Пусть Всемилостивый Господь укрепляет всякого человека желающего быть добрее и чище,
и каждый раз показывает нам, что это верный и единственный путь к преображению души.
Ведь только чистыми устами и незлобивым сердцем можно воистину славить Бога. Аминь.
Настоятель Преображенского Храма – Игумен Давид( Яковлев)
URL
14:46 

Собаки, охраняющие в горах отары овец, очень свирепы и имеют устрашающий вид. Поэтому прохожие предпочитают держаться подальше от них.

Случилось так, что один человек не заметил, что в лощине пасется стадо. А когда увидел овец, то было уже поздно. К нему, рассыпаясь полукругом, неслась стая разъяренных собак. Убегать было уже поздно, и путник от растерянности просто сел на землю, решив - будь что будет.

Собаки, добежав до своей цели, совершенно неожиданно для этого человека, не бросились на него, а уселись вокруг него на небольшом расстоянии, и не нападали, хотя и были разъярены. Как только путник шевелился, собаки готовы были кинуться на него, поэтому он предпочел не двигаться.

Тут подоспели пастухи, отогнали собак, и удивились тому, что этот человек невредим. «Ты правильно сделал, что сидел и не шевелился. Только поэтому и остался цел», - сказали ему пастухи.

«Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак. 1, 12).

17:10 

Толкование. Афонские старцы о правильном отношении к богатству

В Неделю О богаче и нищем Лазаре Церковь вспоминает притчу Господа, о том, что неправильное употребление богатства лишает человека Царства Небесного и приводит к вечным мукам.

Редакция портала «Русский Афон» собрала изречения афонских старцев о правильном отношении к материальному богатству.

1. Будем ли мы в раю или в аду, зависит не от того, мало или много у нас денег, но от того, как мы этими деньгами распоряжаемся. Деньги, дома, все наше материальное благосостояние — не наше, все это Божие. Мы — лишь распорядители. Следует помнить, что Бог потребует с нас отчет за каждую драхму, употребили мы ее согласно Его воле или же нет.
(Преподобный Порфирий Кавсокаливит )

2. Неблагодарность и ненасытность – великое зло. Человек, порабощенный чем-то материальным, всегда порабощен волнением и душевной тревогой, потому что он то дрожит, боясь, как бы у него не отняли его богатство, то испытывает страх за свою жизнь.
(Преподобный Паисий Святогорец )

3. Начав собирать, человек этим связывается и отдавать уже не может. Но если человек начнет не собирать вещи, а раздавать их, тогда его сердце – он и не поймет как – соберется во Христе.
(Преподобный Паисий Святогорец )

4. Будьте милостивы. Никогда не меряйтесь деньгами в карманах – давайте и отдавайте. И Бог вам вернет сторицей.
(Архимандрит Григорий (Зумис)

5. Иной много страдает от бедности и болезней, но не смиряется, и потому без пользы страдает. А кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость, и все люди будут удивляться красоте души его. (Преподобный Силуан Афонский)

Источник: afonit.info/biblioteka/nastavleniya-afonskikh-..

14:20 


14:06 

Мы видим мир не таким, как он есть на самом деле, а таким, каким его делает наше воображение, наша воля. И каждый видит его по-иному, по-своему, часто ставя центром своего мира вещи ничтожные и вовсе не давая места тому, что единственно важно.

Священник Александр Ельчанинов

14:06 

Дмитровская родительская суббота приходится на 3 ноября

Многие из нас, когда умрут, будут очень разочарованы, потому что каждый себя считает верующим человеком. Но не всякая вера спасает от грехов, а только такая, когда человек жизнь свою посвящает Богу. Хорошо, что мы за родственников молимся, это говорит о том, что мы люди добрые, что у нас совесть есть. Это всё задатки хорошие, но их надо еще дальше развивать, надо устремляться к Богу, надо заповеди Божии исполнять.

Хорошо ли, что мы родственников любим? Хорошо. Но надо, чтобы мы и Бога любили, потому что надеяться нам не на что: молиться за нас абсолютно некому, мы, кажется, последнее поколение церковное. Пусть каждый придет домой и подумает: кто за меня, когда я умру, будет молиться?

Прийти, помянуть, заочно отпеть, чтобы чужой дядя в алтаре помолился, – это еще, может быть, для кого-то сделают. А чтобы ходить в церковь, просить: очисти, Господи, его от грехов, прости ему все, что он сотворил. Вот так с любовью молиться, да чтобы еще тот, кто молится, был Богу угоден, чтобы его молитва еще до Бога дошла – есть у нас такие?

Нету. Спрашивается, почему же мы тогда время теряем, почему мы не ходим каждый день в церковь, почему мы до сих пор не выучили наизусть Священное Писание, заповеди Божии? Почему мы до сих пор не начали постов соблюдать? Почему живем как во сне? Разве мы не знаем, что люди умирают? Знаем. Значит, нам никакого оправдания нет, потому что мы нарушаем основную заповедь Божию.

Протоиерей Димитрий Смирнов

14:05 

Ошибка — когда Бог становится не целью, а средством для жизни.

