11:05 

ДЕДУШКИНЫ СКАЗКИ

Внук любил бесконечно слушать сказки перед сном, которые читал его дедушка. А поскольку это были одни и те же сказки, изобретательный дед однажды записал их на магнитофон, чтобы внук сам нажимал на кнопку и слушал.
Но на следующий вечер внук снова пришел к деду с той же самой книгой сказок, забрался, как всегда, к нему на колени и попросил почитать сказки.
Детям больше нужна не информация, а любовь

11:05 

О ПОСТЕПЕННОСТИ

Перед смертью не надышишься, перед постом не наешься. Мясо исчезло со стола и из холодильника. На завтрак – яйца всмятку и хлеб с маслом. На календаре – #Масленица. Вы спросите меня: зачем это надо? Я погляжу в окно, подумаю и затем отвечу.

Масленица нужна для того, чтобы оттенить или очередной раз попытаться воплотить в жизнь одну из библейских идей – идею постепенности.

Человек не должен бросаться в пост, как с моста — в воду, или из окопа – в атаку. Он должен неделя за неделей размягчать сердечную сухость и закалять сознание чтениями о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном Суде.

Затем он должен отказаться от мясной пищи и вспомнить молитву святого Ефрема.

Затем, быть может, до тошноты наевшись яиц, блинов и творога, он лишит себя и этого утешения. (Лучше без тошноты, но с умеренностью у нас немало проблем)

Наконец, прослезившись в Прощеное воскресенье, попросив прощения у живых и мертвых, у неба и земли, христианин вступит в пост, как в холодную воду, чтобы переплыв ее, выйти на твердый берег Пасхальной веры. И все нужно делать постепенно, правильно, в свой черед.

Протоиерей Андрей Ткачев

11:04 


11:03 


Меня очень вдохновляют слова о том, что у каждого народа есть своя «душа». «Душа» народа гораздо крепче и устойчивее того или иного государственного строя, её невозможно изменить даже за несколько десятилетий. Русский человек и сегодня, как и сто-двести-триста лет назад, с презрением смотрит на богатство, хотя и постоянно говорит о «баксах». Русский человек все так же ценит целомудрие и чистоту, ведь даже тот, кто смотрит грязные фильмы, мечтает о том, чтобы его жена была целомудренной. И даже самые хулиганистые дети замирают перед настоящим подвигом. Надеюсь, что если нашему народу удастся остановить поток грязи, который льется сегодня в наши души, прежде всего, в души наших детей, то довольно скоро вновь возродятся крепкие семьи, где будет много милых детей, которые будут слушать добрые сказки и смотреть русские мультики о добрых молодцах и красных девицах.
Священник Илия Шугаев

11:01 

ИЗБАЛОВАННЫЙ РЕБЕНОК: РЕЦЕПТ СТРОГОСТИ ДЛЯ ДОБРЫХ РОДИТЕЛЕЙ

Любимые дети. Все им позволено. Все им разрешается. Сладости? Пожалуйста. Мультики? На здоровье. Гулять не хотим? Ну, и ладно. Игрушки собирать сил нет? Ничего, мама соберет. Ни одного отказа, ни одного запрета. Откуда только потом берется избалованный ребенок? А уж как покажет он свой характер, так держитесь все: и бабушки, и дедушки, и мамы с папами. И как вернуть обратно маленького ангелочка, каким он поначалу казался, никто не знает. Ведь малыш отлично умеет манипулировать взрослыми. Если не криком, так слезами, если не слезами, так истериками. Как тут поступить?

Вот и маленькая Карина. Милая 6-летняя девочка. Единственная малышка в семье. Любимая всеми. И оттого сильно избалованная. У Карины в подчинение все родственники. Если один и пытается ругать девочку, другой непременно посчитает нужным встать на ее защиту. Если кто-то из взрослых и полагает, что пора бы лишнее запретить, другому взрослому непременно покажется, что это слишком строго. Поэтому Карина получает все, что ей хочется, и в тот же момент, когда она это попросит.

Больше всего любят малышку бабушки. Их у Карины две. И каждая наперебой старается угодить любимой внученьке. Но отчего-то не ценит Кариночка их старания. Чуть что крик поднимает и на бабушек уже ругаться научилась. Дошло даже до «драки». Карина стукнула одну из бабушек куклой, когда та попыталась заставить девочку сесть за книжки.

Видя эти безобразия, мама с папой не на шутку перепугались. Они и раньше понимали, что забота бабушек переходит рамки допустимого, но что это превратит их дочурку в маленького неуправляемого монстра, не предполагали. Вся семья всерьез задумалась, а не отвести ли избалованного ребенка к психологу.

Избалованный ребенок: кто виноват?

Просто так вылечить избалованного ребенка от баловства, непослушания, грубости и истерик не сможет ни один психолог. Ведь это комплексный результат воспитания и неправильного обращения с ребенком.

Но исправлять положение, конечно же, нужно. И чем быстрее, тем лучше. Брать в ежовые рукавицы придется не только Карину, но и всех домашних.

Как ребенок превращается в избалованного эгоиста? Этому потворствуют родители и другие члены семьи. Неумение отказывать приводят к разрешению многочисленных ненужных поступков. Именно желание взрослых выглядеть в глазах ребенка хорошим, не дает им настоять на своем там, где это необходимо.

Что делает ребенок? Маленький, но очень прозорливый ум быстро смекает, что к чему, и активно начинает этим пользоваться. Особенно много хлопот доставляют родителям дети с кожным или зрительным векторами.

Кожный вектор закладывает в ребенка потребность в ограничении. Только строгий запрет может дать положительные результаты в воспитании. Дисциплина необходима ребенку с этим типом психики, поскольку только она способствует его развитию.

Просьбы, упор на жалость или благодарность никогда не возымеют над ним должного эффекта. Ребенок с кожным вектором мыслит только с позиции пользы и выгоды. В любых ситуациях он ищет лазейки, чтобы получить желаемое, не прикладывая никаких усилий. Потому и нужна в обращении с ним строгая дисциплина. Тогда он научится понимать, что без усилия не будет и поощрения. В этом заключается его развитие.

Кожный ребенок хитер. Он чуть ли не с рождения умеет и будет с вами торговаться. Поэтому родителям необходимо проявлять твердость и требовать с его стороны выполнения договора. Избегать требований с вашей стороны он может и с помощью уловок, таких как манипуляция слезами, истерики, если раскусит, что вы уступаете его поведению.

