• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
21:35 

Вы знаете, какая у диавола тактика? Вам это надо знать. Он, зная, что какой-либо человек имеет грех более или менее тяжкий, старается, чтобы человек в нем не покаялся. С этой целью он всячески умаливает степень тяжести греха, внушая такие мысли: «Это не важно, Бог тебе это простит», – и тому подобное. И даже старается, чтобы человек забыл об этом грехе. Но когда этому человеку удается как-либо исповедать духовнику на исповеди грех, то диавол всячески увеличивает тяжесть греха, внушая, что грех этот настолько велик, что Бог даже никогда не простит. И старается привести человека в уныние и отчаяние. Видите, как хитер враг. Он отлично знает, что исповедью смываются все грехи, поэтому и не допускает человека до исповеди, а если он исповедуется, то враг всячески смущает.

Преподобный Варсонофий Оптинский

21:35 

ТРУДНО БЫТЬ СВЯЩЕННИКОМ!

ОДНАЖДЫ Я ПОДУМАЛ, КАК ТРУДНО БЫТЬ СВЯЩЕННИКОМ!
Если у него ряса вся в заплатках, говорят — как он неряшлив. Если новая и красивая, думают — за что он её купил?

Если священник симпатичный, говорят — пропадает парень. Если некрасив — что, уже и таких «крокодилов» рукополагают в священники?

Если говорит длинные проповеди, говорят замучил нас. Если короткие — не приготовился.

Если молод, говорят — слишком молодой, никакого опыта, грех «хвостом вильнёт», и опрокинется.

Если стар — то, конечно, он святой, ибо старый. Грехи от него сами убежали.

Трудно быть священником, и поэтому священник иногда поворачивается спиной к людям, чтобы не видели, как он плачет, когда возносит сокрытого Христа в своих руках.

Ян ТВАРДОВСКИЙ

21:23 


Сердца людей - ценней, чем золотые слитки...
Мы все должны друг другом дорожить...
Бывает, от тепла простой улыбки,
Стоящий на краю - захочет жить...

21:14 

ЗАВИСТЬ — ЭТО МРАК ДУШИ.

Причина зависти — гордыня. Более простыми словами — неверие в свои силы. Одновременно с этим печаль или уныние и нежелание трудиться. ОБИДА на множество людей за то, что кому-то что-то дается "легче". А это нежелание нести свой личный жизненный крест. Смело и без жалости к себе. Бесовское стремление к облегчению тягот труда, болезней и испытаний. Зачастую надуманных или кажущихся из-за страха, лени или той же зависти. И недоверие Богу, что Он, зная все возможности души и тела, не допустит ни одного из них выше сил. И вовремя подаст необходимую помощь. Любому человеку. И что самым большим благом и даром Бога являются те испытания, которые приводят к жертве ради другого человека и отдачи своей жизни за други своя. То есть к "смерти". Именно преждевременной смерти боятся многие люди, кто впадает в страсть зависти и осуждение. Желают как можно больше пожить в неге и удовольствиях. Или не верят, что кто-то из близких справиться со всем самостоятельно с помощью Бога... А это страсть самонадеяние или недоверие Господу (гордыня). И это же является той желчью, которая съедает человека изнутри. И, как всегда в духовной жизни, все предельно просто. Основа зависти — это самая обычная ЛЕНЬ и ЛЮБОПЫТСТВО к жизням других людей! И маловерие. И не более того. И побеждается это ежедневной молитвой, постом, ИСПОВЕДЬЮ и ПРИЧАСТИЕМ. А затем обязательным жертвенным трудом. То есть во благо других людей, а не для себя.