К сожалению, большинству людей Христос не нужен. Нужно людям, чтобы у них было всё хорошо; а Бог должен быть средством для этого.

Нужно, чтобы семья не распалась — пойти в церковь повенчаться. Нужно, чтобы дети не болели — крестить, причастить. Нужно, чтобы не сглазили, порчу не навели — песочек с могилки популярной подвижницы принести, в уголочках посыпать. Сын пьет — акафист Неупиваемой Чаше прочитать. Муж бьет — в паломничество съездить.

Мы видим, что труд направляется не на то, чтобы быть с Богом и жить жизнью Святого Духа, а на то, чтобы получить что-то от Бога. Бог выступает как гарант нашей благополучной жизни.

Сыне, даждь Ми сердце твое, — говорит Христос, — а все прочее Я Сам приложу тебе, ибо в сердце человеческом может вмещаться царствие Божие. Господь заповедует ученикам Своим: ищите прежде царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Старец Иероним Эгинский

14:04 

Единственный человек, спасшийся после кораблекрушения, был выброшен на необитаемый остров. Он изо всех сил молился Богу о спасении и каждый день всматривался в горизонт, но никто не плыл на помощь.
Измученный, он, наконец, построил хижину из обломков корабля, чтобы защититься от стихии и сохранить свои немногие вещи. Но однажды, побродив в поисках пищи, он вернулся и увидел, что его хижина объята пламенем и к небу восходит дым. Случилось самое страшное: он потерял всё.
Объятый горем и отчаянием, он воскликнул: «Боже, за что?».
Рано утром на следующий день его разбудили звуки приближающегося к острову корабля, спешащего на помощь.
— Как вы узнали, что я здесь? — спросил человек своих спасителей.
— Мы видели ваш сигнальный костёр, — ответили они.

Как легко впасть в отчаяние, когда приходит беда. Но не нужно опускать руки, ведь Бог заботится о нас, даже когда нас постигают боль и страдания. Об этом надо помнить всякий раз, когда ваша хижина сгорает дотла: может быть, это сигнальный костёр, призывающий Бога на помощь.

14:03 

Ни с кем нельзя говорить повышенным тоном. Если вдруг закипел в сердце гнев, надо знать, что это от дьявола, ибо от Бога на душе всегда мир, тишина, покой.

Раненные на поле брани не добивают друг друга, а помогают и утешают. И мы здесь, на земле, - как на поле брани, все раненные грехом, все больные душой и должны оказывать друг другу снисхождение, покрывать любовью недостатки ближнего. Нужно прощать обиды, умалять зло, сеять мир. «Пусть тебя гонят, - говорит Исаак Сирин, - ты не гони, пусть тебя распинают, ты не распинай, пусть тебя обижают - ты не обижай, пусть на тебя клевещут, ты не клевещи». Ни с кем нельзя говорить повышенным тоном. Если вдруг закипел в сердце гнев, надо знать, что это от дьявола, ибо от Бога на душе всегда мир, тишина, покой. Что же тогда делать? Даже если гнев наш справедлив и мы чувствуем, что во всем правы, не всегда следует обличать человека. Мы часто забываем слова премудрого Соломона: обличай премудрого - он тебя возлюбит; не обличай безумного - он тебя возненавидит. Так говорит святой Иоанн Златоуст. Весь гнев обращай на диавола - он один твой непримиримый враг, а человек, что бы он ни делал, всегда друг и брат наш. Прежде чем сказать ближнему грубое, резкое слово, прочти сто раз молитву Иисусову, или обрати все в шутку, сгладь, лишь бы не было ссоры.

Схиигумен Савва (Остапенко)

14:03 

Всё зло, которое люди творят под небом - это исповедь немощи и бессилия. Только сильный решается творить добро.

Святитель Николай Сербский

14:02 

Архиереи, которых я встречал в тюрьмах, были, конечно, разные. Были такие, как Кирилл Казанский - светлые и верные Христовы рабы. Были добрые, искренние и простые. Были такие, которые не знали, что такое Оптина Пустынь, про Флоренского не слыхали и втайне были уверены, что скоро опять будут ездить в каретах и носить ордена. Но тогда я ещё не встречал среди них нового современного арихиерея, старающегося уверить нас, что Христос приходил на землю не для спасения человека от греха и смерти вечной, а для улаживания социальных конфликтов. Такие тогда были только у живоцерковников, думающих, что лукавым комуфлированием и маскировкой христианства под современность они сумеют кого-то обмануть.

С. И. Фудель "Воспоминания"

10:42 

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ОБРЕТЕНИЮ СМИРЕНИЯ.

