13:27 

Будьте детьми любви. Тогда вам не страшен диавол. Где эгоизм, там нет духа Божия. Не может называться христианином тот, кто не имеет любви. Он притворяется христианином.

Старец Амфилохий (Макрис †1970)

13:25 

Один день в мире святого Иоанна Златоуста

Священник Иоанн Валентин Истрати

Мы живем в меняющемся мире. Вокруг жизнь, смерть, прошлое, старение, переходы от одного этапа к другому. Люди становятся тем, чем были их родители, дети вырастают в юношей и превращаются во взрослых, старики уходят в землю, и всех безжалостно преследует призрак смерти. Так было всегда с тех пор, как стоит мир. Но наш стиль жизни усугубляет перемены и уходы до такой степени, что порой, если сердца наши чутки, эта пляска непостоянства болезненно давит, она проникает в бессмертную душу и отбрасывает тень небытия на вечные основания души.
Представим себе, каким был трудовой день в мире святого Иоанна Златоуста, написавшего столько книг, сколько не написали бы и десять человек, и таких толкований, для постижения которых нужна вечность. Представьте себе мир без единого механического шума, без машин, электрических лампочек, где глубокую ночную тьму прорезает лишь одинокая плошка, подвешенная над массивным Писанием, сшитым из овчинных кож, или удары лошадиных копыт о камни мостовой. Мир без телевизора, интернета, мобильного телефона, Facebookʼа, без поездов, гудков; мир, где скрежета автоматизированной материи не слышно вовсе. Мир беспроводной, то есть без сетей, без звуковых сигналов, без люминесценции, но полный благодати, жужжания пчел и блистания звезд. Мир без самолетов на небе, но полный птиц.
День, начинавшийся рано, но без будильника, а с пением петухов; мир с Божественной литургией, распеваемой протяжно, умиротворяюще, без микрофонов и динамиков, а голосами, идущими из груди, полной крепкого горного воздуха. Вспоминаю, как на Афоне святой старец Дионисий из Колчу[1] шепотом рассказывал мне, что, когда пел великий Нектарий-протопсалт, перед ним образовывался сильный поток воздуха, ветер, полный мелодичной византийской гармонии, воскрешавшей из мертвых даже святогорские мощи.
Возвратимся ко дню святителя Иоанна. После небесного причащения тела Христова несколько тысяч голодных людей, столпившихся вокруг церкви, неспешно угощались от щедрот, собранных обличительной проповедью великого антиохийца.
Затем день продолжался изучением книг, долгим писанием, толкованиями, письмами в разные уголки империи, отсылаемыми сегодня, а доходившими через год, святительскими наставлениями, беседами со священниками из епархии, многой-многой молитвой, вычитыванием дневного круга церковного богослужения, правилом, а затем чтением ночью при свете лампы и сном на скамеечке или на деревянном ложе.
В то время у людей не было отдельных комнат, на всех была одна общая комната, одновременно служившая и гостиной, и столовой, и кухней, и спальней, так что по-братски делили все – от миски еды до плача младенца среди ночи. Монах, однако, имел свою келью, наполненную светом молитвы и смирения.
То, о чем я говорю, можно пережить – конечно, в очень малой степени, – если поехать в уединенный монастырь, на какое-то время погрузиться в его таинство молитвы и покоя. Но потом придется вернуться в городскую сутолоку. Так было и со мной. Два месяца летних каникул, проведенных на Святой Горе, подошли к своему неизбежному концу, и я вынужден был снова пойти по мирским путям: из Кареи к Дафни, Уранополису и Фессалоникам. Здесь город показался мне ужасающе шумным, хотя в сравнении с другими городами он спокойный. Повсюду меня не покидало острое чувство говорения без смысла, одиночества, афишируемого в выкриках; люди вопили о своем небытии, они жестикулировали посреди улицы и голосили без всякой пользы. У меня болели уши от такого шума, и несколько дней, пока я не обвык, мигрень не оставляла меня.
Видите, какая колоссальная разница в стиле жизни, какая пропасть лежит между нашим и святых отцов способом существования?! Сколько шума по пустякам здесь, в XXI веке, какой вопль земли, из которой выжаты силы, сколько утомительной бесполезности, выплеснутой на экраны и в сердца и имеющей видимость бытия.
Шум электросварки, отбойного молотка или бензопилы, грохот железных колес, включенные моторы – все это словно болезненный крик материи, перегруженной тяжестью человеческого греха и стыдящейся навязчивого желания человека восхищаться без причины.
Решить вернуться к подлинному существованию – это не значит совершить короткое замыкание всех технологических связей человечества. Это значит начать внимательней прислушиваться к голосу земли, глубже переживать таинство жизни, вернуться в деревню (по совету святого Паисия Святогорца), научиться древним обычаям, составляющим фундамент для души, прилежать к храму и глубже смотреть на это чудо жизни, которое Бог не переставая изливает на нас, – чтобы ощутить Его безграничную любовь.
Священник Иоанн Валентин Истрати
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

