15:35 


15:17 


15:15 


15:14 


14:54 

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!


9 декабря суббота
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК ХРАМА!
Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве.
День освящения Киевского Георгиевского храма, совершенного 26 ноября 1051 года Святителем Иларионом, митрополитом Киевским и всея Руси, навсегда вошел в литургическую сокровищницу Церкви как особый церковный праздник, Юрьев день, любимый русским народом «осенний Георгий». День освящения был выбран не случайно: именно в этот день происходило освящение одного из четырех Георгиевских храмов Константинополя. Не случайно и сам чин освящения совершал не грек, обычно занимавший в то время Киевскую кафедру, а первый русский митрополит Иларион. Этот день стал праздноваться по всей Русской земле, усвоив ее таким образом небесному покровительству Георгия Победоносца. Храм в честь великомученика Георгия находился перед вратами Святой Софии, на его строительство князь Ярослав затратил большие средства, в возведении храма принимало участие большое число строителей. Святой Георгий Победоносец был ангелом и покровителем нескольких великих строителей русской государственности и русской военной мощи. Сын святого равноапостольного Владимира, Ярослав Мудрый, во святом Крещении Георгий (+ 1054), много способствовал почитанию святого в Русской Церкви. Он построил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия Победоносца в Киеве. Освящение Георгиевской церкви в Киеве — первый русский церковный праздник, внесенный в православные месяцесловы. Сразу же после Крещения Руси она стала предощущать себя будущей преемницей православной державы — Византии, а стольный град Киев — преемником Царьграда. Церковь великомученика Георгия Победоносца в Киеве один из первых наряду с церковью святой Ирины монастырских храмов в городе. О создании Ярославом Мудрым церкви во имя своего небесного покровителя великомученика Георгия Победоносца говорится в летописной статье 1037 г., дающей обобщающую оценку храмоздательной и просветительской деятельности князя. Другим источником, повествующим об основании храма, является сказание в составе второй редакции Пролога, из которого известно, что церковь была освящена митрополитом Иларионом, т. е. между 1051 и 1054 гг. Монастыри были поставлены по сторонам главной улицы города, шедшей от Золотых ворот, и обрамляли вход в центральную часть Киева. Время разрушения Георгиевской церкви неизвестно, но память о месте у ворот Софийского собора, на котором она стояла в древности, сохранялась до XVII в. Киевский синопсис описывает ее расположение справа от собора Святой Софии. В 1674 г. память о Георгиевской церкви была закреплена постройкой воеводой Ю. Трубецким на том же месте деревянной церкви того же освящения. В 1744 г. ее сменила каменная, разобранная в 1934 г.; на месте храма был выстроен жилой дом. При земляных работах 1934 и 1937 гг. вскрывались остатки кладок древнего храма, а в 1939 г. были открыты полукружия центральной и южной апсид.
Начало богослужения в 08.00