Но давая ребенку все, что он попросит, уступая его очарованию или плохому поведению, вы не даете развиваться его свойствам, потворствуете разрастанию его лени, отрезаете ему пути к переходу от низших состояний вектора к высшим, наиболее развитым.

Избалованный ребенок со зрительным вектором – это эмоционально нестабильный ребенок. Вместо того чтобы учить его сопереживанию в таких простейших вещах, как «нельзя грубить бабушке, она расстроится», ему беспрекословно позволяют и прощают любое поведение.

Это не дает развиваться главному свойству зрительного вектора – сопереживанию. А только оно гарантирует эмоционально стабильное состояние ребенка, помогает избежать появления страхов, которые часто становятся проблемой именно зрительных детей.

Ребенок со зрительным вектором очень эмоционален. Если его чувства не задействовать в сопереживании, привыкший получать все и сразу, он также при первом же «неподчинении» родителей будет приходить в возбужденное состояние и с помощью истерики добиваться желаемого. Потворствовать его манипуляциям естественно не стоит. Ее необходимо гасить своим спокойствием. Но чтобы это сделать, родителям придется поработать и над собой.
Избалованный ребенок: что делать?

Во-первых, осознать, какое будущее вы готовите своему избалованному ребенку, не пытаясь научить его элементарной работе над собой, прикладыванию усилий ради получения желаемого.

Тот же обладатель кожного вектора, вместо того, чтобы вырасти и почувствовать в себе желание стать законотворцем, изобретателем, инженером, сможет реализовать себя максимум в роли продавца, более или менее успешного. Торговля и тем более желание получить даром – это низшая ступень развития кожного вектора.

Ребенка со зрительным вектором вседозволенность в воспитании лишает умения чувствовать, оставляет поверхностным и черствым, не способным на глубокие чувства, что не раз скажется на его отношениях с другими людьми во взрослой жизни.

Все эти будущие и совсем не радужные перспективы должны донести до вас тот факт, что придется меняться и вам самим: учиться говорить нет, учиться не отступать, учиться разделять жалость к ребенку от желания выглядеть в его глазах самым добрым, не позволять непозволительного. Но переступать через себя ежедневно будет невозможно.

Сами того не осознавая, многие родители реализуют собственные свойства за счет ребенка. Это желание заботиться и сопереживать. Не получая достаточной реализации в обществе, родители все свои усилия направляют на малыша, превращая воспитание в гиперопеку, которая, без преувеличения, способна превратить ребенка с любым типом психики в недоразвитого остолопа.

Чтобы изменить свое отношение к избалованному ребенку и действительно суметь выправить эту кривую пока не поздно, необходимо проработать собственные свойства, осознать, почему так тяжело дается воспитание.

В конечном итоге, все это убережет его от плохой судьбы, решит проблему избалованности и убережет вас самих от разочарований, когда вы начнете осознавать, кого вы растите и кем на самом деле смогут стать ваша прекрасная дочурка или очаровательный малыш.

Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Автор: Ольга Чугурян

11:00 

КАПРИЗ

I.
Мама часто говорила:

— Сережа, прогони каприз.

Сереже было три с половиной года. Нельзя сказать, чтобы он был злой или упрямый мальчик, но только он никак не мог примириться с тем, что что-нибудь происходит не так, как ему казалось должным.

Башмаки, например, надо было застегивать крючком, а крючок Сережа должен был сам вешать на место. Если же кто-нибудь застегнет ему башмаки без помощи крючка, Сережа плакал и требовал, чтобы все сделали сначала.

Сережа очень любил встречать папу, когда тот приезжал из Москвы. Но иногда случалось, что Сережа еще не успеет выйти на крыльцо, а папа уже входит в переднюю. Тогда начинался ужасный рев:

— Я хотел встретить…

И папа поскорее надевал опять шапку и, не снимая заплечного мешка, убегал на улицу, а Сережа бежал за ним его встречать и через пять минут оба возвращались очень довольные. А если папа очень устал и спешил поговорить с мамой, и не хотел идти опять на улицу, Сережа долго плакал:

— Я не успел встретить…

Вечером обыкновенно мама брала Сережу на руки или на спину и несла в кроватку. Но раз у мамы болела голова, и она попросила няню снести его спать. Сережа разбушевался:

— Неси меня назад в столовую, а мама пусть снесет в постель.

Но мама не захотела, говоря, что это каприз, и Сережа плакал очень долго. Потом сказал сердито: «Вытри глазки» и уснул.

Бывало и так, что кто-нибудь найдет клопа и выбросит, а Сережа начинает плакать:

— Я не видал, какой клоп.

И много еще бывало случаев, когда Сережа кричал и плакал, а мама говорила серьезным голосом:

— Сережа, прогони каприз.

Не знаю, говорила ли она это в тот день, о котором я хочу рассказать. В этот день Сережа не хотел идти домой с гулянья, когда надо было обедать. Мама повела его домой за руку, но он поднял крик в сенях. Мама хотела его оставить и уйти домой одна, но он не хотел оставаться один и весь красный, с мокрым лицом и раскрытым ртом бежал за мамой и хватал ее за шубу, чтобы заставить вернуться.

Вдруг он остановился посреди сеней, повернулся спиной к маме и стал топать ногами и кричать: «Уходи, уходи». Потом послышался какой-то писк. Потом Сережа стал махать рукой изо всех сил и все кричал: «Уходи, уходи».

— Что с тобой, Сережа, — испуганно спросила мама. — Кого ты гонишь?

— Я гоню каприз, — отвечал Сережа сквозь слезы. — Слышишь, мама, это он пищит: пи-пи-и — вон как пищит, это он уходить не хочет. Ну, уходи же, уходи!

Мама так удивилась, что ничего не могла сказать. Она стояла и смотрела, как Сережа боролся с капризом, пока он не повернул к ней еще мокрое от слез, но уже сияющее лицо:

— Ушел. Совсем ушел. А ты слыхала, как он пищал?

Сережа пошел домой и стал раздеваться. Тогда мама, наконец, поняла. Она поняла, что ее мальчик одержал первую в своей жизни великую победу. И когда она вошла за Сережей в дом, он увидел с удивлением, что мама смеялась, а по щеке ее бежала слезинка.

II.