13:24 

Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно. Слушают ли, однако, христиане сладостных словес любвеобильной Матери своей Церкви? Она завещает в эти дни более благоговеть, а они более бесчинствуют. Она заповедует воздерживаться, а они более предаются невоздержанию. Она повелевает освящать тело и душу, а они более оскверняют их. Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют беззаконие. Она внушает умилостивлять Бога, а они более прогневляют Всевышнего. Она назначает пост, а они более объедаются и упиваются. Она предлагает покаяние, а они более свирепствуют. Я еще раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина.

Святитель Тихон Задонский

13:24 

Меня беспокоит вопрос обрядовизма. Ведь, и евреи при Христе сохранили свои обряды: обрезывались, и жертвы приносили, и праздники чтили, и посты соблюдали, – даже «десятину» фарисеи давали. И, однако же, были отвергнуты, потому что главного-то, т.е. Христа Спасителя не приняли, а потому и Святого Духа не сподобились. Вот у меня и ставится вопрос: не стали ли и мы обрядоверцами? А ведь время – исключительное, необыкновенное: идет не перемена лишь политического и экономического строя, но кризис христианства. Ведь, в мире, – и прежде, и теперь, – идет борьба не слов, а сил. Евреев было много, а рыбаков – апостолов только 12, и благодать победила: против них восстало и иудейство, и язычество; и цари и ученые, и чернь, и жрецы. А христианство – пересилило все. И – самого диавола. Явилась новая сила. И рыбаки победили мир. Чудо Божественной Силы! А теперь – вооружены ли мы этой Силой? Или мы «успокоились» и пошли по прежней дороге благополучия и материального обеспечения? Все старое, обрядовое – храним хорошо, но есть ли в нас благодатная сила? Вот какой вопрос должен бы стоять пред нами… Стоит ли он? Если даже не стоит, тогда наше внешнее христианство не спасет и нас, и мир. Могут быть временные возвращения, но конец – смерть. Силы не стало, – значит, у нас. А у противников есть и пафос, и сила. И за ними – диавол, а за нами есть ли огонь, пожар Духа Святого? А если нет, то «секира при кореню дерева лежит»… (Мф.3:10)

Митрополит Вениамин (Федченков) (27 октября 1954 г.)

12:08 


11:53 

Второе пришествие Христа будет несомненно: оно будет внезапным, с небес (Деян.1: 11); и оно положит конец этому миру. Для него не может быть никакой "подготовки", кроме православной христианской подготовки — покаяния, духовной жизни, бдительности. Мы не должны забывать о главной цели наших наблюдений знамений времени. Мы наблюдаем знамения времени не только для того, чтобы увидеть, когда должен придти антихрист. Это не главное. Мы наблюдаем знамения времени, чтобы знать, когда придет Христос. Это самое главное, о чем мы всегда должны помнить, чтобы не поддаваться унынию, отчаянию или прятаться, запасшись едой, перед великим бедствием. Это не мудро. Мы должны скорее и полнее проникнуться христианским духом.

