во-первых, папа порой брал их с собой, и это становилось для детей настоящим праздником, запоминалось на долгие годы. А во-вторых, частые разговоры о работе, которые велись в семье, как бы приближали ее к дому, придавали отцовскому труду конкретность. Он не занимался где-то неизвестно чем, а вытачивал детали, без которых комбайн не мог убирать пшеницу, проектировал здания школ и больниц, читал лекции студентам. Это вызывало у детей уважение и гордость. Если же отец трудился дома, его кабинет или мастерская были святая святых. Детей с младых ногтей приучали не шуметь, когда папа занимался своей работой.

Раскройте любую книгу мемуаров - и вы в этом убедитесь.

ИДЕАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ

Что происходит с образом отца, когда акцент с содержания работы переносится на заработанные деньги? Даже в оптимальном варианте, при условии, что денег достаточно много, отношение ребенка к отцу меняется в худшую сторону. Вместо интересной ЛИЧНОСТИ, занятой важным, сложным делом, он превращается для ребенка в ОРУДИЕ добывания денег, т.е., фактически в нечто неодушевленное. Чувствуете разницу? Деньги же необходимы ребенку для удовлетворения каких-то своих потребностей. Иначе говоря, отношение к отцу становится ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ. Неслучайно именно эта жалоба сейчас все чаще звучит из уст родителей, пришедших на консультацию к психологу.

Конечно, сказанное выше относится и к работающим мамам, но образ матери от этого страдает не так сильно. У него иная культурно-историческая подкладка.

Причем деньги, заработанные чужим трудом, обычно не ценятся. Не ощутив сам, что значит "добывать хлеб в поте лица своего", и не привыкнув уважать личность отца, ребенок не в состоянии проникнуться уважением к его усилиям.

- Подумаешь, дорого! Триста баксов!- сплошь и рядом можно услышать от мальчишки или девчонки, которые за свою жизнь еще не заработали ни копейки. - Да Сашке (Машке) в десять раз лучше купили - и ничего, не разорились!" И начинается "пилежка" с целью выколачивания требуемой суммы.

Рассказы же о том, как тяжело даются деньги, зачастую вызывают у детей не сочувствие, а новый прилив раздражения.

Взрослым кажется, что это именно их ребенок такой жестокосердный, а дело тут не столько в его человеческих качествах, сколько в привитых ему установках. В "торговой цивилизации" (так называют складывающееся постиндустриальное общество), где работа ценна своим заработком, действует принцип: "Не можешь купить рекламируемый товар, значит, ты ничтожество. А ничтожество нечего жалеть."

Естественно, родителям становится обидно. Чем больше развиваются в ребенке потребительские инстинкты, тем труднее его любить. Особенно отцу, который не так пуповинно связан с детьми, как мать. В результате проигрывают все, семья может распасться.

Надо учесть и вот какое обстоятельство. Психология мужчин такова, что им для счастья мало одной только семейной жизни. Для мужчины крайне важно состояться как члену общества. Поэтому любимая работа нередко заменяет им практически все, никаких других интересов и хобби у них нет. И если содержание работы оказывается дома за скобками, ребенок видит какого-то скучного, серого человека, с которым не о чем поговорить, который лежит на диване с газетой или сидит, уставившись в телевизор. Хорошо еще, если отец не найдет на стороне более заинтересованное общество, более теплую компанию!

Мамы склонны винить в этой внутрисемейной атомизации отца: дескать, он ребенком не занимается, не играет с ним и потому сын или дочь к нему равнодушны. У мужчины же снова копятся обиды, он справедливо считает, что им не интересуются, что он как человек семье не нужен.

Можно, конечно, сваливать вину друг на друга и до бесконечности выяснять, "кто самее". Но что толку? В таких случаях порочный круг обычно размыкается одним-единственным способом: уходом отца из семьи. Проигрывают опять-таки все, и прежде всего ребенок. Ведь сколько ни убеждай себя, что ничего страшного в неполной семье нет, вон, мол, сколько детей растут без отца, факт остается фактом: в неполной семье гармоничное развитие ребенка практически невозможно.

Помню, меня поразило одно очень точное наблюдение психолога Н.В. Границкой, читающей по России лекции о традициях православной семьи. Вроде бы лежит на поверхности, а для большинства незаметно. "Само слово "пол" (мужской и женский), - сказала Наталья Владимировна, - происходит от слова "половина". А половина только в соединении с другой половиной дает полноту, единое целое. Значит, в неполной семье не достижима цельность воспитания. И, соответственно, нарушается цельность личности ребенка.

Вот к каким драматичным последствиям могут привести, казалось бы, совсем незначительные отклонения в традиционном образе отца.

Т. Шишова, православный психолог

14:24 

СТРАННО...