Есть и другой путь. Его Бог уготовал тем, кто об этом не знает. Или не желает исправляться добровольно. Это испытания и болезни. Через перенесение скорбей хочешь не хочешь, а со временем смиришься, что надо следить за собой. И своих хлопот хватает. А на любопытство к жизням других людей просто не останется сил и времени. Все будет уходить на поддержание здоровья или преодоление жизненных сложностей. И чем больше человек поддается на зависть и чем меньше в ней раскаивается, тем больше давление на него Бога разными искушениями. В том числе страстями-бесами. Включая вредные бесовские привычки (алкоголизм, табакокурение или наркоманию). До тех пор, пока он не смирится. А против Бога сопротивляться не сможет никто. Чтобы он о себе не думал. То есть бес гордыни живущий в нем и подсказывающий подобные мысли. А крайняя мера, которую применяет Бог — это преждевременная "смерть". И "наказание" после нее. Ставит этого человека в угол в отдаление от Себя. Значительно уменьшает радость встречи с Собой после "смерти". И постепенно с нашей помощью (любых молитв об умершем или простых воспоминаний о нем) избавляет его от этого временного "наказания". И дарит большую радость и счастье. Как посчитает необходимым. Так, как это делает справедливый отец. А справедливость Бога превышает все наше понимание о ней...

Однако точно так же и при жизни. Бог любого человека, который поддается на зависть, лишает радости, искренности, доброты, доброго отношения к нему окружающих людей. До тех пор пока он не раскается в этом и не начнет исправляться. И такой человек уже при жизни точно так же стоит наказанным в углу. Вдали от искреннего и простого общения. И в это время его ум, совесть и чувства погрязают в бесовском осуждении. Почти непрестанном! Это настоящий мрак души. Такой человек нуждается в молитвах о нем и в сострадании. Что и полезно делать при встрече с теми, кто поддается на осуждение и зависть. Но прежде этого необходимо проверить себя на это же. И не впасть в осуждение и бесовское фарисейство. В гордость "своими" добрыми качествами души.

А первые признаки зависти и осуждения — любопытство к разным судебным процессам, к богатым (обеспеченным людям), к жизням известных личностей и т.д. и т.п. Тех, кого Бог намеренно "прославил" или "обогатил" какими-то земными благами, чтобы окружающие научились не заглядываться по сторонам, а жить своей личной жизнью. Полноценной, а не ущербной. С "перекошенными глазами, ушами" и душой...

21:12 

НЕ СИДИТЕ У ВОДЫ, КАК МЕРТВЫЕ

Сегодня, как и в прошлое воскресенье, перед Вами картина с глубоким смыслом, и опять она переносит нас в современность. Христос сидит у древнего колодца. К колодцу приходит за водой самарянка. Господь предлагает ей живую воду, воду жизни, которая удаляет жажду навеки, учит, как получить эту воду жизни. Потом у колодца появляются ученики, собирается народ, и Учитель жизни им всем обильно дарит воду жизни.

Братия, эта образная картина переносит нас в современность. Раскроем ее смысл. Колодец – источник жизни. Люди поддерживают свою жизнь, питаясь от таких источников. Колодцы бывают разные. Господь сел, например, у древнего колодца Иакова.

У такого же колодца сидите и вы. Это тоже древнейший колодец, содержащий неисчерпаемый источник жизни. Этот колодец – Церковь. Вы – в ограде Церкви и, значит, вы сидите у древнего колодца, питающего жизнь силою Божией благодати.

Но есть и другие колодцы. Люди, не знающие или не принимающие Церковь, пробавляются другими колодцами на стороне. Из вас разве все и всегда сознают, что находятся у единственного колодца жизни? Разве и вы не бегаете черпать жизнь из других колодцев? Конечно, бегаете на сторону.

Люди черпают из колодца увлечений, удовольствий, из колодца тщеславия, гордости, самообожания, из колодца долга по отношению к семье, к службе, к работе. Некоторые черпают из колодца, питающего ум, – колодца любознательности и знания или из колодца, питающего чувства искусством всякого рода. А то рвутся к колодцу любви, дружбы…

Много, много колодцев в жизни, то глубоких, то мелких. В них разная степень “полезности” воды – от загрязненной и мутной до вредной и отравленной.