После того, как Сережа научился гнать каприз, взрослые научились ему помогать. Для этого выработались разные приемы: можно было слегка похлопать Сережу по спинке и подуть за воротник рубашки, или пошарить за воротником, чтобы выгнать спрятавшийся каприз; можно было покричать на него и даже потопать: каприз бежал с позором, а Сережа сквозь слезы сиял улыбкой. Но удивительно, что иногда все, — и Сережа, и мама, и другие, — забывали об этом простом и могущественном средстве, а каприз пользовался этим и праздновал победу.

Случилось раз, что мама приехала с Сережей в Москву. У нее была большая тревога за папу и она была утомлена и расстроена. Вечером пришла нежеланная гостья. Мама сидела с ней в бабушкиной комнате, а Сережу уложили рядом в дедушкином кабинете.

Сереже давно уже полагалось засыпать одному. Но здесь, в чужой комнате, и оттого, что мама с ним плохо простилась, ему было очень скучно. Он плакал и звал маму.

Бабушка хотела к нему пойти, но мама ей не позволила. Она сказала:

— Я с таким трудом приучила его засыпать одного, а если раз около него посидеть, то он и всегда будет просить.

Сережа вспомнил, что надо прогнать каприз и не мог. Ему казалось, что какие-то страшные капризы лезут на него из-под дивана и крепко держат его длинными пальцами.

Он плакал и кричал.

В бабушкиной комнате разговор не клеился. Всем было скучно.

— Бедный мальчик, — сказала гостья, — пойдите уж к нему.

— Совсем не нужно, — отвечала мама, — он так лучше успокоится.

Если бы она слышала, что кричал Сережа, она, пожалуй, бы к нему пошла. Он кричал:

— Помогите мне кто-нибудь прогнать каприз!

Но мама этого не слыхала. Она закрыла покрепче дверь и разговаривала с неприятной гостьей.

И Сережа плакал, пока добрый сон не прогнал все капризы.

Наталия Дмитриевна Шаховская-Шик

10:59 

Женщина с «легким дыханием» приносит счастье мужчине. Она дышит естественно и легко. И дает дышать другим в трудную минуту. Не сразу может появится эта способность, иногда к ней надо идти через испытания и горести. И эта способность требует большого терпения и огромных усилий – балерина так легко кружится в танце! Так легко прекрасная музыка льется из-под пальцев гениального пианиста! Но за этой легкостью стоят огромные усилия, огромный труд и железная дисциплина, постоянный самоконтроль.

Надо жить настоящим моментом, пользоваться с радостью тем, что дает жизнь именно сейчас. В любой момент все может измениться; поэтому надо с удовольствием брать то, что дает жизнь. И с терпением принимать те испытания, которые происходят. Все меняется ежеминутно! Не надо слишком тревожиться о будущем, отравлять жизнь себе и другим капризами, страхами, требованиями; что-то надо принять и ждать спасения. С чем-то – яростно бороться, жертвуя собой. И надо стараться максимально облегчать жизнь тем, кто рядом – надо, чтобы рядом с нами легко дышалось. Вот что такое «легкое дыхание», за которое любят человека. И которое важнее красоты, юности, здоровья, богатства…

Анна Кирьянова

10:59 

Мы постоянно просим Бога о чем-то. Дай нам это, дай нам то. А по-хорошему мы должны каждую минуту благодарить Его! Никто до нас не жил так комфортно, ни у кого не было стольких благ. Задумайтесь! Вы когда-нибудь благодарили Господа за то, что у вас есть стиральная машина? Что вы не стираете своими руками, в том числе зимой, в том числе в проруби? Что вас и ваши больные ножки на восьмой этаж везет лифт? Прежние поколения и мечтать не могли об этом! Мы должны благодарить Господа больше, чем просить у Него, потому что у нас есть уже очень многое! Поэтому сегодня вечером, когда вы придете домой и откроете в ванной кран, и оттуда потечет горячая вода, которую вы не таскали из колодца, скажите от всего сердца: “Слава Тебе, Господи!” Посмотрите на своего мужа, поправьте одеяло у своих спящих детей и поблагодарите Бога!

(Протоиерей Андрей Ткачев)

10:58 

ЗАДАЧКА ПО МАТЕМАТИКЕ

В один пасмурный день Алёша возвращался домой из школы. Тающий снег хлюпал под ногами, свинцовые тучи покрывали небо, и настроение мальчика точь-в-точь соответствовало скудному серому дню.

А всё из-за этой задачки по математике — учитель объяснял домашнее задание, все ребята поняли, а Алёша — нет. “Как её решить?” — не выходило из его головы. Как назло, папа был в командировке. “Он бы наверняка помог, — подумал мальчик, — а мама вернётся поздно, да и на её помощь рассчитывать особенно не приходится. Господи, что же мне делать?” — вздохнул Алёша.

До дома оставалось несколько шагов, когда из-за угла вышел сосед. Это был самый неразговорчивый и угрюмый житель в их подъезде. Девчонки его боялись, мальчишки сторонились и кричали ему вслед обидную кличку “Чокнутый”, а бабушки, сидевшие на скамейке, шептались, когда тот проходил мимо.

Человек этот жил один, и Алёша никогда не видел у него гостей, даже не замечал, чтобы он с кем-то разговаривал: и дети, и взрослые — все избегали его.

Неторопливым шагом, тяжело дыша, сосед вошёл в подъезд и медленно зашагал по лестнице. Алёша поднимался немного позади. “Чокнутый” подошёл к двери своей квартиры и стал возиться с замком. Мальчик хотел было проскочить мимо, но в это время неуклюжий сосед выронил папку, и листы бумаги разлетелись по всему полу. Алёша со словами “Вам помочь?”, не дожидаясь ответа, стал поднимать упавшее.

Через несколько мгновений сосед, взяв с благодарностью папку, вновь попытался открыть дверь, но из его левой руки выскользнул портфель. И тут малышу стало жалко полуседого, рассеянного и одинокого человека. Алёша поднял портфель и, сказав: “Я помогу вам”, задержал его в своих руках. Сосед одобрительно кивнул, и через несколько секунд они оказались уже в квартире.

В комнате было много икон, в углу теплилась лампадка, под ней на тумбочке лежала толстая книга. На стене висел большой деревянный крест.

Алёша с интересом рассматривал иконы, забыв о пасмурном дне, непонятной задачке и плохом настроении. Как будто издалека он услышал голос:
— Меня зовут Пётр Сергеевич. Я работаю в институте преподавателем математики. Благодарю тебя за помощь.