Тот, кто обладает смирением, подражает Самому Христу. Такой человек никогда не выходит из себя, никого не осуждает и не превозносится. Никогда не жаждет власти, избегает людской славы. Не ругается ни по какому поводу. Не дерзит, когда разговаривает, и всегда выслушивает чужие советы. Избегает красивой одежды, внешний вид его прост и скромен. Человек, безропотно выносящий все унижения и уничижения, получает большую пользу от этого. Поэтому не печалься, а, напротив, радуйся тому, что страдаешь. Тем самым ты обретаешь драгоценное смирение, которое спасает тебя. “Смирился я, и спас Он меня” (Пс. 114:5). Следует всегда держать в памяти эти слова. Не стоит огорчаться, когда тебя осуждают. Печаль по такому поводу означает, что ты имеешь тщеславие. Тот, кто желает спастись, должен полюбить людское презрение, ведь презрение несет смирение. А смирение освобождает человека от многих искушений. Никогда не ревнуй, не завидуй, не стремись к славе, не ищи высоких должностей. Старайся всегда жить незаметно. Лучше пусть мир не знает тебя, ведь мир вводит в соблазн. Своими тщеславными речами и пустыми подстрекательствами он обманывает нас и наносит нам духовный вред. Целью твоей должно быть обретение смирения. Быть ниже всех. Считать, что не делаешь ничего, достойного своего спасения. Надо молить Бога спасти тебя по своему благоутробию. Смирение, послушание и пост рождают страх Божий, а страх Божий является началом истинной мудрости. Все, что делаешь, делай со смирением, чтобы не пострадать от своих же благих дел. Не думай, что большое вознаграждение получает только тот, кто много трудится. Тот, кто обладает благим произволением и вместе с ним смирением, даже не имея возможности сделать многое и не будучи искусным в чем-либо, спасется. Смирение достигается самопорицанием, то есть убежденностью в том, что по существу ты не совершаешь ничего хорошего. Горе тому, кто считает свои прегрешения незначительными. Он обязательно впадет в более тяжкий грех. Человек, со смирением переносящий все направленное на него осуждение, приближается к совершенству. Им восхищаются даже Ангелы, ведь нет более труднодостижимой и более великой добродетелью, чем смирение. Нищета, скорбь и презрение – это венцы для монаха. Когда монах безропотно терпит грубости, клевету и презрение, он с легкостью освобождается от дурных помыслов. Достойно похвалы и осознание своей немощности перед Богом. Это есть знание самого себя. “Плачу и сокрушаюсь, – говорит святой Симеон Новый Богослов, – когда свет озаряет меня, и я вижу свою нищету и познаю, где нахожусь”. Когда человек познает свою духовную бедность и осознает, на каком в действительности уровне он находится, тогда в душе его просияет свет Христов, и он начнет плакать (рассказывая об этом, старец растрогался и сам заплакал). Если другой человек назовет тебя эгоистом, пусть тебя это не печалит и не огорчает. Подумай лишь про себя: “Быть может, я таков и сам этого не понимаю”. Так или иначе, мы не должны зависеть от чужого мнения. Пусть каждый смотрит в свою совесть и руководствуется словами опытных и знающих друзей, а прежде всего, попросит прощения у своего духовника. И на основе всего этого строит свой духовный путь. Ты пишешь, что тебе не удается бороться. Знаешь, почему так происходит? Потому что не обладаешь достаточным смирением. Ты полагаешь, что можешь достигнуть этого лишь своими силами. Но когда ты смиришься и скажешь: “Силою Христа, помощью Богородицы и молитвой старца я достигну желаемого”, будь уверен, что тебе все удастся. Я, конечно, не имею такой молитвенной силы, но когда ты, смирившись, скажешь: “С молитвой старца я все смогу”, тогда, по твоему смирению, начнет действовать благодать Божья, и все получится. Бог смотрит на “смиренных и сокрушенных” (Ис. 66:2). Но чтобы пришла кротость, спокойствие и смирение, необходим труд. Труд этот вознаграждается. Чтобы обрести смирение, как мне кажется, не нужны многочисленные поклоны и послушания, но прежде всего, помыслы твои должны спуститься вниз, к самой земле. Тогда у тебя не будет страха упасть, ведь ты уже внизу. А если ты и упадешь, находясь внизу, то не пострадаешь. По моему мнению, хотя я, конечно, мало читаю и не делаю ничего выдающегося, смирение – это кратчайший путь к спасению человека. Авва Исаия говорит: “Научи язык свой просить прощения, и смирение придет к тебе”. Приучи себя говорить “Прости меня”, даже если поначалу это будет неосознанно, и постепенно ты привыкнешь не только произносить эти слова, но и чувствовать это в своем сердце. Святые учат, что насколько велико будет твое благорасположение, когда ты просишь прощения – иными словами, смирение, – настолько же Бог и просветит другого, чтобы было достигнуто желанное перемирие между вами. Когда ты сокрушаешься и говоришь: “Я виноват, но не осознаю этого”, вскоре ты сможешь сказать: “Да, я действительно виновен”. И когда ты убеждаешь себя, что по-настоящему виноват, другой человек также поменяет свое к тебе отношение. Настойчиво проси Бога наделить тебя даром самопорицания и смирения. Молясь, проси Бога дать тебе умение видеть лишь свои прегрешения и не замечать грехи других. “Даруй мне видеть мои прегрешения и не осуждать брата моего”, – говорит святой Ефрем Сирин. Смиренный человек считает себя низшим среди всех. И поэтому всех любит, всех прощает и, самое главное, никого не осуждает.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

10:38 


19:09 

"ГРЕХИ ДЛЯ ИСПОВЕДИ"

Грехи истязуемые на мытарствах.
1. СЛОВО: неправдоглаголание, многословие, пустословие, празднословие, суесловие, злословие, сквернословие, анекдоты, непристойности, пошлости, искажения слов, упрощения, велеречие, нелепости, насмешки, хохот, смех, обзывания, пение страстных песен, кривотолки, сварливость, косноязычие, гнусности, подстрекательство, кощунство, поругание людей и имени Божьего, поминание всуе, хамство.