Иеромонах Серафим (Роуз)
Только те грехи подвергают нас осуждению и наказанию, которые мы совершаем с сознанием и добровольно.
Свт. Иоанн Златоуст

Печать (антихристову) смогут поставить лишь тому, кто нераскаянно жил во грехе и кто отрекся своей жизнью от Господа. Печать последует только за личным отречением человека от Бога, а не обманом. Обман смысла не имеет.
Старец Иоанн Крестьянкин

Печать человек будет принимать явно и добровольно... Отрекаться будут сознательно. Все будут знать, что это знак сатанинский.
Старец Николай Гурьянов

Число 666, скрывающее последнего сына погибели... будучи символом, до исполнения сроков имеет вполне отвлеченное значение, ибо от нас никто еще не потребовал добровольного отречения от своей веры. Мы тяжко согрешим, если по собственной воле и сознательно отречемся от своей веры и поклонимся лжебогу.
Старец Иосиф Ватопедский

На печати же написано будет следующее:
«Я твой есмь». «Да, ты мой еси».
«Волею иду, а не насильно». «И я по воле твоей принимаю тебя, а не насильно».
Сии четыре изречения или надписи изображены будут посреди той проклятой печати.
Прп. Нил Мироточивый

Если печать антихристову поставят вопреки воле человека, она на него не подействует
Прп. Гавриил Ургебадзе

11:45 


11:29 


11:11 

6 февраля - память святой блаженной Ксении Петербургской, Христа ради юродивой.

С ПРАЗДНИКОМ! ИМЕНИННИЦ С ИМЕНИНАМИ!

Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII столетия от благочестивых и благородных родителей; отца ее звали Григорием, а имя матери неизвестно. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Феодоровичем Петровым, и жила с супругом в Санкт-Петербурге. Но не долго судил Господь молодой чете идти вместе по жизненному пути, ангел смерти разлучил их: Андрей Феодорович скончался, оставив Ксению Григорьевну вдовою на двадцать шестом году ее жизни. Этот неожиданный удар так сильно поразил Ксению Григорьевну, так повлиял на молодую вдову, что она сразу как бы забыла все земное, человеческое, все радости и утехи, и вследствие этого многим казалась как бы сумасшедшей, лишившейся рассудка.

Так на нее стали смотреть даже ее родные и знакомые и особенно после того, как Ксения раздала все свое имущество бедным, а дом подарила своей хорошей знакомой, Параскеве Антоновой. Родные Ксении подали даже и прошение начальству умершего Андрея Феодоровича, с просьбой не позволять Ксении в безумстве раздавать свое имущество. Начальство умершего Петрова вызвало Ксению к себе, но после разговора с ней вполне убедилось, что Ксения совершенно здорова, а потому имеет право распорядиться своим имуществом, как ей угодно.

Освободившись от всех земных попечений, святая Ксения избрала для себя тяжелый путь юродства Христа ради. Облачившись в костюм мужа, то есть надев на себя его белье, кафтан, камзол, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна, и уже потом никогда не откликалась, если ее называли Ксенией Григорьевной, и всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Феодоровичем.

Какого-либо определенного местожительства Ксения не имела. Большей частью она целый день бродила по Петербургской стороне и по преимуществу в районе прихода церкви святого Апостола Матфея, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди. Странный костюм бедной женщины, не имевшей места, где главу приклонить, ее иносказательные разговоры, ее полная кротость, незлобие, давали нередко злым людям и особенно, уличным мальчишкам повод и смелость глумиться над блаженной. Блаженная же все эти поношения сносила безропотно. Лишь однажды, когда Ксения уже стала почитаться за угодницу Божию, жители Петербургской стороны видели ее в сильном гневе. Издевательства мальчишек в тот раз превысили всякое человеческое терпение, они ругались, бросали в нее камнями и грязью. С тех пор местные жители положили предел ее уличному преследованию.

Мало-помалу к странностям блаженной привыкли. Ей стали предлагать теплую одежду и деньги, но Ксения ни за что не соглашалась променять свои лохмотья и всю свою жизнь проходила в красной кофточке и зеленой юбке или наоборот — зеленой кофточке и красной юбке. Очевидно, это были цвета военного обмундирования ее мужа. Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей «царя на коне» (копейки с изображением всадника) и тотчас же отдавала этого «царя на коне» таким же беднякам, как и сама она. Бродя целыми днями по грязным, немощеным улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, но и местная полиция, для которой местопребывание блаженной по ночам казалось даже подозрительным. Решено было разузнать, где проводит ночи эта странная женщина и чем она занимается. Оказалось, что Ксения, несмотря ни на какое время года и погоду, уходила на ночь в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны.

В другой раз рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище, стали замечать, что ночью, во время их отсутствия с постройки, кто-то натаскивает на верх строящейся церкви целые горы кирпича. Долго дивились этому рабочие, долго недоумевали, откуда берется кирпич. Наконец решили разузнать, кто мог быть этот даровой, неутомимый работник, каждую ночь таскающий для них кирпич. Оказалось, что была раба Божия блаженная Ксения.

