• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
12:40 

«Когда человек забывает Бога, в нем появляются мысли о переустройстве всего мира. Когда человек теряет единение с Богом, в нем появляются мысли о стремлении к чистоте сердца. Когда утрачивается стремление к чистоте сердца, появляются мысли о помощи людям и совершении добрых дел. Когда исчезают понятия о помощи людям и совершении добрых дел, появляются мысли о дисциплине, порядке и о принуждении к ним всех людей. Стремление к принуждению и насилию приводит к окончательной смуте и гибели всего существующего. Всё никогда не может измениться и перестать быть, потому что всё никогда не меняется и не перестает.» - Монах Симеон Афонский, «Книга, написанная скорбью, или Восхождение к небу».

13:14 

Господь дотоле хранит душу твою, доколе ты хранишь язык твой.

Изречения из отечника свт. Игнатия

14:41 

Если сердце не согрето любовью, то христианину нет никакой пользы от его благочестия.
Святитель Тихон Задонский

14:34 

Крест на груди – это ещё не вера

Православие в наше время больше всего уничтожается равнодушием и предательством крещённых людей,
именующих себя "верующими". Кресты на груди есть, а верности Христу нет.
У нас практически каждый заявляет, что православие – это… А дальше идёт
набор желанных фантазий – какими бы хотелось видеть православие и
Христа. Порою случаются и горячие споры (даже со
священниками). Люди считают себя чуть ли не профессорами богословия,
хотя элементарно ни десять заповедей не могут перечислить, ни, уж тем
более, символа веры прочитать наизусть.
К сожалению,
большинство не понимают одной простой истины – нельзя подстраивать Бога и
Церковь под себя, под свои желания и страсти. Если хочешь быть
верующим, не меняй мир вокруг себя, измени прежде самого себя и своё
отношение к этому миру, выстраивая жизнь в Церкви на прочном основании,
имя которому – Христос.

А далее – конкретные дела,
подтверждающие наше православие, нашу веру, нашу преданность и верность
Христу. Потому что «вера без дел мертва». А так – не вашим, не нашим
называется теплохладностью, безразличием, о которой предостерегал ещё
апостол Павел.

Так что, крещение и крест на груди – это ещё не
вера, это возможность стать верующим, через прохождение трудного пути
скорбей и испытаний. И главное на этом пути – быть настоящим, не
призрачным, не скурвиться и не предать.

Протоиерей Виктор Иванов

14:03 

Придёт время и люди сойдут с ума. Того же , кто остался разумным, будут называть умалишенным, потому что он не такой как они.

Преподобный Антоний Великий

14:02 

Благоразумный разбойник, распятый вместе с Иисусом Христом, вошёл в рай, потому что раскаялся в совершённом зле, исповедал Иисуса Христа, как Бога и поверил в милосердие Божие (Лк. 23, 40-43). А мы хотим спастись, не раскаявшись (при неверии или маловерии) или, наоборот, отчаиваемся в своём спасении, видя, что жизнь прожита не так, как должно. Но спасение не отнимается от человека до его последнего вздоха. Надо дерзать, стараться для своего спасения, а не отчаиваться от своих многочисленных падений. Как говорят святые отцы, упал - тот час вставай, так как другого пути спасения у нас нет.

Схиархимандрит Илий (Ноздрин).

13:57 

Не надо общаться с теми, с кем вам общаться тяжело. Если вы не совпадаете, не резонируете на волнах своих душевных настроений с тем или иным человеком, или с группой людей, не лезьте туда, где раздражаются от вас, и где вы раздражаетесь от кого-то. И не устраивайте экспериментов: пойду специально туда, где никого не люблю, и буду упражняться в терпении. Ничего не получится. Не лезьте туда, где вас не любят, и где вы не любите никого. Вот раздражаетесь вы на них, они - на вас: ну и всё, ну и до свидания. Вы туда не ходите, они к вам не ходят: всё и греха нет. Меньше видишь - крепче спишь. Грешнику надо удаляться от соблазнов.

Протоиерей Андрей Ткачев

15:15 

Мысли святителя Феофана Затворника о том, почему Господь плачет.

Народ взывает: «осанна!», — а Господь плачет. Не совершается ли нечто подобное и при наших торжествах церковных? Тогда видимость была торжественна; но Господь смотрел на то, что было в душах невидимо, и видел его достойным плача.