14:48 

Общественное служение христиан

Часть 1

«Имуще дарования по благодати, данней нам, различна, – говорит св. апостол Павел, – если имеешь дар пророчества, пророчествуй по мере веры; если имеешь служение – пребывай в служении, если имеешь дар учительства, преподавай учение; если можешь утешать, занимайся утешением, подавай с простотою; начальствуй с усердием; оказывай милосердие с добрым изволением»(Рим. 12, 6–9)
Указывая здесь, как христиане должны относиться к имеющимся у них дарованиям, апостол Павел в других местах своих посланий наставляет, как вести себя, занимая то или иное положение, будь то в Церкви или в гражданском обществе.
В Церкви имеются пастыри и пасомые: одним вверена проповедь, другим учительство (Еф. 4, 7–12; 1 Кор. 12 и др.) или иное дело. Все они, исполняя каждый ему положенное, творят единое великое дело, созидают Тело Христово, Церковь. Они должны работать в единении духа, не превозносясь и не уничижая других, так как каждый является тем или иным членом единого тела (Еф. 4, 1–4; 1 Кор. 12, 12–27), в котором каждый член имеет свое назначение.
Церковь ведет чад своих к вечной жизни и заботится о главнейшем и нужнейшем, почему особенно важны обязанности церковные. Однако, устремляя взоры чад своих к небу, она заповедает им не пренебрегать и обязанностями своими, относящимися к нынешней жизни. Досязая до небес, Церковь стоит однако на земле, и приуготовляются люди к Небесному Царствию также на земле. Посему Священное Писание указывает также христианам, как относиться им к своим обязанностям в общественной и государственной жизни. Здесь также не все занимают одинаковое положение, однако каждый должен с усердием исполнять лежащие на нем обязанности, воздавая должную честь другим.
В основе всех заповедей лежит заповедь о любви. Исполняя свои гражданские обязанности, христиане должны помнить, что тем приносят пользу другим, способствуя общему благосостоянию, и должны трудиться не только для личного, но и для общего блага. Внешне то самое делается и в нехристианском обществе. Но Церковь, Христово учение одухотворяет всю жизнь. Еще Иоанн Креститель, стоявший на пороге Ветхого и Нового Завета, учил вопрошавших его, как нужно вести себя занимавшим общественные должности. Воины, могущие быть бичем и притеснителем малых, должны руководствоваться учением Христовым во всех областях и проявлениях жизни и личной, и общественной, и государственной. Они остаются христианами всегда и всюду. Во всех делах и поступках нужно проявлять дух веры и связанной с нею христианской любви.
Христианам, живущим среди иноверных, особенно в среде безбожной, часто приходится встречаться с понятиями общественными и требованиями государства, противными Христову Учению. Как быть тогда? Многие из них были военачальниками (Георгий, Евстафий, Плакида и др.), воинами, правителями областей (Димитрий, Феодор Стратилат и др.), придворными. Они усердно исполняли свои должности, отличались на службе, увенчивались наградами. Но когда им предъявлялись требования, противные Христовой вере, они отказывались их выполнять, шли на мучения, памятуя, что «Богу подобает повиноваться больше, чем людям». Они оставили пример, которому подобает следовать во все века, будучи увенчаны Христом, Который «вчера и днесь Той же во веки».

Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский. Слова и проповеди

14:45 


14:42 

Удивительный человек. О смирении:

Одному человеку сказали: «Вы жадный, как собака!» - «Да, — согласился он, — я - жадный, как собака».
Потом ему сказали: «Вы такой строптивый, как конь!» — «Да, я строптивый, как конь!» - согласился тот.
Видя такое поведение, люди удивились и спросили этого удивительного человека: «Вот, вас назвали собакой и конем, и вы согласились. Вы что осел?» — «Да, я — осел», — согласился тот.
Все пожали плечами, а кто-то сказал задумчиво: «Знаете, а в нем что-то есть... очень человеческое».

Сказал старый монах: «Смирение проходит всю землю и не встречает преград ни на земле, ни на Небе».

Автор притчи: Монах Симеон Афонский. Из книги: О самом простом.

14:36 

Восточная мудрость гласит: если ты хочешь привести страну в порядок, то сначала нужно привести в порядок её города и провинции. Если ты хочешь привести в порядок города и провинции, то прежде нужно наладить жизнь в семьях. Если ты хочешь наладить жизнь в семьях, то сначала наведи порядок в своей семье. А если хочешь, чтобы в твоей семье было всё хорошо, то разберись сначала в самом себе...

14:31 

Размышление после праздника.

Прошел праздник. Отцы посмотрели храм в котором я служу. Кто хвалил, кто радовался, кто шутил не добро. Один из отцов сказал: Правильно, у тебя нет семьи, ты монах, вот и храм у тебя по этому в порядке и стенды делаешь и шитье на аналои. А мы все семейные, сам понимаешь.
Я промолчал, но подумал - как то это странно! Я выбрал свой путь монашество, а вы выбрали женитьбу, кто ж вас заставлял, были бы и вы монахи. Или это трудно для вас? Если это трудно для вас, то как для меня легко? Современное женатое духовенство все списывает на жену и детей, дескать все на них родных уходит, по этому и храмами заниматься нет ни времени ни денег. По сему помышляют, что монахам делать нечего, как только храмами заниматься. Я не сужу ни кого за такой подход. Всяк смотрит со своей колокольни. Но думаю, что всех Господь уравнивает. Кому без семейного тепла и родного плеча жить, терпя унижения и оскорбления, смущения и душевные и телесные боли в одиночестве, а кому имея семейную поддержку и любовь жены и детей,быть чуточку не в своей тарелке от того, что не хватает денег жене на шубу и машине на новые колеса.
Полагаю, если бы все настоятели были бы монахами, то следуя логике женатого духовенства, храмы бы процветали.