Как только Алёша услышал слово “математика”, прозвучавшее как гром среди ясного неба, для него всё померкло, в один миг вернулся хмурый день и, конечно, сложная задача.

Пётр Сергеевич, заметив перемену на лице мальчика, повторил снова:
— Да, да, учителем математики, и если тебе будет нужно — обращайся.
Конечно, Алёше ничего не оставалось делать, как рассказать обо всём. Выслушав его, Пётр Сергеевич сказал:

— Ну что ж, давай помолимся и попросим Отца Небесного помочь нам разобраться. Ведь Он Сам сказал: просите, и дано будет вам.

Пётр Сергеевич подошел к иконе и стал молиться. Алёша встал рядом с ним и пытался повторять каждое слово.
— Помоги нам, Боже! — закончил Пётр Сергеевич.
Потом они сели за стол и принялись за задачку. Через несколько минут Алёше стало всё понятно, его радости не было предела. Он сиросил:
— А что, если молиться, Бог всегда будет помогать делать уроки?
— Конечно, малыш.

Борис Ганаго

10:57 

КУЛЬТ ПОТРЕБЛЕНИЯ

"Культ потребления, в основе которого лежит стремление к максимизации удовольствия, до неузнаваемости меняет человека, превращает образ и подобие Божие в бездушный механизм по борьбе за материальные блага и услуги.
И самое страшное происходит тогда, когда этот культ проникает в сферу живых человеческих чувств, как, например, любовь или дружба, и привносит в эти высокие чувства потребительское отношение по принципу «ты мне — я тебе», а если нет такого обмена, то нет ни любви, ни дружбы."

Святейший Патриарх Кирилл

10:57 

МАМА

Мамы не умирают. Придет время, и где-то на небесах она станет очень сильно нужна, и мама тихо уйдет, оставив на столе приготовленный для тебя завтрак. В твоем сердце появится дыра размером с небо, куда улетучится весь воздух, и ты будешь молча сидеть за столом, задыхаться и плакать, глядя на тарелку, которую она недавно держала в руках. Мама будет смотреть на тебя сверху, вздыхать и молиться, чтобы с любимым мальчиком ничего не случилось.

Когда станет так больно, что потемнеет в глазах, ее молитва тихо коснется твоего сердца, и тогда боль уйдет, а останется солнечный осенний день из далекого детства в парке, где она будет заправлять тебе вывалившуюся из штанов рубашку и целовать твой разгоряченный от беготни мокрый лоб, а ты будешь вырываться и радостно вопить: «Ну что ты, мамочка! Не надо со мной как с лялькой, я же уже взрослый!» – и убегать к ребятам, потому что мама – она с тобой навсегда, а ребят скоро загонят ужинать.

У меня не осталось никаких детских воспоминаний об отце, потому что его никогда не было рядом. Когда родители повенчались в 1972-м в главном храме Грузии – Светицховели, сыграли пышную свадьбу и родили первенца, отец оставил нас с мамой у моих любимых деда Миши и бабушки Тамары в Дигоми, в большом доме на склоне горы, и уехал в Россию на заработки. Раз в два-три месяца он приезжал, заваливал нас подарками, а потом снова уезжал, как говорили, на какую-то важную работу.

Когда мама узнала, что, кроме работы, у отца есть другая женщина, то сняла с себя все подаренные украшения, запеленала меня в одеяльце и, взяв с собой только мою любимую плюшевую собаку, улетела в родной Камышлов. Такого от тихой голубоглазой русской девушки никто не ожидал. Ведь они же венчались! К тому же отец был красив и хорошо зарабатывал. Разве можно с таким разводиться? А мама просто не могла по-другому.

В этом году ей исполнилось 65, а она так и не научилась лукавить, лицемерить, подстраиваться и жить не в ладу со своей совестью. Таких на работе всегда загружают сверх нормы и задвигают по службе, а в жизни ставят в конец очереди, потому что они ответственные и безответные – вздохнут и молча пойдут выполнять, что скажут.

Приезжаю к родителям в деревню, мама сидит на кухне в слезах. А у нее недавно операция была сложная на ноге. Я не на шутку встревожился. Что-то со здоровьем? Нет, что ты! Отмахивалась, а потом видит, что не отстану, рассказала. Она, хоть и на пенсии, дома сидеть не может, устроилась на работу в детский сад в деревне. Сначала нянечкой в группе работала, а потом, когда нога заболела и за детьми стало тяжело холить, перешла в сторожа. Все лучше, чем дома перед телевизором сидеть! Что ни прикажут, все выполняла. Скажут полы мыть – моет, во дворе мести – метет. И вопросов лишних не задавала, что мол, не ее это дело, а дворника или уборщицы.

А как с больничного вышла, начальница ее вызывает и говорит: «Пишите заявление об увольнении по собственному желанию, потому что мне нужна кладовщица, а та на одну ставку идти не хочет! Мы вас уволим, а ей будем две ставки платить!» Мама от обиды чуть не расплакалась, но заявление писать не стала.

А через несколько дней ей говорят, что она какие-то ключи потеряла, а еще ходит по ночам, на казенной стиральной машине белье стирает. Она говорит: «Ключи, что вы с меня спрашиваете, я три месяца назад под роспись вам лично отдала, а стиральная машина у меня и дома есть, ваша-то мне зачем? Да и как я после операции на костылях по ночам белье к вам таскать смогу, чтобы зачем-то у вас стирать?» Начальница на нее ногами затопала и раскричалась, что все равно ее уволит, – уходите лучше по-хорошему!

А теперь мама сидела на кухне и плакала. Я много чего захотел этой начальнице сказать, а потом маму обнял и говорю: «Бог ей судья! Хватит тебе уже работать! Всю жизнь ты только и знаешь, что работаешь! Отдохни уже! Собой займись! В церковь ходи, розами любимыми занимайся, свитер новый отцу свяжи!»

Чтобы нас с мамой в Грузию вернуть, наши многочисленные родственники прилетали из Тбилиси целыми самолетами, осыпали маму подарками, а она аккуратно возвращала все назад и указывала на дверь. Вместо безбедного жилья в большом восьмикомнатном доме она жила с родителями и дедом в неблагоустроенной двухкомнатной квартире и проработала простой телефонисткой на одном месте до пенсии. Когда денег не хватало, по вечерам полы мыла, подрабатывала, но никогда не жаловалась.