Люди бегают от колодца к колодцу, и заставляет их бегать обманность воды в колодцах. Попьет человек из одного, из другого колодца, а удовлетворения нет, жизни нет, сил не прибывает. Только больше распаляется жажда, слабеет истомленное тело. Бесплодное черпанье бесконечно, а жажда неумолима… Опять ищут глаза нового и нового источника живой воды. И люди бегают от колодца к колодцу…

Слово в Неделю о самарянке священномученика Григория (Лебедева), епископа Шлиссельбургского.

21:11 

Память Святого мученика Ахмеда Калфаса (Краснописец, Каллиграф)

3 / 16 мая 1682 года

Святой Ахмед, по происхождению турок-мусульманин, жил в Стамбуле, был человеком знатным и вполне обеспеченным, занимал значимый государственный пост и к моменту обращения в христианство был в весьма зрелых годах.

Сей мусульманин имел своей рабой и наложницей русскую, оставив ей свободу ходить в христианскую церковь по праздничным дням. Каждый раз, когда она возвращалась из церкви, он чувствовал неизреченное благоухание, исходящее из ее уст. Спросив, что она ела и почему так благоухает, Ахмед получил ответ, что она ела антидор и пила святую воду. Услышав это, он позвал священника великой церкви и попросил его приготовить место, чтобы присутствовать на литургии во время служения Патриарха. Во время службы, он увидел чудо: когда Патриарх благословлял народ, то от трикирия и пальцев его вышли лучи и перешли на головы всех христиан, и только его голова осталась обделенной. Видя такое чудо, Ахмед призвал священника и крестился, и был некоторое время тайно христианином. На одном собрании, когда вельможи спорили, что превыше всего, и спросили у Ахмеда, то он громогласно возгласил:

— Превыше всего вера христиан!

Он исповедал себя христианином, и проповедал дерзновенно всю тайну воплощения Сына Божия, за что и принял блаженную кончину мученичества.

Святый мучениче Ахмеде, моли Бога о нас!

21:09 


21:06 

Один священник отправился в супермаркет. Когда он разложил продукты на кассе, то услышал за спиной фырканье следующего содержания: "О, смотрите, поп сколько себе понабрал... Учит народ нищете, а сам себе понабрал, чтобы обожраться! Пузо какое отъел...". Это был голос 50-летней женщины, которая на этом не успокоилась и решила перейти в наступление:
- Ну чё, понабрал себе? - язвительно спросила женщина.
- Ну, понабрал.- Ответил священник.
- Наверно, на месяц вперед?
- Нет, милая женщина, думаю, дня за два управлюсь.
- Да по твоему пузу видно, что ты уж точно управишься!
- Верно подметили, моё пузо - мой обличитель. Не могу о еде не думать.
- А ещё сыр с ветчиной к себе в телегу засунул, постничек!
- Ну, что ж, есть такой грех.
- Правильно про вас говорят... А ещё и на "мерседах" разъезжаете!
- С этим проблема... "Мерс" уже есть, но, хочется что-нибудь посерьёзней. О "Кадилаке" мечтаю, но все на еду уходит, пузо ведь кормить надо...
- Во, во! Хорошо, хоть признаешь это! О "кониАке" он мечтает! Совсем что ли без выпивки не можешь?
- Ну, а как же без этого? Сейчас подрясник сниму и в ларек за пивом сбегаю, чтобы никто не увидел.
- Да... Ни стыда, ни совести! Точно про вас всё говорят!
- Точно, но, не совсем. Если бы знали лучше, то говорили бы ещё хуже.
- Хах! И вообще, после этого, почему я должна перед такими как ты грехи свои называть?
- Ды нет, не должны, не беспокойтесь.- спокойно ответил батюшка, складывая продукты в пакеты.
И тут женщина замолчала. Хотя её лицо не изменилось, было видно, что она выговорилась сполна и получила некое удовлетворение. Внезапно её осенило спокойствие. А затем в наступление перешёл уже батюшка.
- Вы, как матушка, Вам полегче стало?
Но женщина ничего не отвечала. Ей, действительно, в некоторой степени стало легче, но, она побоялась признать это вслух. Как позже поведала эта женщина, в тот момент, она к удивлению для себя, открыла неизведанную доселе вещь: оказывается, что даже, от попа, который объедается и ездит на "мерседесе" можно получить утешение!
Но, облегчение продлилось недолго. Когда эта милая женщина вышла из магазина, она удивилась, увидев, что священник идет к своему "мерседесу" марки ВАЗ 2104 с пустыми руками. Она сначала не поняла, в чем фокус, ведь батюшка выходил из супермаркета с четырьмя пакетами. Но, оглянувшись, она увидела четверых бездомных, радостно изучавших содержимое пакетов, которые были у них в руках...
Здесь "утешение" правдоискательства 50-летней было растоптано непонятным и почти забытым чувством, которое вырвалось откуда-то из подвалов её души. Женщина застыла, всматриваясь в радостные лица бездомных. Внутри неё одновременно встретились противоречащие друг другу чувства вины, непонимания, радости и самоукорения, которые вкупе стали предтечей покаяния правдоискательницы. И в этот момент, женщина сделала для себя ещё одно открытие: истинное утешение, в отличии от удовлетворения порицанием окружающих, рождает слезы покаяния и умиляет сердце.