2. ЛОЖЬ: лесть, подхалимство, угождение с хитростью, подлость, трусость, кривляние, суета, обособленность, воображение, артистизм, лжесвидетельство, клятвопреступление, утаивание грехов на исповеди, скрытность, нарушение данного на исповеди обещания не повторять грехи, лукавство.

3. КЛЕВЕТА: оскорбления, осуждение, искажение правды, ябедничество, жалобы, надругательства, глумление, содействие грехам других, бесцеремонность, циничность, моральное давление, угрозы, недоверие, сомнения.

4. ЧРЕВОУГОДИЕ: объядение, обпивство, курение, тайноядение, нарушение постов, пиршествование, пьянство, наркомания, токсикомания и прочее, обжорство.

5. ЛЕНЬ: небрежение, невнимание, забвение, многоспание, безделье, уныние, нерадение, малодушие, слабоволие, праздность, забывчивость, беспечность, халтура, тунеядство, необязательность, хладность и теплохладность к духовному, нерадение о молитве, нерадение о спасении, бесчувственность.

6. ВОРОВСТВО: хищения, кражи, дележ, авантюры, аферы, пособничество, использование краденого, мошенничество, присвоение в виде изъятия, святотатство.

7. СРЕБРОЛЮБИЕ: корысть, поиск выгоды, многозаботливость, стяжательство, жадность, скупость, накопительство, давали деньги в долг под проценты, спекуляции, взятки.

8. ЛИХОИМСТВО: вымогательство, грабеж, разбой, коварство, ухищрения, неотдача долгов, аферы, махинации.

9. НЕПРАВДА: обман, обвес, подкуп, неправедный суд, бесчестие, мотовство, подозрение, укрывательство, соучастие.

10. ЗАВИСТЬ: в благах материальных, в душевных достоинствах, лицеприятие, желание чужого.

11. ГОРДОСТЬ: самомнение, своеволие, самовозношение, возвышение, тщеславие, высокомерие, лицемерие, самообожание, ослушание, неуступки, неповиновение, презрение, бесстыдство, бессовестность, богохульство, невежество, дерзость, самооправдание, упрямство, нераскаянность, кичливость.

12. ПАМЯТОЗЛОБИЕ: злопамятность, злорадствование, отмщение, мстительность, вредительство, травля, каверзы, кляузы.

13. ГНЕВ: непримиримость, вспыльчивость, ненависть, ярость, удары, пинки, дерзость, озлобление, отчаяние, ссоры, склоки, истерики, скандал, вероломство, беспощадность, грубость, обиды.

14. УБИЙСТВО: (мыслию, словом, делом), драки, применения всякого рода орудий или препаратов для убийства, аборты (или соучастие).

15. ВОЛХОВАНИЕ: гадание, ворожба, астрология, гороскопы, прельщения модой, целительство (экстрасенсорика) прикрываясь именем Божьим, левитация, знахарство, ведьмовство, чародейство, шаманство, колдовство.

16. ЛЮБОДЕЯНИЕ: плотское сожительство вне церковного брака, сладострастные воззрения, блюдные помыслы, мечты, фантазии, упоения, услаждения, соизволения на грех, осквернение целомудрия, ночные осквернения, порнография, смотрение развратных фильмов и программ, рукоблудие.

17. ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ: супружеская измена и еще совращение, насилие, падение, нарушение обета безбрачия.

18. БЛУД СОДОМСКИЙ: извращение естества, самоудовлетворение, самоистязание, насилие, похищения, кровосмешения, совращение малолетних (прямое и косвенное).

19. ЕРЕСИ: неверие, суемудрие, искажения и извращения истины, искажения Православия, сомнения, отступничество, нарушение церковных постановлений, участие в еретических сборищах: Свидетели Иеговы, Сайентология, Богородичный Центр, Иванова, Рериха, а также в других богоборческих объединениях и структурах.

20. НЕМИЛОСЕРДИЕ: нечувствие, безжалостность, гонение немощных, жестокость, окаменение, очервствление, не заботились о детях, стариках, больных, не подавали милостыни, не жертвовали собой и своим временем ради других, бесчеловечность, бессердечность»

13:09 

Ни один порок и ни одна страсть не выступают под своим настоящим именем. Блуд выступает под псевдонимом любви, сребролюбие называет себя достатком, азартные игры - забавой, пьянство и кутежи - дружбой, зависть - справедливостью и равноправием. Ведь нередко за бунтом против несправедливости и неравноправия стоит обычная зависть!

Свт. Николай Сербский

13:04 

Батюшки рассказывают.

ПОЧЕМУ МЫ ПЕЧАЛЬНЫ? Протоиерей Андрей Овчинников.