13:52 


13:39 

Рождественский пост в 2017 году: 28 ноября – 6 января 2018 года


Как был установлен Рождественский пост?
Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что “сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. – Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября”.

Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 – по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.

Зачем установлен Рождественский пост?
Рождественский пост – зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.

Лев Великий пишет: “Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий”.

По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды.

“Как Господь ущедрил нас плодами земли, – пишет святитель, – так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным”.

По словам Симеона Фессалоникийского, “пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти”.

Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Когда начали праздновать Рождество Христово?
Начало этого праздника относится к временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: “Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца” (desembri). Там же сказано: “День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру”.

Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский.

В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит.

Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова.

С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова.

Никифор Каллист, писатель семнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.

В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин.Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события.

Как питаться в Рождественский пост?
Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов – “все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен [то есть еды, пищи. – Ред.], не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов”.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни – вторник, четверг, суббота и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.

Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. “Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды”, – заповедует Святая Церковь.

Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство – средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: “Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим”.

Некоторые считают, что при современном бедственном положении в России, когда не выплачивают зарплату, когда у многих нет денег, пост не тема для разговора. Напомним слово Оптинских старцев: “Не хотят поститься добровольно – будут поститься недобровольно…”

13:35 

С началом Рождественского поста!

НЕ НАДО СТАВИТЬ СЕБЕ ЗАДАЧУ СТАТЬ К КОНЦУ ПОСТА СВЯТЫМ

Задача должна быть иной: пройти пост, поста не нарушая.
Ни в еде, ни в молитве, ни в чтении духовной литературы.
Только задачи ставить перед собой нужно реалистические, которые ты можешь выполнить. Здесь требуется некий здравый смысл. Не стоит брать на себя сверхзадач, но если уж взял внутреннее обязательство, выполни его, не отступая ни шага назад.
Причем задачи эти должны быть совершенно конкретными – строго утром и вечером исполнять молитвенное правило, добавить к своему правилу чтение кафизмы, чтение главы Евангелия и апостольских Посланий. Не пропускать воскресных, и, по возможности (если позволяет работа) праздничных служб. Можно прямо составить план по календарю:
«за время поста я должен быть в храме каждое воскресение и сверх этого еще столько-то раз в такие-то дни».
Только уже не нужно отлынивать.
Можно взять благословение у священника, чтобы это не было самодеятельностью.
Да, великие святые, аскеты, постники нередко вкушали в пост, допустим, раз в неделю. Но когда обычный человек пытается нагрузить себя сверх меры – это просто гордость. Негоже сравнивать себя с великими святыми.
Протоиерей Александр Ильяшенко.

13:29 

О ПРОСФОРЕ.

Важно знать православному христианину!

Просфорá — специальным образом испеченный хлеб, используемый для совершения таинства Евхаристии.

Просфора переводится с греческого как «приношение». В древней Церкви хлеб для совершения Литургии приносили как свой дар Богу те, кто приходил в храм в воскресный день для участия в Литургии, то есть все христиане общины.

Просфора изображает хлеб Тайной Вечери, который Христос разделил между своими учениками: И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание (Лк 22:19). Так было установлено таинство Евхаристии, где христиане под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Спасителя и становятся едины с Ним. Участие в этом таинстве — необходимое условие пребывания в Церкви для каждого христианина.

Проскомидия — первая часть Литургии, во время которой из хлеба (в виде просфор) и вина приготовляется вещество для Евхаристии.

Для совершения литургии используется 5 больших просфор.

Патриарх Никон ввел этот обычай в Русской Церкви в память о евангельском чуде умножения хлебов, когда пятью хлебами были насыщены пять тысяч человек (Мф 14:15–21).