За великие ее подвиги и терпение Господь еще при жизни прославил свою избранницу. Раба Божия Ксения сподобилась дара прозрения сердец и будущего. Она предрекла кончину императрицы Елизаветы Петровны и Иоанна Антоновича; купчихе Крапивниной предсказала кончину прикровенно, говоря: «Зелена крапива, но скоро увянет», а одной бедной девице — замужество. Обучая людей правдивости, блаженная Ксения нередко открывала и тайны тех лиц, кого она навещала. Милость Божия так осеняла Ксению, что даже те, к кому она заходила или у кого вкушала пищу, были счастливы и успешны в делах. И торговцы, и извозчики, все старались ей чем-нибудь услужить; особенное благополучие посещало тех, кому сама блаженная Ксения давала что-либо.

На семьдесят первом году земной жизни она почила сном праведницы. Тело ее было погребено на Смоленском кладбище. И много знамений милости Божией начало совершаться у ее гроба. По молитвам блаженной Ксении Господь спас одну девицу от ужасного брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им полковника. По совершении панихиды над ее могилкой страждущие получали исцеления, в семьях водворялся нарушенный мир, нуждающиеся получали им необходимое.

Блаженная Ксения несла подвиг добровольного безумия 45 лет и скончалась около 1803 года. На могиле ее (на Смоленском кладбище) была со временем воздвигнута каменная часовня, которая и по сей день служит одной из святынь Петербурга, привлекающей многочисленных богомольцев. После революции большевики закрывали часовню, но никакими усилиями безбожников невозможно было заглушить в народе память о блаженной и веру в ее молитвенное предстательство пред престолом Божиим. После многолетнего народного почитания блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая, была причислена к лику святых в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви.

БЛАЖЕННАЯ МАТИ КСЕНИЯ, МОЛИ БОГА О НАС!

11:07 

Душа нелегко переносит оскорбления, но если подумаем, что прощением обиды мы делаем добро не столько оскорбившему, сколько самим себе, то легко извержем из себя яд гнева.

Свт. Иоанн Златоуст

11:07 

Господь стучит в каждую душу. Призывает в храм. Хочет спасти. Все нам дает для жизни не только здешней, но и, главное, вечной. Он нам даже немощи посылает для того, чтобы мы задумались, что нас в будущем веке ждет. Заболел – это тебе напоминание: помолись, приготовься к причащению. Иногда мы настолько заняты, что нам как будто уже не до Бога. А тут заболели ‒ и сразу же вспомнили! Так всегда, когда у нас какие-то неурядицы бывают. Или вдруг война началась, – люди и повалили в храмы.
С Богом не страшно. Господь помогает.

Схиархимандрит Илий Ноздрин

11:06 

Так просто...

Это так просто - притормозить на повороте, чтобы прошёл пешеход: тогда его пальто и ваша совесть будут чисты.

это так просто - сказать ребенку, который разбил ёлочную игрушку: "ничего, малыш, это - на счастье!", а не кричать полчаса, как будто он разбил не шарик, а ваше сердце.

это так просто - позвонить маме сегодня, а не потом...

это так просто - встать после спектакля и аплодировать стоя: ваши ноги выдержат, не бойтесь, а артистам будет приятно, аплодисменты - их награда, другой у них нет.

это так просто - оставить своё мнение при себе, если вы с чем-то не согласны, а энергию, которая уходит на ядовитые замечания и комментарии, потратить на созидание...

это так просто - быть благодарным и говорить "спасибо" за то, что вам уступили место, быстро ответили на ваше письмо, согласились с вами пообедать; потому что, если честно - вам никто ничего не должен: ни родители, ни дети, ни коллеги, ни друзья...

это так просто - сказать "нет" всему, что вам не близко: людям, которые делают больно и не разделяют ваши ценности, грубиянам и лжецам, плохой музыке, скучным книгам...

уважайте себя:
"нет" - всему, что вас разрушает,
"да" - всему, что делает вас счастливым.

ведь, это же так просто: отправить SMS с "люблю тебя!" - просто так, без повода, потому что вам повезло, вам есть кому написать...

это так просто - нарушить правила, оказаться смешным, проспать...
или надеть самое нарядное платье в самый серый день и есть из праздничного сервиза омлет и гречневую кашу...