«Человек, имеющий пристрастие к чему-либо, никогда не избавится от печали». Эти слова принадлежат преподобному Иоанну Лествичнику. Из них следует, что любое пристрастие – это всегда причина, а печаль человеческого сердца – уже следствие пристрастия. Поэтому на устранение названной причины требуется направить основные усилия, чтобы наша жизнь хоть немного наполнилась радостью.

Пристрастие мы определим как сильную тягу к чему-то, которая говорит о слабости человеческой воли, о невозможности остановить себя в своих желаниях и прихотях. Слабая воля – это признак больной души. Так же, как дряблые мышцы – это удел дистрофиков, людей, неспособных выполнить даже малую физическую работу. Закалка воли – важнейшее делание христианина, которое совершается в постоянном преодолении своих желаний и планов. Будет полезно для нас исполнение простого правила: больше делать того, чего делать не хочется. Например, утром сразу вставать с кровати после трели будильника. Перед чашкой утреннего кофе совершить положенное молитвенное правило. По дороге на работу прочитать главу из Евангелия. А еще можно и нужно поздороваться в лифте с соседями, поблагодарить дворника за вымытый подъезд, уступить место пожилому человеку в общественном транспорте. Продолжать можно и дальше, но важно сказать, что названные труды для Бога и знаки внимания в отношении ближних обычный человек совершает без особого рвения, во многом делая над собой усилие. А это уже духовный труд, имя которому самопринуждение.

Пристрастие можно уподобить стене, которая встает между человеком и Богом. Оно всецело захватывает ум и сердце, заставляет себе служить. Пристрастие – это всегда измена Богу, вид духовного прелюбодеяния. В таком состоянии пребывает большинство людей, и жизнь их заполнена пустотой и бессмыслицей. На месте Бога стоят деньги, культ человеческого тела, открытый эгоизм, всевозможные виды развлечений. Пристрастие часто возникает в семейной жизни, когда у одного из супругов на стороне появляется любовная связь; она может быть настолько серьезной, что способна разрушить брак. Многие имеют пристрастие к алкоголю, компьютерным играм, просмотру порносайтов или фильмов ужасов. Мне известна история, как взрослый мужчина – глава семейства и отец двоих детей – стал зависим от просмотра скверных фильмов. Смотрел он эту мерзость в присутствии своей жены и даже маленьких детей. Покупал порножурналы и после прочтения оставлял их в квартире на самых видных местах. Просьбы, а потом и скандалы жены успеха не имели: мужчина не мог победить свое пагубное пристрастие. Но вразумление к нему всё-таки пришло. Он работал водителем. Однажды вечером, подъезжая к гаражу на маленькой скорости, он хотел остановить машину. Но, нажав на тормоз, почувствовал, что педаль провалилась в пол. Машина мягко наехала на бордюр. Он сразу понял, что отказали тормоза. В этот момент его пронзил внутренний голос: «Это тебе последнее предупреждение!!!» Мужчина с ужасом сообразил, что тормоза могли отказать в городе на любом крупном перекрестке! Вернувшись домой, этот человек избавился от гадкой продукции, а затем – и это главное – глубоко покаялся за свое пагубное пристрастие.

Современный человек часто подвергается всевозможным расстройствам, от которых один шаг до устойчивой депрессии и глубокого уныния. Причина этого – в неисполнении наших желаний. Хотим в жизни очень многого, а Бог не только не дает просимого, но часто забирает даже самое необходимое. От непонимания происходящего у многих опускаются руки и возникает множество недоуменных вопросов: «Почему всё так плохо?», «Зачем вообще жить?» Имеющие скромный опыт «борьбы с унынием» убеждались в простой истине: чем больше развлекаешься, тем сильнее печаль и тоска сжимают сердце. Греховное веселье на малое время «опьяняет» душу, дает какую-то мутную радость, но после такого «похмелья» жизнь становится еще более тошной.

Мир, отпавший от Бога, – главный обманщик человека и виновник многих разбитых жизней. Погруженный в мирскую суету никогда не одолеет уныния и печали.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что победить печаль можно одним способом – «возненавидев мир». Это требование наставника восточного монашества для большинства людей неисполнимо. Причина – в слабой вере и нежелании ничего менять в своей жизни. Было бы полезно всем нам поразмышлять над словами Священного Писания: «Печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7: 10). Сколько ни развлекайся, легче на душе не станет. Внутреннее опустошение – очень тревожный признак, говорящий о бессмысленной жизни, которая вся – в рабстве у страстей. Печаль сердца становится устойчивым состоянием, потому что человек лишил себя самого главного – Бога. Только Бог может вернуть забытую радость, потерянный мир сердца, смысл и цель жизни.

Какой главный признак привязанности и любви к миру? «Лествица» указывает причину в «пристрастии к чему-либо видимому». Это «видимое», а также слышимое, осязаемое, вкушаемое держат человека в порабощении. Святые отцы подобное пристрастие к земным наслаждениям выразили в точном сравнении: орел, одним только когтем запутавшийся в петле; он машет крыльями, даже немного приподнимается над землей, а улететь не может, ибо его держит сеть. Даже малое пристрастие к чему-то временному – состояние опасное для спасения души. «Есть ли на земле что-то такое, без чего я не могу прожить даже одного дня?» Подобный вопрос нужно чаще задавать самому себе.