...Прошло уже 7 лет. И теперь настоятель прихода отец Виктор и староста Валентина Тимофеевна с улыбкой вспоминают историю своего знакомства в супермаркете.

21:06 

– Меня гнетёт печаль о моих падениях, геронда, и я устаю подвизаться.
– Это от эгоизма. Ты не склоняешься, потому выбиваешься из сил. Нет смирения, покаяния, сокрушения, но есть эгоизм, а эгоизм всегда приносит печаль и страх. Когда у человека нет покаяния, он огорчается из-за своего эгоизма, человекоугодия, из-за того, что пал в глазах других, тогда в нём живут тревога, горечь, боль.
– Значит, если человек после своего падения сильно переживает, то причина этому всегда эгоизм?
– Не всегда. Это может происходить и от усердия. Когда человек сильно переживает от ревности и усердия, тогда получает большое утешение, которое ободряет не только душу, но и тело.
– Но как мне понять, что я переживаю от усердия?
– Тот, кто переживает от усердия, обвиняет во всём себя, а тот, кто от эгоизма – обвиняет во всём других и говорит, что с ним поступают несправедливо. Ущемляется эгоизм, человек начинает дуться, перестает разговаривать... Вот сегодня я двум сестрам сделал замечание за их оплошность. Обе огорчились и опустили головы. Но одна огорчилась по усердию, так как своей оплошностью опечалила меня, а другая огорчилась от эгоизма. Первая стыдилась даже глаза на меня поднять. А другая, чтобы не испортить свою репутацию, сразу стала оправдываться, не думая о том, насколько серьёзна её оплошность. Она подумала так: «Я уронила себя в глазах других, мне перестанут доверять. Как мне теперь оправдать свою оплошность, чтобы не испортить репутацию?» Если бы она признала свою ошибку, обвинила бы во всём себя, то имела бы утешение. Но она постаралась оправдаться, поэтому покоя у неё в душе не было. Мы, когда сами себя оправдываем, даём место диаволу, который приходит, воздействует на нас тонким образом и вызывает печаль. Но когда мы принимаем всю вину на себя, тогда Бог берёт на Себя всю нашу тяжесть. Так что, давайте решим, что нам избрать: смирение, которое даёт покой, или эгоизм, который приносит печаль, страх и расстройство?