удивительно, но из таких маленьких вещей - из всех наших "спасибо!", " ничего страшного!", " я - с тобой!", "люблю тебя!", "я тебе рад!" - складывается наше "простое", но такое желанное для каждого, человеческое счастье...

11:05 

ДЕДУШКИНЫ СКАЗКИ

Внук любил бесконечно слушать сказки перед сном, которые читал его дедушка. А поскольку это были одни и те же сказки, изобретательный дед однажды записал их на магнитофон, чтобы внук сам нажимал на кнопку и слушал.
Но на следующий вечер внук снова пришел к деду с той же самой книгой сказок, забрался, как всегда, к нему на колени и попросил почитать сказки.
Детям больше нужна не информация, а любовь

11:05 

О ПОСТЕПЕННОСТИ

Перед смертью не надышишься, перед постом не наешься. Мясо исчезло со стола и из холодильника. На завтрак – яйца всмятку и хлеб с маслом. На календаре – #Масленица. Вы спросите меня: зачем это надо? Я погляжу в окно, подумаю и затем отвечу.

Масленица нужна для того, чтобы оттенить или очередной раз попытаться воплотить в жизнь одну из библейских идей – идею постепенности.

Человек не должен бросаться в пост, как с моста — в воду, или из окопа – в атаку. Он должен неделя за неделей размягчать сердечную сухость и закалять сознание чтениями о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном Суде.

Затем он должен отказаться от мясной пищи и вспомнить молитву святого Ефрема.

Затем, быть может, до тошноты наевшись яиц, блинов и творога, он лишит себя и этого утешения. (Лучше без тошноты, но с умеренностью у нас немало проблем)

Наконец, прослезившись в Прощеное воскресенье, попросив прощения у живых и мертвых, у неба и земли, христианин вступит в пост, как в холодную воду, чтобы переплыв ее, выйти на твердый берег Пасхальной веры. И все нужно делать постепенно, правильно, в свой черед.

Протоиерей Андрей Ткачев

11:04 


11:03 


Меня очень вдохновляют слова о том, что у каждого народа есть своя «душа». «Душа» народа гораздо крепче и устойчивее того или иного государственного строя, её невозможно изменить даже за несколько десятилетий. Русский человек и сегодня, как и сто-двести-триста лет назад, с презрением смотрит на богатство, хотя и постоянно говорит о «баксах». Русский человек все так же ценит целомудрие и чистоту, ведь даже тот, кто смотрит грязные фильмы, мечтает о том, чтобы его жена была целомудренной. И даже самые хулиганистые дети замирают перед настоящим подвигом. Надеюсь, что если нашему народу удастся остановить поток грязи, который льется сегодня в наши души, прежде всего, в души наших детей, то довольно скоро вновь возродятся крепкие семьи, где будет много милых детей, которые будут слушать добрые сказки и смотреть русские мультики о добрых молодцах и красных девицах.
Священник Илия Шугаев

11:01 

ИЗБАЛОВАННЫЙ РЕБЕНОК: РЕЦЕПТ СТРОГОСТИ ДЛЯ ДОБРЫХ РОДИТЕЛЕЙ

Любимые дети. Все им позволено. Все им разрешается. Сладости? Пожалуйста. Мультики? На здоровье. Гулять не хотим? Ну, и ладно. Игрушки собирать сил нет? Ничего, мама соберет. Ни одного отказа, ни одного запрета. Откуда только потом берется избалованный ребенок? А уж как покажет он свой характер, так держитесь все: и бабушки, и дедушки, и мамы с папами. И как вернуть обратно маленького ангелочка, каким он поначалу казался, никто не знает. Ведь малыш отлично умеет манипулировать взрослыми. Если не криком, так слезами, если не слезами, так истериками. Как тут поступить?

Вот и маленькая Карина. Милая 6-летняя девочка. Единственная малышка в семье. Любимая всеми. И оттого сильно избалованная. У Карины в подчинение все родственники. Если один и пытается ругать девочку, другой непременно посчитает нужным встать на ее защиту. Если кто-то из взрослых и полагает, что пора бы лишнее запретить, другому взрослому непременно покажется, что это слишком строго. Поэтому Карина получает все, что ей хочется, и в тот же момент, когда она это попросит.