Странно, что 100-рублёвая купюра нам кажется такой большой, когда мы ее оставляем в церкви, и такой малой, когда мы оставляем её на рынке.
Странно, что час, проведённый за чтением молитв, поминая Бога, нам кажется таким долгим, а час, проведенный у телевизора , таким коротким.
Странно, что, читая молитву, мы едва собираемся с мыслями, тогда как в разговоре с приятелем это для нас не составляет никакого труда.
Странно, что мы так радуемся , когда объявляют дополнительное время футбольного матча , и жалуемся , когда проповедь затягивается дольше обычного.
Странно, что нам так трудно заставить себя прочитать хотя бы одну главу Библии, и так легко мы читаем сто страниц полюбившегося романа.
Странно, что в концертном зале люди стремятся в первые ряды, а в церкви - в последние.
Странно, что нам так трудно выучить одну молитву, и мы так легко запоминаем и пересказываем слухи.
Странно, что мы так легко верим в написанное в газетах, и нам так трудно полностью уверовать в написанное в Слове Божьем.
Странно, что каждый из нас желает войти в Рай и не хочет утруждать себя стараниями для его обретения.
Странно, что почти каждый из нас одновременно является и судьёй и адвокатом: когда речь идёт о чужих грехах - ты судья, а когда речь идёт о собственных грехах - ты адвокат.

Странно, что, прочитав эти строки, почти каждый из нас посчитает их актуальными для других и не имеющими
отношения к самому себе...

14:23 

Однажды святой Макарий Великий, идя в Нитрийскую гору в сопровождении ученика своего, повел этому ученику идти несколько впереди себя. Ученик, уйдя вперед, повстречался с языческим жрецом, который куда-то очень спешил, неся большой обрубок дерева. Ученик крикнул ему: «Куда бежишь, демон?». Жрец, рассердившись, побил его жестко, оставив едва дышащим, и снова поспешно продолжал свой путь.

Пройдя немного, он встретился с Макарием, который приветствовал его так: «Здравствуй, трудолюбец, здравствуй!» Жрец. Удивившись, отвечал: «Что нашел ты во мне доброго, чтобы приветствовать меня?» Старец сказал: «Я приветствовал тебя, потому что увидел тебя трудящимся и заботливо спешащим куда – то». Жрец отвечал на это: «От приветствия твоего я пришел в умиление и понял, что ты великий служитель Бога. Напротив, другой, окаянный монах, повстречавшись со мною, обругал меня; за то я побил его».

С этими словами он пал к ногам Макария, обнял их и воскликнул: «Не оставлю тебя, доколе не сделаешь меня монахом». Они пошли вместе. Дойдя до того места, где лежал избитый монах, они подняли его и отнесли на руках в церковь, потому что он не мог идти. Братия горы, увидев, что жрец языческий идёт вместе с Макарием Великим, очень удивилась этому. Жрец принял христианство, а потом и монашество. Наставленные примером его, многие из идолопоклонников обратились к христианству. По этому поводу авва Макарий сказал: «Слово гордое и злое направляет ко злу и добрых людей, а слово смиренное и благое обращает к добру и злых людей».

14:20 

«Самое тяжелое в служении священника – это принятие исповеди. Редко кто представляет себе, в каком состоянии находится священник после многочасовых исповеданий. Нужно беречь своих духовных отцов, как мы оберегаем наших родителей. Готовиться к исповеди, серьезно настроить, молитвенно согреть свою душу, предварительно примириться с враждующими.

Это ваше настроение передается священнику, и ему гораздо легче дать существенное наставление, чем если вы будете ворошить шелуху переживаемых мелочей. Покаяние – это таинство изменения ума, перерождения души, а не бухгалтерский, формальный отчет о многих прегрешениях».

Совершенно верное замечание. Ведь обычно наши исповеди – это перечисление поступков: съел, нарушил, подумал, посмотрел. Лишь у одного из десяти есть самостоятельно проделанный анализ – диагноз, поставленный своему поведению. А именно это и нужно. Готовясь к исповеди, проделывать определенную работу по духовному осмыслению грехов. И говорить священнику о результате этой работы: я продолжаю малодушничать, я до сих пор не борюсь с раздражительностью, злобой, злопамятством и т.д.

И так, все осмысляя, стараться исправиться. А в перечислении грехов нет духовной пользы, ибо человек не понимает, что является причиной таких его поступков. Не священник же за человека должен проводить эту работу – осмысление его души.

14:19 

Всё нужно делать с рассуждением, и определять меру свою, чтобы не смущаться впоследствии. Делать же сверх силы милостыню, пост или что-либо другое — безрассудно, потому что приводит впоследствии делающего к смущению, унынию и ропоту. Да и Бог требует того, что по силе человеку.

Преподобный Варсонофий Великий

14:18 

Будучи богат, думай,
сможешь ли ты достойно переносить бедность.
Будучи счастлив, представляй,
как с достоинством встретить несчастье.
Когда люди тебя хвалят, думай,
сможешь ли достойно переносить поношения.
И всю жизнь думай, как достойно встретить смерть.

свт. Николай Сербский

Блог иг. Давида

главная