Прп. Паисий Святогорец

21:03 

«Прошу Вас, успокойтесь, – так говорил мне на Афоне один мой друг. – Успокойтесь, не волнуйтесь, будьте спокойны, не смущайтесь, не входите в ритм этого мира». Этот мир полон тревог, потому что искуситель часто приходит и беспокоит нас. Он сеет суматоху. Божий человек сеет спокойствие и тишину. Это чудо, это дар Христа для тех, кто посвящает себя Ему.

Архимандрит Андрей (Конанос)

20:59 

НАШ КОЛОДЕЦ — ЭТО ЕВАНГЕЛИЕ

(Митрополит Антоний Сурожский)

Когда самарянская женщина спешно вернулась в свой городок и стала звать соседей пойти и посмотреть на Христа, она говорила: Пойдем! Вот человек, который сказал мне все, что я сделала!.. И народ собрался и слушал, что у Христа было им сказать. И мы иногда думаем: как тогда было просто! Как легко эта женщина смогла поверить, и как ей было просто из только что пережитого потрясающего опыта повернуться к другим и сказать: “Идем послушать человека, который говорит, как никто другой никогда не говорил, человека, который без моего единого слова заглянул и прозрел глубины моего сердца, мрак моей жизни, увидел и понял все!” Но разве это же не случается с каждым из нас? Христос не сказал ей ничего особо знаменательного, Он ей только сказал, кто она, какова ее жизнь, какой ее видит Бог. Но это Он может нам сказать каждый день нашей жизни, и не в каком-либо мистическом переживании, как это случалось с некоторыми святыми, но самым простым образом.

Если мы обратимся к Евангелию и будем читать его каждый день, или прочтем его время от времени с такой открытостью, которая не всегда нам доступна, мы можем подумать, что Христос держит перед нашими глазами зеркало, в котором мы видим себя, какие мы есть: или радуясь на то, что мы видим, или же наоборот, потрясенные, насколько мы отличаемся от того, чем кажемся, или от наших собственных иллюзий о себе. Христос сказал этой женщине: Позови своего мужа! – и она отозвалась: У меня нет мужа. И Христос ей тогда ответил: Правильно ты сказала: у тебя было пятеро мужей, а тот, кто теперь у тебя муж, тебе не больше муж, чем остальные…
Некоторые духовные писатели комментировали этот отрывок, что Христос как бы сказал ей: Да, ты была в браке со всем, что твои пять чувств могли тебе дать, и увидела, что полноты, удовлетворения ты не можешь найти ни в одном из них; а теперь у тебя осталась только ты сама: твое тело, твой ум, и они не больше, чем твои пять чувств, могут насытить тебя, дать тебе ту полноту, без которой ты не можешь жить… Не это ли говорит нам Христос, когда мы читаем Евангелие, когда Он ставит нас перед лицом того, чем мы могли бы быть, когда Он зовет нас к величию, к которому мы призваны? Тому величию, которое Павел описывает, призывая нас достичь полноту меры возраста Христова: быть человечными, как Он, подобно тому, как Он есть подлинный человек, достигший полноты всецелой, всеконечной, полной приобщенности, общности с Богом.

Вот научимся от этой женщины, что и мы – все мы – поворачивались во все стороны, где бы получить пищу мира сего и насытиться, и все мы обнаружили, что насытить нас не может ничто, потому что человек слишком глубок для материальности, слишком глубок и слишком просторен для психологичности, – только Бог может наполнить этот простор и эту глубину. Если бы только мы могли это понять, мы бы оказались в точности в положении этой женщины. Нам не надо встречать Христа у колодца; колодец – это Евангелие, место, из которого может прорваться вода жизни, но это не материальный колодец. Этот колодец – символ, вода, которую нам надо пить – иная вода. Станем же подражать этой женщине. Придем в чувство, поймем, что все, с чем мы были сопряжены как бы браком, не стало нашим исполнением, и поставим перед собой вопрос: “Кто я в том измерении, в каком меня видит Бог?” И тогда мы можем пойти к другим и сказать: Я встретил человека, который поставил зеркало перед моими глазами, и я увидел себя таким, каков я есть. Он сказал мне все обо мне, – пойдем, посмотри! Пойдем, послушай!.. И люди придут, они станут слушать, и тогда они повернутся и скажут: теперь уже не по твоему свидетельству мы верим, – мы увидели сами, мы услышали сами, и теперь мы сами знаем, и сами верим. Аминь.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! – ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