Пристрастие к «видимому» бывает в разных масштабах. Для кого-то мысли о смерти, старости, неминуемых немощах и болезнях – повод к унынию и плохому настроению. Слишком хорошо и комфортно живется, хочется, конечно, еще большего, а самое главное – никогда не умирать. Подобные настроения говорят о том, что человек всецело «прикован» к земле и только во временной жизни чувствует себя уверенно и в полной безопасности, вечности для него не существует. Видимый мир и земная жизнь – вот то, к чему он, согласно «Лествице», имеет «пристрастие».

Масштаб привязанности может быть и более скромный, но по духу такой же богопротивный. Вспомним изречения наших современников: «Я дня не могу прожить без телевизора…»; «Не знаю, как я буду жить, если умрет моя ненаглядная кошечка (или болонка)…»; «Мой сын – это смысл всей моей жизни, я живу только для него…» Множество людей не могут прожить без чашки кофе, выкуренной сигареты, принятой ванны… Почти у всех есть пристрастие к вещам, еде, родственникам, друзьям, своим привычкам, вкусам, принципам жизни. А если в какой-то момент человек всё это теряет? Хорошо, если Бог попустит потерю в этой жизни, а если всем распорядится смерть? Что делать душе, вышедшей из тела со всем этим «видимым», временным и материальным?

Бог в Своей любви к человеку очень ревнив и не терпит никаких конкурентов. Любящий Свое творение совершенной и чистейшей любовью в полном праве требовать и к Себе подобного чистого чувства.

Оправданна забота только о самом необходимом для временной жизни. Излишество и роскошь подобны пудовым гирям, крепко притянувшим человека к земле. Какой смысл собирать и покупать то, что в любом случае достанется другим в этой ли жизни или после нее? «Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим. 6: 7–8).

На этом изречении апостола Павла и окончим нашу духовную беседу. Аминь.

18:54 


18:51 

Иго и бремя.

Слово, сказанное в Преображенской церкви, что на Преображенской площади г. Москвы

… Иго Мое благо и бремя Мое легко есть. Мф.11:30.

Вы часто слышите эти слова Господа Иисуса Христа в наших храмах. Этими словами заканчивается евангельское чтение в дни памяти преподобных.

Когда мы слышим слова «иго», «бремя», мы связываем с ними представление о чем-то тяжелом, подавляющем нас, подрывающем наши силы. Мы знаем иго рабства, когда одни люди подчиняют себе других и их трудом и свободой пользуются для своих личных целей и выгоды. Это иго — тяжелое иго. Есть бремя всяких жизненных испытаний. Мы все только что несли на себе бремя ужасной, кровавой войны с врагом-людоедом и переживали порожденные ею нелегкие лишения и страдания, теряя в войне тех, кого уже никогда не увидят наши земные очи и не прижмут к сердцу наши объятия. Это бремя — скорбное бремя. Нелегко и бремя труда, особенно когда труд напряженный, изнурительный, нередко непосильный.

Но есть иго, которое Господь называет благим, и бремя, которое легко! Он часто напоминает нам об этом через Свое слово в Своих святых храмах. Это — иго заповедей Христовых. Это — бремя исполнения воли Его в земной жизни каждого из нас. Христос зовет нас: «…возьмите иго Мое на себя…» (Мф.11:29).

Это иго благое, потому что несение его приближает нас душой к святым угодникам Божиим, роднит с ними, с нашей Небесной Матерью, с самим нашим Спасителем. В прежнее время в некоторых кругах населения считалось счастьем бедной невесте выйти замуж за богатого или знатного жениха и бедным породниться с богачами. Всё это, конечно, было мелко и суетно. Но какое истинное счастье стать нам родными с теми, кто богат духовно, богат своей святостью, велик своей вечной славой! И каждый из нас, исполняя заповеди Христовы, украшаясь добродетелями, стремясь к спасению своей души, всё теснее и теснее связывает вечными связями душу свою со своим Небесным Отцом и всею Небесной Церковью, наслаждающейся блаженством жизни вечной.

Иго, под которое зовет нас Господь, — иго благое, потому что приносит нам подлинное, вечное счастье. Никакие богатства и сокровища земли, ни слава, ни почет, ни ум, ни красота, ни таланты — ничто в сравнении с тем счастьем, какое дает бессмертной душе человека вечная жизнь с ее радостями, завещанными Господом каждому Его верному рабу, исполнителю Его заветов в земной жизни, тому, кто живет с верою и с нею умирает.

Иго своих заповедей Спаситель называет благим потому, что оно дает мир и покой многомятежной человеческой душе. «Возьмите иго Мое на себя, научитесь от Меня… и найдете покой душам вашим…» — обращается Он к каждому живому сердцу (Мф.11:29). Когда человек подымается на вершину горы или на крышу очень высокого здания, ему оттуда кажутся малыми точками люди, животные. Так, чем пламеннее стремится дух человека к Богу, тем выше верующий дух подымает человека над мелочами жизни, над неизбежными в жизни испытаниями, скорбями и страданиями; иго заповедей Божиих дает этому духу вместе с переживаниями всей мимолетности жизни земной вкушать всю сладость жизни с Богом на земле, предощущать вечное счастье в стране нескончаемой жизни. Тот человек приучается смотреть на все на своем пути уже очами вечности и то, что еще недавно казалось ему тревожным, волнующим, скорбным, сегодня уже не тревожит сердца, отдавшего себя в руки Божий, подобно тому как младенец успокаивается в своих страхах и слезах на руках матери.