Пять просфор для совершения Литургии:

1. Агничная просфора

Большая просфора с крестом и печатью IC XC NIKA. Из нее специальным ножом — копием — вырезается Агнец — хлеб кубической формы.

Во время совершения Литургии Агнец становится истинным Телом Христа.

Неиспользованная часть агничной просфоры называется антидор. По обычаю его раздают верующим после окончания Литургии.

2. Богородичная просфора

Большая просфора с печатью МАРИЯ или образом Богородицы. На проскомидии из ее верхней части вынимается частица треугольной формы и кладется на специальное блюдо — дискос — рядом с агнцем.

3. Девятичинная просфора

Посвящена святым. Из ее печати вынимается 9 частиц в память: Иоанна Крестителя; пророков; апостолов; святителей; архидиакона Стефана и мучеников; преподобных; бессребреников; Иоакима и Анны, Мефодия и Кирилла, князя Владимира и всех святых; а также святого автора литургии, которая будет служиться: Иоанна Златоустого или Василия Великого.

4. Заздравная просфора

предназначена для вынимания из ее печати двух частиц за всех, кто будет участвовать в Литургии, священнослужителей, совершающих Литургию, страну и народ.

5. Заупокойная просфора

Из ее верхней части берется одна частица за всех умерших православных христиан.

Частицы, вынутые (т. е. вырезанные) из просфор на проскомидии, изображают всю полноту Церкви. Священник кладет частицы на специальное блюдо — дискос. В центре располагается Агнец — Христос, справа и слева от него частицы Богородицы и всех святых, по краям — частицы, вынутые за всех живых и умерших православных.

Частицы из небольших просфор, тех, что после Литургии раздают верующим, священник также вынимает во время проскомидии. В это время он молится о здравии и упокоении тех людей, записки о которых были поданы до начала Литургии. Во время чтения имени из просфоры вынимается частица, символизирующая конкретного человека, и кладется на дискос. В конце Литургии священник со словами «омый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровью Твоею честною» ссыпает все эти частицы в Чашу с Кровью Христа.

Артос, буквально — «квасной хлеб». Именно так называется большая просфора, которую ставят перед алтарем на пасхальной Светлой седмице. Освящают артос на Пасху, а разделяют и раздают верующим в субботу Светлой седмицы. Артос хранят дома до следующей Пасхи и употребляют натощак во время болезни.

Пасхальный кулич — сдобный сладкий хлеб с изюмом — народное переосмысление артоса. Куличи освящают в храме после литургии Великой Субботы.

источник: журнал "Фома"

19:41 

Русский наставник старца Паисия

Старец Паисий был просто происхождения и закончил только начальную школу, но он стал настоящим богословом. Святые отцы говорят: «Кто молится, тот и богослов». Это безусловно относится к преподобному Паисию, ибо он молитвенник вселенского масштаба. В его знаменитую келью стекались тысячи людей, потерявших смысл жизни, и никто не уходил от него не утешенным. Старец Паисий привел к Богу столько заблудших душ, что его можно назвать равноапостольным.

При, казалось бы, столь малом образовании он был удивительно осведомлен в святоотеческом понимании церковных истин. Благодать Божия всегда была с ним.

Кто же из современников мог содействовать его духовному росту? Оказывается, духовным наставником Паисия Святогорца был в свое время русский иеромонах Тихон (Голенков), он же постригал Паисия в великую схиму в 1966 году.

Когда иеромонах Тихон служил литургию, он всех удалял из алтаря. Литургия служилась неимоверно долго, только пение Херувимской длилось два часа, но так как в алтаре никого не было, было ясно, что это пели ангелы.

Иеромонах Тихон знал о времени своей кончины. Однажды он рассказал Паисию, что ему явилась Божия Матерь с чудотворцами Сергием и Серафимом, и известила его, что он отойдет ко Господу через день после Ее рождества – 23 сентября. Так и произошло.