18:40 

Ум дает нам свет, он - наше внутреннее око, но он холоден.
А доброта теплая, но слепая. Вот и установить бы равновесие в развитии ума и доброты...Иначе ум без доброты переходит в злобу, а доброта без ума - в глупость.

Патриарх Сербский Павел

18:37 

Один прихожанин перестал ходить в церковь. Раньше он всегда по выходным дням делал это. Шло время, и однажды священник решил его навестить. Он отправился к нему домой. Дверь была открыта, и батюшка вошел вовнутрь. Бывший прихожанин сидел в полном одиночестве перед камином. Когда он увидел священника, кивнул ему головой в знак приветствия и жестом предложил присесть. Устроившись поудобней, священник так же стал смотреть на красиво играющее в камине пламя. Мужчины молчали. Через несколько минут батюшка вдруг поднялся, взял каминные щипцы, подхватил ими пылающую головешку и отложил в сторону, подальше от общего пламени. Затем он вновь сел. Молчание продолжалось. Вынутая головешка тем временем уже перестала полыхать, а только слегка алела, и еще через некоторое время совсем остыла и почернела. Священник снова встал, взял щипцы и положил потухшую головешку обратно в очаг. Через мгновенье она уже пылала, как ее соседи. Отложив щипцы, священник молча направился к выходу и, когда он уже был в дверях, услышал слова:
– Спасибо за визит, и за проповедь у камина. В это воскресенье я обязательно приду.

18:34 

Жалуешься, что Бог не слышит твоих молитв. Во многих несчастьях молился ты Ему, но ни от одного не защитил Он тебя! Удивлен твоими словами: как же не защитил, если ты пережил несчастья, а не они тебя? Позволь задать тебе вопрос: слушаешь ли ты Бога? В двух Своих Заветах, Ветхом и Новом, Всевышний обещал слушать людей при условии, что они будут слышать Его. Слышишь ли ты Бога, желая, чтобы Он слышал тебя? Исполняешь ли закон Божий и держишься ли Его постановлений? Если не делаешь этого, тогда странно требование твое, чтобы Бог тебя услышал и послушался.

Святитель Николай Сербский

12:51 

Раздражительность – это халатное и извиняющее к себе отношение. То есть человек себя извиняет, прощает. «Ничего страшного, меня потерпят. Всё обычно, всё как со всеми. Всё как всегда. И вообще, я не плохой человек. Подумаешь, на кого-то где-то цыкнул, покричал, ругнулся. Ничего страшного в этом нет». То есть человек относится к себе очень снисходительно, любя себя. Раздражительность – проявление эгоизма и себялюбия.

Протоиерей Андрей Юревич

12:35 

У Христа воинствует и женский пол, вписываемый в воинство по душевному мужеству и не отвергаемый за телесную немощь. И многие жены отличались не менее мужей: есть и такие, что даже больше прославились. Таковы наполняющие собою лик девственниц, таковы сияющие подвигами исповедания и победами мученичества.

Святитель Василий Великий

21:06 

Стараясь жить благочестиво, должно помнить и никогда не забывать, что всё читаемое и разумеваемое должно относить к себе, а не к другим.