О иго благое, пусть и моя душа возьмет тебя на себя! Я пламенно хочу того блага, какое даешь ты душе!

Бремя Христово — легкое бремя, по неложному слову Отца. Почему? Потому что никто из нас, кого Он зовет взять иго Его на себя, не оставлен Им одиноким в несении этого ига. Господь окружает нас на всех путях жизни нашей помощью Своею, Своей Матери, всех святых, кому мы воздыхаем своими сердцами. Ведь когда мы поем или слышим молитвенные зовы: «Пресвятая Богородице, спаси нас» или «Святой благоверный великий княже Александре, моли Бога о нас», — мы не только произносим положенные слова молитвы, но мы веруем в то, что Божия Матерь Своей Материнской заботой о нас поможет нам в самом дорогом для нас деле спасения души и что святые угодники Божий будут нашими молитвенниками и проводниками Божественной помощи нам во всех наших земных нуждах. О, мы богаты помощью неба, и тысячи незримых рук протянуты к нам оттуда, чтобы нас подкрепить, поддержать, повести за собой, облегчить жизненный крест и труды ради спасения души и ради Царства Божия.

Бремя заповедей Господних легко потому, что все эти заповеди не являются чем-либо чуждым нашей духовной природе, налагаемым на нее совне, но отвечают самым сокровенным чаяниям и стремлениям человеческого духа, тому, что врождено в нас и составляет насущную потребность нашей души. Когда человеку, привыкшему к физическому труду, надо бывает работать в области труда умственного, ему нелегко приучить себя к новому виду труда. И наоборот: для работника умственного труда физический труд может быть слишком тяжелым и нередко вовсе непосильным. Но труд выполнения заповедей Божиих всем по силам, всем доступен и легок, потому что он составляется именно из того, чего требует наша природа: милосердия, неосуждения, телесной и духовной чистоты, безгневия, правдивости; да, ведь этим хочет жить и дышать каждая живая душа! Ведь ложь, злоба, гнев, блуд чужды нашему духу, им противится дух, как тому, что сквернит и пятнает его. Каждый из нас знаком хорошо с муками обличающей нас совести после таких грехопадений своих.

И наконец, тому, кто взял на себя бремя исполнения воли Божией, и жизненное бремя становится легче! Яркий пример этого дает нам небесный покровитель нашего придельного храма святой Александр Невский. В своей земной жизни он нес на плечах тяжкое бремя правления Русской землей: он сражался на берегах Невы со шведами, он бился с немецкими рыцарями на Чудском озере, он вел войну с литовцами; многократно он ездил на поклонение к татарским ханам, чтобы своими поклонами и просьбами облегчить участь своего народа; он вынес обиды от новгородцев, временно восстававших против него… Но он взял на себя добровольно и другое бремя: бремя заповедей Христовых. Он был примерным христианином: милостивцем-нищелюбцем, смиренным в своем внешнем величии, молитвенником перед Богом; как отец-христианин, он воспитал и семью в благочестии, и его сын Даниил, князь Московский, причислен к лику святых. Он искал Божьего благословения при каждом своем жизненном шаге, перед каждой битвой с врагом, и Господь отзывался на его молитвы Своим небесным благословением. И бремя жизненных трудов легко пронес через земной свой путь тот, кто отдал свою душу под благое иго воли Божией.

Будем же все мы с любовью склоняться перед заветом Господним: «…возьмите иго Мое на себя…», веруя в непреложную силу Божьего слова. Это иго, это бремя приведет и нас к вечной жизни; только это иго и может привести нас туда, где наслаждается вечной славой святой Александр Невский вместе со всей семьей святых Божиих людей.

С Богом будем идти к жизни вечной. Не забудем никогда: иго Божие благо и Его бремя легко!

ЖМП № 7 за 1945 г.
Митрополит Николай (Ярушевич)

18:49 

Наставления. Старец Иоаким. Человека утомляют помыслы, а не работа

Никогда ничего не бойся... Если человек не погрешает, Бог не попустит ему пострадать от чего-либо, а если пострадает по зависти лукавого, Бог дарует ему терпение, и он опять выходит с прибылью.
(Старец Иоаким) - Портал Святой Горы Афон

Однажды, направляясь из Пустыни Святой Горы Афон в Дафни, я увидел в лодке одного монаха, по виду пустьшника, который, сидя среди паломников, сосредоточенно занимался своим рукоделием.

Он плел четки, и хотя время от времени переговаривался с рядом сидящим паломником, отвечая ему с благодатной непосредственностью, как малое дитя, однако не прерывал работы. Закончив одни четки, начинал другие, целуя их в начале и в конце работы.