И у нас видимость на праздниках всегда празднественна; но таково ли бывает внутреннее всех настроение? Иной не понимает совсем силы и значения праздников; иной чутьем темно ощущает нечто, а ясно ничего не видит; и разве кто-кто и видит, и чувствует, и располагается достойно празднеству.

Жертв праздники наши берут много; но сколько из них отделяется Господу и братиям? Или ничего, или самая незначительная малость; все почти берет чрево и суетность. От Господа укрыться это не может, и не дивно если Он, говоря по человечески, плачет, когда мы издаем торжественные возгласы. Таковы-то искупленные, оправданные, всыновленные!. . Дали обет, приняли обязательство - духом ходить и похотей плотских не совершать, а тут у них что идет? Сыны Царствия хуже последних рабов!

12:13 

Не место главное.

Многим кажется, что, будь они на другом месте, они были бы лучше. Богатому кажется, что добродетели мешает богатство, бедному кажется, что – бедность, ученому – ученость, невежественному – невежество, больному – болезнь, старому – старость, молодому – молодость. Это всего лишь самообман и признание своего духовного поражения... Адам потерял веру в раю, Иов укрепил веру на гноище. Пророк Илья ни разу не сказал: голод мешает мне быть послушным Богу! И царь Давид не говорил: корона мешает моему послушанию.

Святитель Николай Сербский

11:36 

Почему Бог попускает зло?

В одной книге описан эпизод. Однажды собрались люди, вышли в поле и бросили вызов Богу: "Если Ты, Бог, есть, то почему в мире царит такая жестокость, почему столько войн, убийств, насилий, грабежей? " Бог спросил: "А вам это нравится? " – "Нет, конечно. " – "Я вам дал свободную волю, зачем же тогда вы воюете, насилуете, грабите?"
Господь зло не создает. Люди сами творят его. Человек рождает зло, и это зло пожирает его душу. Когда человек грешит и не кается в грехах (грешит делом, словом, мыслию), тогда он излучает огромный поток отрицательной энергии. Представьте теперь, что грешен не один человек, а многие, какое великое количество собирается отрицательной энергии – целые океаны! От этого происходят всякие земные катаклизмы: землетрясения, наводнения, смерчи, войны.
Почему же Бог, спрашивают многие, если Он всемогущ, не сделает так, чтобы на земле не было зла? Почему не заставит людей быть добрыми, жить в мире и любви?
Представьте себе, что вы гипнотизер и хотите, чтобы ваши дети слушались и любили вас. Для этого вы приводите их в сомнамбулическое состояние, в котором они не способны ни к какому разумному выбору, и приказываете: "Сидите здесь, пока я не вернусь" – "Ешьте!" – "Перестаньте есть!" – "Пожелайте мне спокойной ночи!" Дети, как во сне, повинуются вам: бесчувственные руки обвиваются вокруг вашей шеи, немые губы прижимаются к вашему лицу... Понравилось бы вам такое послушание, порадовала бы вас такая любовь? Вряд ли.
Вы, конечно, хотите, чтобы ваши дети сами, по своей воле слушались и почитали вас. Желая им только добра, вы хотите, однако, чтобы у них была свобода выбора.
Вот таких детей желает иметь и Бог: Он дал нам, созданию Своему, свободную волю, чтобы мы сами выбирали между добром и злом.

Архимандрит Амвросий (Юрасов).

14:04 

"Никто ещё не подписывал с Богом контракт о том, когда ему умереть. Бог забирает каждого человека в наиболее подходящий момент его жизни, забирает особым, только для него пригодным образом — так, чтобы спасти его душу. Если Бог видит, что человек станет лучше, Он оставляет его жить. Однако, видя, что человек станет хуже, Он забирает его, чтобы его спасти…"

Старец Паисий Святогорец

14:03 

В книге пророка Исайи.
Иудеи взывают к Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь?» Господь устами пророка отвечает им: «Вот в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других: вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо; раздели с голодными хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого – одень его и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет перед тобою, и слава Господа будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь и Он скажет: «вот Я»» (Ис. 58:3-9).