Преподобный Амвросий Оптинский

21:05 


21:04 

Грех лицемерия.
   I. Был в Печерском монастыре муж, украшенный добродетелями, именем Онисифор, саном иерей, память коего совершается ныне. У блаженнаго Онисифора был духовный сын, чернец и друг, который казался постником, смиренным, благочестивым, а тайно ел, пил и веселился. В один день он умер. И никто не мог приблизиться к телу его, по причине смрада. На всех напал ужас, никто не решался совершить над ним погребения. Наконец некоторые решились погребсти его в пещере. Тогда Онисифору явился пр. Антоний и сказал: «зачем ты положил здесь беззаконника? Такого еще не было здесь. Он осквернил святое место». Онисифор начал плакать и говорил: «Господи, зачем Ты сокрыл дела этого человека»? – «Затем, сказал ему ангел, чтобы показать его всем согрешающим и не кающимся».
   На другую ночь повелено было выбросить тело инока вон. Но Онисифор начал молиться Богу и тело инока перестало издавать смрад. Так обличен был грех лицемерия, т. е. наружнаго благочестия.
   II. Бр.-христиане! велик грех лицемерия, и истинный христианин должен чуждаться его, как чуждается человек опасной болезни, могущей погубить его.
   а) Лицемер не способен к вере в Бога. «Како вы можете веровати», говорил Господь иудеям, которых большая и главнейшая часть заражена была фарисейством, или лицемерным, т. е. притворным, благочестием, благочестием на-показ, «славу друг оть друга приемлюще, и славы, яже от единаго Бога, не ищете» (Иоан. 5:44)?
   Доказал опытом неспособность лицемера к вере во Христа, к принятию Искупителя, старшина сонмища иудейскаго, упоминаемый во Евангелии. Эта тщеславная душа, жаждавшая похвал и человеческаго почитания, сознававшая себя вполне достойною их, не могла стерпеть, что невольныя похвалы и удивления человеков привлечены были совершившимся пред всеми чудом Христа. Эта душа воскипела завистью. Отвергнуть чуда было невозможно: она стремится унизить его, уничтожить его, возведя на Божие чудо обвинение в нарушении Божия закона; потому что исцеление больного было совершено в субботу. Лицемер с решительностью вступает в богоборство, с решительностью приступает к хуле на Святаго Духа и произносит ее.
    Лицемерство, далее, есть тот род греховности, который особенно противодействует познанию Христа и христианства. Начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения: от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния. Но лицемер, недугуя недовольно приметными для человеков страстями: – тщеславием, гордынею, сребролюбием, завистью, лукавством, злобою, прикрывая их лицемерством и притворством, неспособен, как неспособен сатана, к признанию себя грешником. Душа лицемера поражена слепотою: почему и Господь назвал фарисеев безумными «и слепыми» (Матф. 23). Лицемер есть тот злосчастный, по мнению своему, праведник, который отвергнут Богом: «не приидох», сказал Спаситель, «призвати праведники, но грешники на покаяние» (Матф. 9:13). Здесь праведниками названы фарисеи не потому, чтоб они были точно праведники, но потому, что сами признавали себя такими, с мелочною точностью исполняя обрядовыя постановления закона Божия относительно жертвы, омовения и т. п., и попирая его сущность, которая заключается в направлении ума, сердца, – всего существа человеческаго по воле Божией, в любви к Богу и ближним. В омрачении и ожесточении своем фарисеи даже хвалились неспособностью к познанию и принятию Искупителя: «еда кто от князь верова в онь, или от фарисей», говорили они (Иоан. 7:48)! На эту неспособность их к истинному Богопознанию указал и Господь: «аминь глаголю вам», сказал он им, «мытари и любодейцы варяют вы в Царствии Божии» (Матф. 21:23), явный грешник, грешник, впавший в смертные грехи, грешник, привлекший к себе презрение и омерзение человеков, способнее к покаянию того мнимаго праведника, который по наружному поведению неукоризнен, но в тайне души своей удовлетворен собою. Фарисейство есть страшный недуг духа человеческаго, подобный тому недугу, которым недугует падший ангел. «Внемлите себе», заповедал Господь ученикам Своим, «от кваса фарисейска, еже есть лицемерие» (Лук. 12:1). Лицемерие названо закваскою, потому что оно, вкравшись в душу, проникает во все мысли, во все чувствования, во все дела человека, делается его характером, как бы душою его.