Игумен Никон (Смирнов)

19:39 

Апостол Иаков говорит удивительные слова: не может из одного источника истекать горькая и сладкая вода. Мы слышим его пронзительные слова: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Эти слова в каком-то смысле очерчивают определенные параметры, в том числе и миссии Церкви в современном мире, включая ее образовательную деятельность.

Все те, кто посвящают себя этой деятельности, должны быть людьми целомудренными не только в прямом смысле этого слова, но и в более широком, потому что у каждого могут быть грехи, в том числе и плотские, в которых он раскаивается. Но в широком смысле слова целомудрие — это внутренняя целостность, неповрежденность личности. И именно целомудрие, целостность личности является залогом того, что из одного источника никогда не будет течь две воды ― горькая и сладкая.
---
Из слова после Литургии в Храме Христа Спасителя в день открытия XXIII Международных Рождественских чтений, 21 января 2015 года

17:52 

25 ноября архиерейское богослужение в Преображенском храме погоста Старый Спас.


В Преображенском храме погоста Старый Спас, что в деревне Легищево Чеховского района Московской области, 25 ноября состоялось праздничное богослужение на день памяти одного из семи новомучеников Лопасненских – священномученика Владимира Красновского. Божественную Литургию по благословению правящего архиерея — митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в храме совершил викарный епископ Роман Серпуховской в сослужении благочинного Чеховского района иерея Константина Александрова и духовенства Чеховского района. По окончании богослужения владыка Роман обратился с приветственным словом к жителям Чеховского района и выразил надежду на скорейшее восстановление порушенных святынь, особенно тех храмов, в которых служили некогда сами новомученики Лопасненские. Поблагодарил благочинного, настоятеля храма, хор и всех прихожан за помощь в организации богослужения и теплые молитвы. В этот день отмечалось 80 лет со дня мученической кончины новомученика Владимира за веру Христову во дни гонений на Церковь Русскую. В 1931 году отец Владимир был назначен настоятелем в Преображенский храм в поселке Новый Быт Лопаснинского района Московской области, в данный момент церковь частично разрушена и перестроена. То, что сохранилось от этого храма Преображения Господня, сейчас находится на территории бывшего Подмосковного филиала НАТИ (Научно-исследовательского автотракторного института). Поселок Новый Быт Чеховского района возник в советский период перед Великой Отечественной войной на территории между Давидовой пустынью и речкой Родинкой, на которой рядом расположена старинная деревня Легчищево. В декабре 2007 года по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия приход был возобновлен.

15:27 


13:17 


18:39 

"Есть вещи не такие жуткие, даже невинные и вошедшие в милую привычку. Но присмотрись к ним и вздрогнешь. Например, у нас привычным стало фотографировать Богослужения. То ли для отчетности, то ли на добрую память, то ли для храмовой стенгазеты. Но помилуйте, это ведь десакрализация молитвы и службы. Епископы и священники на некоторых службах (в праздники – особенно) вынуждены чувствовать себя не как в Доме Божием, а как на красной дорожке, чему виною – бесконечные вспышки фотоаппаратов, профессиональных и любительских. Даже Евхаристический Канон не избегает этого специфического звука щелкающей камеры. А ведь любой учебник Литургики с легкостью докажет вам, что Служба Бескровной Жертвы непосредственно связана с Сионской горницей и Тайной Вечерей. И мы все это знаем! Ну хоть убейте меня, не могу я представить, даже в горячке, присутствие фотографа на Тайной Вечере и при умовении ног. Тут одно из двух: либо наша служба есть что-то другое (избави Бог!), либо мы что-то забыли и что-то с чем-то перепутали. Вот вам и конец света, друзья-товарищи, дамы и господа, братья и сестры. Запрет на фото и видео съемку в храме так же естественен, как и запрет на привод в храм домашних животных и приход в пляжной одежде. Так раньше и рисовали на дверях: перечеркнутое декольте, перечеркнутую собаку, перечеркнутую папиросу и перечеркнутый фотоаппарат. Что изменилось? Камеры стали благодатны? Нет. Это мы обмирщяемся и не даем себе в этом отчет."

Протоиерей Андрей Ткачев. Знаки времен. ( избранное из беседы)

Блог иг. Давида

главная