Я не знаю, сколько слез она пролила у моей кровати, плача по ночам, чтобы никто не видел, как ей бывало тяжело, но знаю, что у меня было самое счастливое детство. Тогда я не понимал, сколько стоили все мои увлечения, от дорогих авиамоделей до разных мопедов, но мама мне их покупала, отказывая себе, чтобы у меня все было не хуже, чем у других мальчишек.

Но главное было не это – главное, тебя уважали и с тобой считались. Когда в нашем доме появился отчим, с которым мы стали друзьями, моим воспитанием все равно занималась исключительно мама, потому что только она могла обуздать мою горячую грузинскую кровь, зовущую меня на разные подвиги. Мама говорит, что вообще мной не занималась, и только став взрослым, я понял, какой мудрой воспитательницей она была.

Со стороны казалось, что мне разрешалось почти все, чего нельзя было моим сверстникам. Я мог купаться на реке весь день, уйти с друзьями в поход или уехать на рыбалку и даже сбежать с уроков, но не мог нарушить данного слова, проявить трусость или кого-нибудь подвести. Река – пожалуйста! Только не забудь прополоть грядки, привезти воды и сделать уборку! Дал слово – расшибись в лепешку, но сделай! Иначе – какой из тебя будет мужчина? Это было святое, и за нарушение следовало незамедлительное и справедливое наказание.

Современные матери падают в обморок при разговоре о порке, но я точно знаю, что если бы не мамин тонкий кожаный ремень с кусачей бронзовой пряжкой, не писал бы я эти строки, а сидел бы в тюрьме. Может, для каких-то домашних мальчиков и хватило бы укоризненных слов и отлучения от компьютерных игр, но для того дикого, готового на любые проказы и шалости сорванца, который мог запросто увести класс с химии на футбол или друзей из пионерского лагеря – на реку купаться, так что потом их пришлось искать с милицией, справедливое суровое наказание было спасением от больших бед, с ударением на первом слоге. Больно? Еще бы? Но ведь за дело? Кто бы спорил! Ты потирал мягкое место, а в голове появлялась четкая взаимосвязь между проступками и болью в пятой точке. А слова на меня не действовали. Действовали примеры.

Когда мама случайно увидела, как я вырывал из книги, взятой в школьной библиотеке, иллюстрации с самолетами, она заставила меня вклеить их обратно, а потом вместе с испорченной книгой отнести мои любимые «Библиотеку приключений» и «Сказки народов мира», которые родители привезли мне из Чехословакии, в библиотеку и извиниться. Я со слезами доказывал, что не могу отдать «Робинзона Крузо», «Таинственный остров», «Тома Сойера» и «Айвенго» за несколько испорченных страниц, а мама спокойно качала головой и говорила: «Ты что, не знал, что за испорченную книгу нужно отдавать вдесятеро? Знал! Поэтому неси свои книги в библиотеку и в следующий раз думай головой, когда соберешься что-то сделать!» Плакать было бесполезно, стало бы только хуже.

Когда я легкомысленно выменивал старшим братьям новую модель танка на горсть гороховых стручков, потом бесполезно было искать справедливости и доказывать, что меня обманули. Ты же сам согласился поменяться, так чего теперь ревешь?

– Денис, в сотый раз прошу, выложи ключ от дома, пойдете играть, и ты его обязательно потеряешь!

– Не потеряю!

– А если потеряешь?

– Буду жить на улице! – следовал легкомысленный ответ.

А потом, вечером, когда ключ был благополучно потерян, мне указывали на дверь. Сначала я решил, что устрою в нашем сарае хижину и буду там жить, но когда там стало холодно и страшно, я сделал жалостное лицо и пошел плакаться и давить на жалость. Дома мама напоила меня горячим чаем, надела на меня теплую куртку, положила в карман бутерброды с сыром и отправила обратно. Самое невероятное, что спустя полчаса ключ я нашел! И больше не терял ключи никогда в жизни. Как и не давал необдуманных слов.

Страшнее всего для мужчины была трусость – для этого оправданий не было.

– Мама, старшие ребята взяли у меня велосипед и не отдают!

– То есть как взяли?

– Ну, не взяли, а попросили покататься. Я испугался, что если не дам, они мне накостыляют, и отдал!

– Так иди и возьми обратно – ты же мужчина!

Коленки у «мужчины» тряслись, а в горле была предательская сухость, он стоял за кустами, глядя, как старшие мальчишки гоняют на его велосипеде, набирался духа, а потом шел – с трясущимися руками и высохшим ртом, – хотя и знал, что ничего хорошего из этого не получится. Синяки быстро заживали, но первая победа над собственными страхами научила смотреть обстоятельствам в лицо и не отворачиваться.

Характер тоже просто воспитывался.

– Сынок, у тебя через три дня конец четверти, а в дневнике написано, что тебе надо сдать три работы по труду.

И до утра я вышивал крестиком, лепил из крашеной яичной скорлупы грибочки и выпиливал скамеечку, которую все нормальные ребята сделали на уроках, которые я прогулял. Мама варила мне кофе, намазывала бутерброды с маслом и колбасой, но пока я все не сделал, спать не разрешила. Зато, когда через год безуспешных занятий в музыкальной школе учительница по фортепьяно вызвала маму и сказала, что такого наплевательского отношения к музыке в жизни не видела, и меня учить – только время тратить, мама вздохнула и разрешила мне пойти на секцию дзюдо, и сама сшила мне первое кимоно из вафельных полотенец. Надо было видеть ее счастливое лицо, когда я принес грамоту о своей первой победе в городских соревнованиях!

Еще в садике, когда я еще не выучился плавать, она брала меня на реку, я обнимал ее за шею и на маминой спине переплывал огромную, тогда еще полноводную реку Пышму, по которой плавали катера и лодки с моторами, чтобы купаться на городском пляже напротив нашего дома. Много лет спустя моя жена Алена высказывала моей маме свои мысли о воспитании – что разрешила бы делать своим детям, а чего нет, – и между прочим упомянула ужасающий для нее пример, как в пятом классе я щучкой нырял с восьмиметрового Шадринского автомобильного моста. Мама согласно кивала головой, а в конце с улыбкой сказала: «Только и делов! Я и сама школьницей с него ныряла!»