   б) Желающий предохранить себя от лицемерия должен, во-первых, по завещанию Господа, все добрыя дела совершать втайне (Матф. 6); потом должен отречься от осуждения ближняго.
    Кто совершает добрыя дела в тайне, пред лицом всеведущаго Бога, а не пред людьми, от которых не ожидает похвал, тот истинно служит Богу и от Бога, видящаго все его дела, тот получит в день суда великую награду пред лицом всех ангелов и святых; кто благочестив только по наружности, кто даже жертвует большия суммы на построение храмов Божиих для приобретения жалких земных наград: газетных похвал, чинов и орденов – тот, как не имеющий в душе любви к Богу, неизбежно лишится небесной награды и даже строго осудится за свое лицемерие и обман, будто все это он делал из любви к Богу.
    Осуждение ближняго, от чего нужно освободиться, если мы искренно объявляем войну наружному благочестию, есть признак по всесвятому указанию Евангелия (Матф. 7:5)! Чтоб не осуждать ближняго, должно отказаться от суждения о ближнем; потому что в Евангельской заповеди, воспрещающей осуждение ближняго, предварительно воспрещено суждение о нем. «Не судите, и не судят вам: и не осуждайте, да не осуждени будете» (Лук. 6:37). Сперва человеки позволяют себе суждение о делах ближняго, а потом невольно впадают в осуждение. Не посеем семени – и не возрастут плевелы: воспретим себе ненужное суждение о ближних – и не будет осуждения. (См. Поучения Игнатия, еписк. кавказск. и черноморскаго).
    Спросят здесь: какая связь между осуждением ближняго и лицемерством? Эта связь очевидна: осуждающий и уничижающий ближняго, невольно выставляет себя праведником, может быть, не произнося этого словом и даже не понимая этого. Мы все грешники; всякое выставление себя праведником, и прямое и косвенное, есть лицемерство.
   Св. Евангелие преследует грех осуждения, ища нашего спасения: «всяко слово праздное», угрожает оно нам, «еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный: от словес бо твоих оправдишися, и от словес твоих осудишися» (Матф. 12:37). Будем, братия, вглядываться в начала грехов, будем охранять себя от начал греховных: и избегнем греховнаго развития. Семена греховныя, как например, празднословие, по-видимому, ничтожны; неприметно засевается ими нива душевная. Но когда эти семена дадут ростки, в особенности когда ростки усилятся и возмужают: тогда грех охватывает всего человека, и уничтожение его делается крайне затруднительным.
   «Кто возбраняет устам своим пересуды – сказал некоторый великий святый отец – тот хранит сердце свое от страстей. Кто хранит сердце свое от страстей: тот ежечасно зрит Господа. Кто зрение ума своего сосредоточивает внутри самого себя: тот зрит в себе духовную зарю» (Св. Исаак сирский, слово 8).
   Что же мы увидим, братия, в нашей душевной клети, когда осветит ее Божественный свет? Мы увидим безчисленное множество наших согрешений. То падение нашего родоначальника, о котором поведает нам Священное Писание, мы увидим и осяжем в самих себе; мы увидим и осяжем в себе необходимость Искупителя; познав Искупителя в Господе нашем Иисусе Христе, мы исповедаем Его; познав и исповедав, мы узрим Его и поклонимся Ему тем поклонением, которое приличествует и подобает Богу, Творцу и Спасителю нашему.
   III. Молитвами препод. Онисифора печерскаго, которому свыше показано было, как мерзок в очах Божиих грех лицемерия, да сохранит нас Господь от этого греха. Будем стараться, чтобы всякое дело благочестия совершалось нами не на показ, не для славы человеческой, а из любви к Богу и к ближнему, и по возможности в тайне, дабы видел его один только Бог.

18:55 


Блог иг. Давида

главная