13:49 

Диавол постится – ведь он никогда не ест, соблюдает девство – он же не женится, бодрствует – а разве он спит когда-нибудь? Значит, ты занят делом, а он сидит зря? Так не бывает. Ты что, думаешь, что обгонишь диавола, если побежишь с ним наперегонки? Да он же в мгновение ока окажется на другом краю земли. Только одним ты его одолеешь – если будешь думать так: «Я прах и пепел, я грешник, я ничего не могу и даже недостоин жить на земле!» Одного лишь смирения боится диавол. Ничего другого он не боится. Ты можешь быть таким ревностным подвижником, каких еще свет не видывал, но если не можешь попросить прощения, то ты поруган им; ты – помело диавола.

Архимандрит Клеопа (Илие)

12:11 

В Священном Писании о благочестивом человеке сказано: во всём, что он ни делает, успеет. (Пс 1:3). Чем больше времени вы будете уделять молитве, тем больше времени у вас будет оставаться на все остальное. Это может показаться неожиданным, но это опыт очень многих людей... Занятость, или, вернее, загнанность современного человека происходит во многом оттого, что он мало молится.

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл

12:10 

"Крепко верь, что мы страдаем только до тех пор, пока не смиримся; а как только смиримся, так конец скорбям, ибо Дух Божий за смирение извещает душу, что она спасена".

Преподобный Силуан Афонский.

12:03 

Я долгое время не мог понять, как оправдывают католики некоторые вещи. Но вот недавно ко мне в каливу зашли два католика-архитектора из Рима, и мое недоумение разрешилось. Что такое Православие, они не понимали, но настроены были по-доброму. «Почему, — спросили они меня, — монахи сидят здесь? Почему они не идут в мир на общественное служение?» — «А разве, — ответил я, — маяки не должны стоять на скалах? Что, прикажете им переехать в города и подключиться к работе уличных фонарей? У маяков свое служение, у фонарей свое». Монах — это не лампочка, которая висит над городским тротуаром и светит пешеходам, чтобы те не спотыкались. Монах есть далекий маяк, утвержденный высоко на скалах и своим сиянием освещающий моря и океаны для того, чтобы корабли шли верным путем и достигали Бога — пункта своего назначения.

преподобный Паисий Святогорец

13:33 

ДЛЯ ТЕХ, КТО БУДЕТ СОБЛЮДАТЬ ПОСТ ВПЕРВЫЕ.
Пост не является самоцелью. Это важное, но вспомогательное средство в начале христианской жизни, поэтому для каждого, начавшего ходить в храм, требуется рассуждение. Кто-то может начать поститься строго и сразу, с пониманием того, почему это надо, а для кого-то это будет вредно, пустит его по пути фарисейства и обрядоверия. Соблюдение поста, дисциплина самоограничения имеет множество сторон: и послушание Церкви, и развитие навыка самоконтроля, и сбережение средств для милостыни, и много других.

Очень важно чтобы верующий приступил к посту с сознанием того, почему и ради чего он это делает, откуда такой обычай, что в нем хорошего. Люди имеют разные способности и потребности. Кому-то достаточно знать, что это полезно для молитвы, кому-то важнее аспект послушания. Пост – это приготовление к празднику, Пиру, когда полезно обратить пристальное внимание на себя и свою жизнь, взять бразды правления в свои руки и “убрать свой дом” – ограничить беспорядочную жизнь, расставить в ней всё по своим местам (в зависимости от важности), кое-что выкинуть вон, оглядеться по сторонам и установить или восстановить мир и братские отношения с ближними.

Цель поста – победа над грехом и жизнь с Богом. Пост без правильной церковной жизни, без Евхаристии, без исповеди – не более чем диета. Христианин обязан и словом и делом свидетельствовать о своей вере во Христа как Бога и Спасителя. Сам Христос говорит о том, каким должен быть пост: Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6).

Польза поста в том, что мы вновь и вновь напоминаем себе о том, что мы не только телесны, что мы больше чем наше тело и не тождественны ему, что самое главное сокровище для нас, христиан – это наша бессмертная богоподобная душа, к сожалению, отягченная грехами. Вот пост это время сугубого покаяния, особого напряжения всех духовных сил на исправление себя по Божьим заповедям. Как и любой подвиг, христианину не подобает выставлять свой пост напоказ, внешним видом показывать всем окружающим безмерную всемирную скорбь: я пощусь, не подходи ко мне. Наоборот, аскетическая монашеская литература называет пост «веселым временем», временем обновления, очищения души от мусора. Если мы с этим мусором себя не отождествляем, всей душой жаждем от него избавиться и войти обновленными в то пространство, в котором уже не мы своими незначительными усилиями стремимся приблизиться к Богу, а в котором Сам Воскресший Бог, уничтожив ад идет навстречу нам, тогда пост нам не может не принести радость.