Мы никогда не говорили с ней о Боге и вере, да и икон у нас дома не было, но в Церковь я пришел благодаря своей маме. Вот как это произошло. Когда я бросил университет и сделал все, чтобы моя жизнь покатилась под откос, однажды я увидел сон. Это был самый страшный сон в моей жизни, реальнее которого ничего в жизни я не видел. Я лежал в гробу, белый и некрасивый, а надо мной рыдала моя мать. Она рвала на себе волосы, царапала в кровь лицо и страшно, дико кричала. Я в ужасе проснулся, а голове как молния сверкала мысль: «Если не окрещусь, мне конец!» И уже через несколько дней я стал православным.

Когда маме пришло время рожать брата Илью, отчим был на вахте на Севере, где работал шофером. С утра пораньше мама приготовила обед, разбудила меня, поцеловала и сказала, что поехала в роддом. А днем позвонила и сказала, что у меня родился брат. Когда она стала просить неверующего отчима окрестить Илью, тот воспринял это в штыки: «Только попробуй ему мозги запудрить! Такое вам устрою! А потом развод и девичья фамилия!» Он, видишь ли, с каким-то священником когда-то водку пил, а значит, все в Церкви – ложь и провокация! Мама его уговаривала-уговаривала, умоляла-умоляла, но чем больше умоляла, тем больше он ругался и ногами топал.

Может быть, с какой-нибудь другой женщиной на этом бы все и закончилось, и Илья пришел бы в Церковь, как многие молодые люди – с пустыми потухшими глазами, перепробовав все на свете. Но простая русская женщина не умом, а сердцем знает, что без Бога в нашем мире не прожить, поэтому в один прекрасный день мама помолилась, перекрестилась и отправилась в родной Покровский собор. С батюшкой поговорила – и, когда отчим был на работе, привезла брата в Церковь и окрестила. В храме были только священник, мама и ангелы, которые стали Илье крестными. Отец с работы возвращается – а сын уже православный. И ругайся не ругайся – а это уже совсем другая история.

….Как-то пришли с мамой на вечернюю службу. Знакомые тетушки из храма кивали и переглядывались, а потом подходят ко мне: «Денис! Поздравляем! Какая у тебя красивая женщина!» Я говорю: «Вы в своем уме? Это же моя мама!» Они заохали: «А мы и подумать не могли! У нее глаза, как у молодой, светятся!» Всю дорогу до дома потом смеялись…

А вообще она любит ходить в храм одна, это дело для нее личное, сокровенное. Встанет с утра пораньше, оденется красиво – и якобы по делам в город уедет. В храме записки за нас с братом в алтарь подаст, свечи поставит, помолится, домой приедет – молчит, только светится от радости, как именинница. И тогда я знаю, что она в церкви была.

Денис Ахалашвили
26 января 2018 г.

10:55 

В 1977 году в Самарканде я стал свидетелем одного случая удивительного исцеления после молитв. Привела как-то ко мне мать двух дочерей, одна из них страдала припадками.
— Батюшка, быть может, вы знаете, как вылечить Олю? Совсем замучили ее припадки — по два раза в день бьют.
— Дочка крещеная? — спрашиваю.
— А как же — крещеная…
— Ну а крест она носит? Замялась мама: — Батюшка… Как вам сказать… Да только две недели, как надели на нее крестик.
Покачал я головой: что за христианин без креста? Все равно что воин без оружия. Беззащитный совсем. Стал беседовать с ними. Посоветовал исповедоваться и причаститься, каждый день по 40 раз читать 90-й псалом — «Живый в помощи Вышняго». Через три дня пришла эта женщина с двумя дочками — Олей и Галей. Исповедовались они, причастились и начали читать ежедневно по 40 раз 90-й псалом, как я им и советовал (этому молитвенному правилу научили меня родители). И чудо — только два дня почитали всей семьей 90-й псалом, как Олю перестали мучить припадки. Избавились от тяжкого недуга без всяких больниц. Потрясенная, мать пришла ко мне и спрашивает, сколько денег нужно «за работу». — Что вы, мамочка, — говорю, — это не я сделал, это Господь. Вы сами видите: то, чего не смогли врачи, совершил Бог, как только вы обратились к нему с верой и покаянием.

* * *
С 90-м псалмом связан еще один случай исцеления — от глухоты. Пришел в наш Вознесенский храм в Новосибирске один пожилой человек по имени Николай. Стал жаловаться на скорби: — Батюшка, я плохо слышу, давно уже, с 4-го класса школы. А сейчас совсем невмоготу стало. К тому же и печень, и желудок болят. — А ты посты соблюдаешь? — спрашиваю его. — Да нет, какие там посты! На работе чем накормят — то и ем. А шла пятая неделя Великого поста. — Николай, — говорю ему, — до Пасхи только постную пищу вкушай и читай ежедневно по 40 раз «Живый в помощи Вышняго». После Пасхи Николай приходит со слезами, и брата Владимира с собой ведет. — Батюшка, спаси тебя Господь!.. На Пасху запели «Христос воскресе» — а я не слышу. Ну, думаю, батюшка говорил — постись, Бог поможет, а я как был глухой, так глухим и остался! Только подумал так — тут же у меня будто пробки из ушей выскочили. Сразу, в один миг, нормально слышать стал. Вот что значит — пост, вот что значит — молитва. Вот что значит — читать «Живый в помощи Вышняго», без всяких сомнений. Очень нужна нам чистая, покаянная молитва — больше пищи и воды. Будет водичка в стакане мутная — мы ее пить не станем. Так и Господь хочет, чтоб мы не мутную, а чистую молитву изливали из своей души, ждет от нас чистого покаяния… А для этого нам сейчас дается и время, и свобода. Было бы усердие.

прот. Валентин Бирюков

10:55 

ВЫПРОШЕННЫЙ КРЕСТ

Как утверждали святые отцы, выпрошенный крест — самый тяжелый.
Например, моя мама всегда мечтала, чтобы ей не приходилось мыть посуду и убирать…
А моя подруга актриса и певица Люля мечтала эмигрировать («только бы вырваться из этой проклятой страны!»).
А мой приятель Леня Золотаревский мечтал стать баснословно богатым.
А красавица Ирэн мечтала научиться водить машину и купить себе что-то вроде «альфа-ромео».