Больше всего любят малышку бабушки. Их у Карины две. И каждая наперебой старается угодить любимой внученьке. Но отчего-то не ценит Кариночка их старания. Чуть что крик поднимает и на бабушек уже ругаться научилась. Дошло даже до «драки». Карина стукнула одну из бабушек куклой, когда та попыталась заставить девочку сесть за книжки.

Видя эти безобразия, мама с папой не на шутку перепугались. Они и раньше понимали, что забота бабушек переходит рамки допустимого, но что это превратит их дочурку в маленького неуправляемого монстра, не предполагали. Вся семья всерьез задумалась, а не отвести ли избалованного ребенка к психологу.

Избалованный ребенок: кто виноват?

Просто так вылечить избалованного ребенка от баловства, непослушания, грубости и истерик не сможет ни один психолог. Ведь это комплексный результат воспитания и неправильного обращения с ребенком.

Но исправлять положение, конечно же, нужно. И чем быстрее, тем лучше. Брать в ежовые рукавицы придется не только Карину, но и всех домашних.

Как ребенок превращается в избалованного эгоиста? Этому потворствуют родители и другие члены семьи. Неумение отказывать приводят к разрешению многочисленных ненужных поступков. Именно желание взрослых выглядеть в глазах ребенка хорошим, не дает им настоять на своем там, где это необходимо.

Что делает ребенок? Маленький, но очень прозорливый ум быстро смекает, что к чему, и активно начинает этим пользоваться. Особенно много хлопот доставляют родителям дети с кожным или зрительным векторами.

Кожный вектор закладывает в ребенка потребность в ограничении. Только строгий запрет может дать положительные результаты в воспитании. Дисциплина необходима ребенку с этим типом психики, поскольку только она способствует его развитию.

Просьбы, упор на жалость или благодарность никогда не возымеют над ним должного эффекта. Ребенок с кожным вектором мыслит только с позиции пользы и выгоды. В любых ситуациях он ищет лазейки, чтобы получить желаемое, не прикладывая никаких усилий. Потому и нужна в обращении с ним строгая дисциплина. Тогда он научится понимать, что без усилия не будет и поощрения. В этом заключается его развитие.

Кожный ребенок хитер. Он чуть ли не с рождения умеет и будет с вами торговаться. Поэтому родителям необходимо проявлять твердость и требовать с его стороны выполнения договора. Избегать требований с вашей стороны он может и с помощью уловок, таких как манипуляция слезами, истерики, если раскусит, что вы уступаете его поведению.

Но давая ребенку все, что он попросит, уступая его очарованию или плохому поведению, вы не даете развиваться его свойствам, потворствуете разрастанию его лени, отрезаете ему пути к переходу от низших состояний вектора к высшим, наиболее развитым.

Избалованный ребенок со зрительным вектором – это эмоционально нестабильный ребенок. Вместо того чтобы учить его сопереживанию в таких простейших вещах, как «нельзя грубить бабушке, она расстроится», ему беспрекословно позволяют и прощают любое поведение.

Это не дает развиваться главному свойству зрительного вектора – сопереживанию. А только оно гарантирует эмоционально стабильное состояние ребенка, помогает избежать появления страхов, которые часто становятся проблемой именно зрительных детей.

Ребенок со зрительным вектором очень эмоционален. Если его чувства не задействовать в сопереживании, привыкший получать все и сразу, он также при первом же «неподчинении» родителей будет приходить в возбужденное состояние и с помощью истерики добиваться желаемого. Потворствовать его манипуляциям естественно не стоит. Ее необходимо гасить своим спокойствием. Но чтобы это сделать, родителям придется поработать и над собой.
Избалованный ребенок: что делать?

Во-первых, осознать, какое будущее вы готовите своему избалованному ребенку, не пытаясь научить его элементарной работе над собой, прикладыванию усилий ради получения желаемого.

Тот же обладатель кожного вектора, вместо того, чтобы вырасти и почувствовать в себе желание стать законотворцем, изобретателем, инженером, сможет реализовать себя максимум в роли продавца, более или менее успешного. Торговля и тем более желание получить даром – это низшая ступень развития кожного вектора.

Ребенка со зрительным вектором вседозволенность в воспитании лишает умения чувствовать, оставляет поверхностным и черствым, не способным на глубокие чувства, что не раз скажется на его отношениях с другими людьми во взрослой жизни.