Если говорить о посте как о воздержании от определенных видов пищи, то не каждому православному пост вменяется в обязанность. Не должен поститься ребенок, больной человек, если назначения лечащего врача предписывают вкушение скоромного, не нужно поститься беременным и кормящим женщинам. Если воздерживаться от определенных видов пищи может не каждый и не каждому это полезно, то для того, чтобы не молиться, не каяться, не причащаться никаких объективных причин быть не может, ну а если у нас христианское состояние души, т.е. состояние ненависти ко греху и любви к ближнему, то это и дает основу и мотив для правильных поступков.

Пост не самоцель, и его устав есть устав монастырский. В семье, особенно, если кто-то из родных верующий, а кто-то – нет, проблемы возникают: кто-то не ест приготовленного для всех, а отдельно готовить неудобно. Надо подходить к посту в таких условиях с рассуждением, чтобы иной раз не нарушить мира в семье, а другой раз бывает полезно настоять. Если мы думаем все время о еде, то вряд ли есть смысл в таком посте. Надо заниматься своими делами, и на их добросовестном исполнении сосредоточить свое внимание, а также максимально упростить процесс “пощения”: заранее приготовить себе еду, установить время питания и больше не возвращаться к этому вопросу. Не принято интересоваться, кто как постится – это сугубо личное дело каждого христианина.

Без Причастия пост – всего лишь диета. Поэтому если постящийся человек не участвует в Божественной Литургии, не посещает храм,то такой пост по своей сути нецерковен, да собственно и постом не является, а профанацией поста.

13:17 

Преподобный Амвросий вразумлял, что и в самих подвигах нужна большая осторожность. Приехал однажды к нам в скит некий молодой человек, жаждущий спасения. Приходит к батюшке Амвросию, прося дать ему молитвенное правило.
— Кладите по тридцать поклонов в день, и хватит с вас, — сказал батюшка.
— Если бы вы были не батюшка Амвросий, то я подумал бы, что вы надо мною смеетесь, — возразил пришедший. — Я клал в миру по тысяче поклонов.
— Я думаю, вы пришли сюда не учить, а учиться, — заметил строго старец. — Кладите по тридцать поклонов за послушание, и довольно.
Выйдя от батюшки, тот всем начал рассказывать, какое маленькое правило дал ему старец.
Проходит несколько дней, и молодой человек снова является к отцу Амвросию.
— Ну, что скажете? — спросил батюшка.
— Да я хочу поговорить относительно данного мне вами правила. Я не могу.
— А какое я вам дал правило? — спросил отец Амвросий (батюшка вследствие массы посетителей иногда забывал).
— Класть по тридцать поклонов, батюшка.
— Ах да, помню, вам мало?
— Нет, батюшка, я пришел вас просить облегчить, ибо по тридцать поклонов я класть не могу. Такая тоска и леность нападает, просто сил нет. Я удивляюсь, как это раньше я с легкостью клал по тысяче поклонов, а теперь и тридцати не могу?
— А потому, что вам помогал враг.
— Как! Враг помогал молиться?
— Да, потому что, совершая большое молитвенное правило, вы себя в душе превозносили, а всех других осуждали. Считали всех погибшими, а только себя спасенным.
— Да, батюшка, мне казалось, что большинство людей погибнут, а я благодарил Бога за свое спасение.
— Ну, вот видите, у вас были и гордость, и превозношение, и осуждение других, а врагу больше ничего не нужно.
Следовательно, как должно быть осторожным даже в молитвах и подвигах, которые нам кажутся спасительными.

13:02 

Наша цель – не осудить зло, а исправить его. Если человека осудить, то он может прийти в полное расстройство, а если проявить понимание и поддержать его, то он спасется. Грешника нужно встречать с любовью и с уважением относиться к его свободе.

(Преподобный Порфирий Кавсокаливит)

13:11 


Блог иг. Давида

главная