И вот у моей мамы произошел инсульт, и она последние десять лет жизни не мыла посуду и не убирала дом, а просто лежала в постели.
А Люля уехала в Израиль и там поселилась в кибуце и — актриса, певица, балерина — ходила каждый день, ради пропитания, на очистку леса собирать там какие-то ветки, а вся ее заграничная артистическая карьера свелась к простой самодеятельности: по праздникам она пела в застольях и по — актерски выразительно рассказывала анекдоты.
А Леня Золотаревский сказочно разбогател, но у него украли ребенка и требовали за него выкуп. И когда он выкупил сына, тот сильно заикался, а сам Леня вскоре умер от лейкемии. Врачи говорили: это все — от перенесенного стресса.
А красавица Ирэн научилась водить машину, но поскольку у нее не было денег, она продала свою трехкомнатную квартиру в новом доме, на эти деньги купила «альфа-ромео» и сняла двухкомнатную квартиру в центре. А потом вдруг хозяева квартиры немыслимо взвинтили цены, Ирэн разнервничалась и разбила машину и в результате вынуждена была переселиться к бывшему мужу. Он жил с молодой женой и двумя маленькими сыновьями-погодками. И Ирэн полгода прожила у них в кладовке, а потом куда-то исчезла.
Честно говоря, и я подчас думаю: «Слава Тебе, Боже, что Ты не исполнил некоторых моих безумных желаний!»

Николаева О. А., из книги: "Небесный огонь"

10:52 


16:32 

Неделя о блудном сыне продолжает приоткрывать нам завесу пасхальной тайны любви Бога к человеку.

Обращаясь к этой евангельской притче, стоит обратить внимание на две ее основные темы. Одна из них - это идея того, что религия, как связь человека с Богом, заканчивается там, где человек не в силах принять другого. Старший сын, служивший Отцу много лет, "никогда не преступавший Его заповедей", не хочет пойти на пир в честь возвращения младшего, а само милосердие к нему видит несправедливым:

Разве достоин тот блудник и мот прощения?
Разве достоин веры в его покаяние?
Разве достоин радости о возвращении?

Важна и вторая тема: наступающая неделя говорит и о большем, - о милосердии Отца. Образ объятий, образ того, как бегут отец и его потерянный ребенок навстречу друг другу, - вот грань утешения, радости. Той радости, которая в одно мгновение может разогнать тьму многих лет потери, обид и одиночества.

Вновь звучит со страниц Нового Завета удивительное: не надо бояться Бога. Там, где, возможно, достойны мы суда и наказания, - там будет прощение и любовь. Там, где, кажется, навсегда потеряна надежда, - там будет радость и свет. Там, где смерть, - засияет жизнь. Важно лишь наше желание изменить себя и вернуться к источнику жизни.

16:18 


14:18 


13:59 

Как вести себя после причащения?


Если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи. (2 Пет. 2, 20-22).

По причастии нужно показать исправление, засвидетельствовать любовь к Богу и ближнему, благодарение, тщание усердное о новом, святом и непорочном житии.
Святитель Тихон Задонский (1724-1783).

По причащении же Святых Таин Христовых войди тотчас в сокровенности сердца своего и, поклонившись там Господу с благоговейным смирением, обратись к Нему мысленно с такими словами: Ты видишь, Мой Всеблагой Господь, как легко впадаю я в грехи на гибель себе, какую силу имеет надо мной борющая меня страсть и как сам я бессилен освободиться от нее. Помоги мне и усиль бессильные усилия мои или лучше Сам восприими оружие мое вместо меня, порази вконец этого неистового врага моего... Поклонись этому Богу Единому, во Святой Троице славимому и нам благодеющему, и, воздав благоговейное Ему благодарение как некий дар, предложи непреклонное решение, готовность и порывы к борьбе со своим грехом в надежде преодолеть его силою Единого Триипостасного Бога.
Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809).

После приобщения надо просить Господа, чтобы дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возвращаться назад, то есть прежние грехи.
Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

Каждый раз, когда тебя Господь сподобит причаститься Святых и Животворящих Таин Христовых, так размышляй: какое мне сегодня счастье, Господь вошел в дом сердца моего, не возгнушался меня грешного и нечистого! Какая ко мне милость Божия, какая мне радость, ведь сегодня я не один, а в гостях у меня Сам Христос, мой Господь и Спаситель!
Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский (1874-1937).

Теперь всякий грех, соделанный нами, будет оскорблением, нанесенным Господу; всякое порочное действие ≈ явной обидой Сладчайшему Искупителю. Всякое злоупотребление нашего тела будет оплеванием, заушением и биением, которые Он претерпел от врагов. Теперь уже мы не одни, но с нами и в нас Господь. Мы не должны отказываться от добрых дел, от подвигов благочестия.

А главное, причастники должны быть благодушными и великодушными во всех обстоятельствах жизни.

Каждый из нас должен беречь принятое сокровище, а не бросать его как попало. Каждый из нас должен не забывать ни того, что он есть христианин, а главное, что он причастившийся христианин. При всяких искушениях он должен вспоминать, что причастился страшных Христовых Тайн в жизнь вечную, что он с Причастием не готов расстаться, ни променять их на удовлетворение какой-либо страсти. Каждый из нас должен вспоминать настоящие светлые минуты, когда мы все чисты пред Господом, омыты Его Пречистой Кровью и напитаны Его Пречистой Плотью. Каждый из нас должен памятовать любовь к нам Господа и ту любовь, какую мы пред Ним засвидетельствовали. Мы сегодня говорили Господу: Веруем и исповедуем, что Ты Сын Бога Живаго, пришедший в мир спасти грешников; веруем, что не в осуждение я принимаю святые Тайны, но во исцеление души и тела. Я лобзал Тебя, Господи, не изменническим поцелуем Иуды ≈ предателя, но лобзанием невинным и святым. Если позабудем про это, то нас позабудет Сам Господь. И мы снова будем блуждать во тьме греха, и отнимется от нас свет Христов, отнимется от нас радость и спокойствие совести, больше и нужнее которого ничего нет в целом мире.
Протоиерей Валентин Амфитеатров (1836-1908).

Приняв Христовы Тайны, мы несем в себе Христа. Мы становимся подобны человеку, который несет чашу, наполненную до краев вином или водой: если он будет неосторожен, то может расплескать часть жидкости, а если споткнется и упадет, то потеряет все, что было в чаше. Причастившись Христовых Таин, мы должны сознавать, Что и Кого мы в себе несем. И с момента Причастия без паузы, без перерыва должна начаться наша подготовка к следующему Причастию. И не надо думать, что, если мы причастились сегодня, то к следующей Евхаристии можно готовиться за день или за три дня до нее, а в остальное время можно жить так, как будто Христос не присутствует в нас.
Епископ Иларион (Алфеев) (XX-XXI вв.).