Все эти будущие и совсем не радужные перспективы должны донести до вас тот факт, что придется меняться и вам самим: учиться говорить нет, учиться не отступать, учиться разделять жалость к ребенку от желания выглядеть в его глазах самым добрым, не позволять непозволительного. Но переступать через себя ежедневно будет невозможно.

Сами того не осознавая, многие родители реализуют собственные свойства за счет ребенка. Это желание заботиться и сопереживать. Не получая достаточной реализации в обществе, родители все свои усилия направляют на малыша, превращая воспитание в гиперопеку, которая, без преувеличения, способна превратить ребенка с любым типом психики в недоразвитого остолопа.

Чтобы изменить свое отношение к избалованному ребенку и действительно суметь выправить эту кривую пока не поздно, необходимо проработать собственные свойства, осознать, почему так тяжело дается воспитание.

В конечном итоге, все это убережет его от плохой судьбы, решит проблему избалованности и убережет вас самих от разочарований, когда вы начнете осознавать, кого вы растите и кем на самом деле смогут стать ваша прекрасная дочурка или очаровательный малыш.

Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Автор: Ольга Чугурян

11:00 

КАПРИЗ

I.
Мама часто говорила:

— Сережа, прогони каприз.

Сереже было три с половиной года. Нельзя сказать, чтобы он был злой или упрямый мальчик, но только он никак не мог примириться с тем, что что-нибудь происходит не так, как ему казалось должным.

Башмаки, например, надо было застегивать крючком, а крючок Сережа должен был сам вешать на место. Если же кто-нибудь застегнет ему башмаки без помощи крючка, Сережа плакал и требовал, чтобы все сделали сначала.

Сережа очень любил встречать папу, когда тот приезжал из Москвы. Но иногда случалось, что Сережа еще не успеет выйти на крыльцо, а папа уже входит в переднюю. Тогда начинался ужасный рев:

— Я хотел встретить…

И папа поскорее надевал опять шапку и, не снимая заплечного мешка, убегал на улицу, а Сережа бежал за ним его встречать и через пять минут оба возвращались очень довольные. А если папа очень устал и спешил поговорить с мамой, и не хотел идти опять на улицу, Сережа долго плакал:

— Я не успел встретить…

Вечером обыкновенно мама брала Сережу на руки или на спину и несла в кроватку. Но раз у мамы болела голова, и она попросила няню снести его спать. Сережа разбушевался:

— Неси меня назад в столовую, а мама пусть снесет в постель.

Но мама не захотела, говоря, что это каприз, и Сережа плакал очень долго. Потом сказал сердито: «Вытри глазки» и уснул.

Бывало и так, что кто-нибудь найдет клопа и выбросит, а Сережа начинает плакать:

— Я не видал, какой клоп.

И много еще бывало случаев, когда Сережа кричал и плакал, а мама говорила серьезным голосом:

— Сережа, прогони каприз.

Не знаю, говорила ли она это в тот день, о котором я хочу рассказать. В этот день Сережа не хотел идти домой с гулянья, когда надо было обедать. Мама повела его домой за руку, но он поднял крик в сенях. Мама хотела его оставить и уйти домой одна, но он не хотел оставаться один и весь красный, с мокрым лицом и раскрытым ртом бежал за мамой и хватал ее за шубу, чтобы заставить вернуться.

Вдруг он остановился посреди сеней, повернулся спиной к маме и стал топать ногами и кричать: «Уходи, уходи». Потом послышался какой-то писк. Потом Сережа стал махать рукой изо всех сил и все кричал: «Уходи, уходи».

— Что с тобой, Сережа, — испуганно спросила мама. — Кого ты гонишь?

— Я гоню каприз, — отвечал Сережа сквозь слезы. — Слышишь, мама, это он пищит: пи-пи-и — вон как пищит, это он уходить не хочет. Ну, уходи же, уходи!

Мама так удивилась, что ничего не могла сказать. Она стояла и смотрела, как Сережа боролся с капризом, пока он не повернул к ней еще мокрое от слез, но уже сияющее лицо:

— Ушел. Совсем ушел. А ты слыхала, как он пищал?

Сережа пошел домой и стал раздеваться. Тогда мама, наконец, поняла. Она поняла, что ее мальчик одержал первую в своей жизни великую победу. И когда она вошла за Сережей в дом, он увидел с удивлением, что мама смеялась, а по щеке ее бежала слезинка.

II.

После того, как Сережа научился гнать каприз, взрослые научились ему помогать. Для этого выработались разные приемы: можно было слегка похлопать Сережу по спинке и подуть за воротник рубашки, или пошарить за воротником, чтобы выгнать спрятавшийся каприз; можно было покричать на него и даже потопать: каприз бежал с позором, а Сережа сквозь слезы сиял улыбкой. Но удивительно, что иногда все, — и Сережа, и мама, и другие, — забывали об этом простом и могущественном средстве, а каприз пользовался этим и праздновал победу.

Случилось раз, что мама приехала с Сережей в Москву. У нее была большая тревога за папу и она была утомлена и расстроена. Вечером пришла нежеланная гостья. Мама сидела с ней в бабушкиной комнате, а Сережу уложили рядом в дедушкином кабинете.

Сереже давно уже полагалось засыпать одному. Но здесь, в чужой комнате, и оттого, что мама с ним плохо простилась, ему было очень скучно. Он плакал и звал маму.

Бабушка хотела к нему пойти, но мама ей не позволила. Она сказала:

— Я с таким трудом приучила его засыпать одного, а если раз около него посидеть, то он и всегда будет просить.

Сережа вспомнил, что надо прогнать каприз и не мог. Ему казалось, что какие-то страшные капризы лезут на него из-под дивана и крепко держат его длинными пальцами.

Он плакал и кричал.

В бабушкиной комнате разговор не клеился. Всем было скучно.

— Бедный мальчик, — сказала гостья, — пойдите уж к нему.

— Совсем не нужно, — отвечала мама, — он так лучше успокоится.

Если бы она слышала, что кричал Сережа, она, пожалуй, бы к нему пошла. Он кричал:

— Помогите мне кто-нибудь прогнать каприз!

Но мама этого не слыхала. Она закрыла покрепче дверь и разговаривала с неприятной гостьей.

И Сережа плакал, пока добрый сон не прогнал все капризы.

Наталия Дмитриевна Шаховская-Шик

10:59 

Женщина с «легким дыханием» приносит счастье мужчине. Она дышит естественно и легко. И дает дышать другим в трудную минуту. Не сразу может появится эта способность, иногда к ней надо идти через испытания и горести. И эта способность требует большого терпения и огромных усилий – балерина так легко кружится в танце! Так легко прекрасная музыка льется из-под пальцев гениального пианиста! Но за этой легкостью стоят огромные усилия, огромный труд и железная дисциплина, постоянный самоконтроль.

Надо жить настоящим моментом, пользоваться с радостью тем, что дает жизнь именно сейчас. В любой момент все может измениться; поэтому надо с удовольствием брать то, что дает жизнь. И с терпением принимать те испытания, которые происходят. Все меняется ежеминутно! Не надо слишком тревожиться о будущем, отравлять жизнь себе и другим капризами, страхами, требованиями; что-то надо принять и ждать спасения. С чем-то – яростно бороться, жертвуя собой. И надо стараться максимально облегчать жизнь тем, кто рядом – надо, чтобы рядом с нами легко дышалось. Вот что такое «легкое дыхание», за которое любят человека. И которое важнее красоты, юности, здоровья, богатства…

Анна Кирьянова

10:59 

Мы постоянно просим Бога о чем-то. Дай нам это, дай нам то. А по-хорошему мы должны каждую минуту благодарить Его! Никто до нас не жил так комфортно, ни у кого не было стольких благ. Задумайтесь! Вы когда-нибудь благодарили Господа за то, что у вас есть стиральная машина? Что вы не стираете своими руками, в том числе зимой, в том числе в проруби? Что вас и ваши больные ножки на восьмой этаж везет лифт? Прежние поколения и мечтать не могли об этом! Мы должны благодарить Господа больше, чем просить у Него, потому что у нас есть уже очень многое! Поэтому сегодня вечером, когда вы придете домой и откроете в ванной кран, и оттуда потечет горячая вода, которую вы не таскали из колодца, скажите от всего сердца: “Слава Тебе, Господи!” Посмотрите на своего мужа, поправьте одеяло у своих спящих детей и поблагодарите Бога!

(Протоиерей Андрей Ткачев)

Блог иг. Давида

главная