Плоды Святого Причащения действуют, если мы не оскорбляем святыню. Если же оскорбляем ее, то в тот же день причащения она перестает действовать. А оскорбляем мы святыню чем? Зрением, слухом и другими чувствами; многословием и осуждением. Потому в день причащения надо преимущественно хранить зрение и больше молчать, держать язык за зубами.
Преподобный Алексий Зосимовский (1844-1928).

Часто после усердной молитвы бесы нападают на нас с большой силой, как бы желая отомстить нам. Мало того, они даже после Приобщения с величайшим ожесточением стараются вселить в нас нечистые мысли и пожелания, с тем, чтобы отомстить нам за сопротивление и победу над ними, и с тем, чтобы уменьшить в нас веру, стараясь как бы доказать, что нет нам никакой пользы от Святого Причащения, и наоборот, еще хуже бывает борение. Но не должно унывать от этого, понимая коварство врага побеждать его верой и упорством в борьбе с ним.
Свщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский (1883ок. 1937).

Есть старческое выражение: всякому доброму делу или предшествует или последует искушение. А такие добрые дела, как молитва от всего сердца, а особенно, причащение, не могут остаться без мести дьявола. Он употребляет все силы, чтобы не дать помолиться, как следует, и причаститься. А если не мог этого сделать, то старается потом напакостить так, чтобы и следа не осталось от полученной пользы. Это очень хорошо известно всем, причастным духовной жизни. Вот почему нужно со смирением и сокрушением сердечным, по возможности, просить от Господа, чтобы Он охранил от козней врага, действующего или прямо на душу, или через людей, ему подвластных.
Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).

Помни всегда, что после обедни и причащения ты должен всегда обедать медленно и умеренно. Так же точно и на ночь.

Принявши в себя пречистую Плоть и Кровь Господа, не устремляйся потом, пришедши домой, с жадностью на плоть животного; соблюдай крайнюю умеренность в употреблении ее не предавайся долгому сну днем. Всё это способствует загрублению сердца, которое крайне нужно сохранять в святой нежности и чувствительности, получаемой нами после достойного принятия пречистых Тайн.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

Когда человек наестся жирных кушаний или вообще объестся после причащения, он сразу может наблюдать за собою, как гибнет в нем то светлое, тонкое, духовное, что только пред этим он явно ощущал.

Подмечено, что если причастник вскоре после причащения ложится спать (особенно после сытного обеда), то, проснувшись, не чувствует уже благодати. Праздник для него как бы кончился уже. И это понятно: преданность сну свидетельствует о невнимательности к небесному Гостю, Господу и Владыке мира; и благодать отходит от нерадивого участника Царской вечери. Лучше это время проводить в чтении, размышлении, даже внимательной прогулке. Так мне пришлось наблюдать это среди монахов. А в миру можно посетить больного, сделать кому-либо доброе или насладиться благочестивым общением с братьями или сходить на кладбище к усопшим.
Митрополит Вениамин (Федченков) (1880-1961).

После смерти мы будем сильно истязуемы, если не храним благодати Святого Духа. Если случится в день причащения вам раздражиться, огорчить, осудить кого-нибудь, то это пятно в душе будем стараться очистить покаянием. Этот день лучше всего провести в молчании и молитве или в чтении Священного Писания и поучений святых отцов, потому что душа в это время особенно восприимчива к доброму и дивные евангельские слова западут в глубину сердца.
Схиигумен Савва Псково-Печерский (1898-1980).

Чтобы нам вернее сохранить себя после исповеди от повторения грехов, потщимся, особенно на первых порах, пока мы еще не окрепли нравственно, избегать встречи со грехом: удаляться тех лиц и тех мест, какие могут подать нам повод к падению.
Архимандрит Кирилл (Павлов) (р. в 1919).

13:54 

Воскресенье, 4 февраля - вторая подготовительная неделя к Великому Посту

О БЛУДНОМ СЫНЕ. На этой седмице ВОЗОБНОВЛЯЕТСЯ ПОСТ В СРЕДУ И ПЯТНИЦУ.
В воскресенье на Литургии читается евангельская притча “О блудном сыне”: «У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, и пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною, и веемое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лука 15,11-32).

В притче этой под отцом разумеется Бог, а под блудным сыном - кающийся грешник. На блудного сына похож всякий человек, который душою своею удаляется от Бога и предается своевольной, грешной жизни; своими грехами он губит свою душу и все дары (жизнь, здоровье, силу, способности), какие получил от Бога. Когда же грешник, образумившись, приносит Богу искреннее покаяние, со смирением и с надеждою на Его милосердие, то Господь, как Отец милосердный, радуется с ангелами Своими обращение грешника, прощает ему все его беззакония (грехи), как бы велики они ни были, и возвращает ему Свои милости и дары. Рассказом о старшем сыне Спаситель учит тому, что всякий верующий христианин должен от всей души желать всем спасения, радоваться обращению грешников, не завидовать Божией любви к ним и не считать себя достойным Божиих милостей больше, чем те, кто обращается к Богу от прежней своей беззаконной жизни.

В этом евангельском чтении Святая Церковь обращает наше внимание на то, что в каком бы греховном состоянии ни был человек, как бы ни было глубоко его падение, он не должен отчаиваться в своем спасении. Нужно только одно — с сердечной верой и покаянием обратиться ко Господу. Господь же всегда с радостью приемлет обращающегося к Нему, как это сделал отец в евангельской притче по отношению к своему вернувшемуся сыну. Бездна милосердия Божия всегда глубже всякой бездны нравственного падения человеческого! Притча о блудном сыне нам также показывает, как легко и быстро развивается грех в душе человека — при попустительстве он растет подобно снежному кому!

13:53 

Как хрупка жизнь! Как ценны минуты, которые нам дарят радость общения! Как важно общаться, пока мы живы! Ведь и жизнь в Царстве Божием будет жизнью в общении с Богом и святыми Его.

Не часто ли мы видим вокруг, что смерть собирает больше людей, чем радостные поводы? Многочисленные родственники скорее съедутся на смерть или поминки, чем на день рождения. Пока человек жив, кажется: еще столько времени впереди. Успеем и встретиться, и поговорить, и прочее… Но наступает момент, когда уже ничего не успеешь. Ничего не добавишь.

Успевайте общаться. Говорить друг другу добро. Пусть ваши родные и близкие знают, что они дороги вам, что вы их любите.

Священник Андрей Дудченко

Блог иг. Давида

главная