Волосы часто падали ему на лицо, из-под рукавов под рясника выглядывала истертая, аскетического вида фланелевая рубашка. И работал он, как будто находился один в своей келье. Непринужденное, естественное отношение ко всем.

Я подивился доступности, трудолюбию и простоте этого молодого жителя пустыни...

Старец Иоаким на это ответил:

― Человека утомляют помыслы, а не труд... и потому он не должен оставаться один на послушании. Пусть с ним будет кто-то еще ― если не старец (что было бы лучше всего), то кто-нибудь из братии.

Старец Иоаким за семьдесят три года жизни только три раза выезжал за пределы Святой Горы и ни разу не посетил Родины.

Когда мать написала ему нежное письмо, он разволновался и, не дочитав его до конца, сжег.

Совершенное отречение от мира!

Этот подвижник не ходил к врачам. Испытывая боль, он говорил: «Возьми меня, Боже, милостью и щедротами. В одном согрешаем, а в другом получаем воздаяние».

Он не одобрял хождение по панигерам - престольным праздникам, но горячо любил безмолвие и его блага.

Старец имел обыкновение каждый день совершать один круг по четкам с такими словами:

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, пусть все чу жое, все беззаконное и неправедное, все, что вредит душе, отойдет имиже Ты Сам веси судьбами. Пусть его украдут, попросят, пусть в нем появится у кого-то нужда, или пусть разобьется или испортится. Лишь бы только не иметь к этому большого пристрастия и слабости, что тяготит душу.

Давая советы своему ученику монаху Феодору, он говорил:

― Мы прожили на Святой Горы Афон тридцать восемь лет вместе. Ты знаешь, на что я отвечаю «да» и на что «нет». Когда я уйду из этой жизни, всегда рассуждай: если бы жив был старец и я спросил бы его об этом, что бы он ответил? Итак, ничего не бойся. Если человек не погрешает, Бог не попустит ему пострадать от чего-либо, а если пострадает по зависти лукавого, Бог дарует ему терпение, и он опять выходит с прибылью.
Архим. Иоанникий.

18:48 

Мысль о русском переводе родилась не в среде иерархии и не в народе, а пришла из Англии, «гнездилища всех ересей, сект и революций».
Святитель Филарет Амфитеатров о переводе Библии на русский язык

18:48 

Это было в 1913 году.

Одиннадцатилетняя девочка, пансионерка Московской Ржевской гимназии приставала к своему дядюшке с просьбой показать, что у него написано на медальоне, который тот всегда носил с собой на груди. Дядюшка снял медальон и протянул девочке. Девочка открыла крышку, а там ничего не написано. Кроме 5 нотных линеек и четырех нот: соль-диез – си – фа-диез – ми. Девочка помедлила мгновенье, а затем весело закричала: – Дядюшка, я знаю, что здесь написано. Ноты на медальоне означают: ”Я люблю Вас.” И вот здесь возникает вопрос.

Вы представляете себе, как учили эту девочку, если она, увидав четыре ноты, пропела их про себя, а пропев, узнала начало ариозо Ленского из оперы Чайковского “Евгений Онегин”. Оказалось, что этот медальон – столь оригинальное признание в любви, когда-то получен девочкиным дядюшкой в подарок от своей невесты перед их свадьбой. Но вы подумайте, ведь девочке только 11 лет! Каким же образом ее успели так научить. И не в специальной музыкальной школе и не в музыкальном колледже, а в нормальной русской гимназии, да еще в начальных классах. Вопрос: как учили эту девочку? – я уже задал, теперь задам еще один вопрос, ответ на который выходит за рамки рассуждений об уровне образования только, а касается вопросов генофонда.

Как нужно научить мальчика, чтобы он когда-нибудь подошел к такой девочке и заговорил с ней, заинтересовал ее как достойный собеседник, как личность, а со временем завоевал ее сердце? Обучив девочку на таком уровне, ей как бы сделали прививку от бездуховности, от того потока примитивного однообразия, которое я условно называю “дискотечностью”. К этой девочке лишь бы какой мальчик не подойдет. Но если даже подойдет, то вряд ли найдет взаимопонимание. Таким образом, речь идет об уровне контакта, уровне духовного, культурного соответствия. Следовательно, обучая девочку искусству, музыке, поэзии, уже в младших классах русской гимназии воспитывая (или лучше сказать формируя) духовную потребность, думали о генофонде, об интеллектуальном обществе будущего.

Но существовал ли в русском обществе мальчик – достойный партнер нашей маленькой гимназистки? Конечно, да! Вы не задумывались, почему все офицеры царской армии учились играть на рояле? Так ли это необходимо для боевой подготовки? Для боевой, быть может, и нет, а вот для генофонда – конечно же, да. Вдумайтесь, что это за образ – офицер, играющий на рояле? Да это же – символ мужской гармонии – сочетание офицерства и музыки. С одной стороны, офицер – защитник, воин, а с другой – тонкий интерпретатор музыки Чайковского и Шопена. Высокое качество гуманитарного образования в России, начиная с 20-х годов XIX века и до начала 20-х годов века XX, породило невероятную потребность в культуре и подготовило культурный взрыв, подобно которому, думаю, история человечества до сих пор еще не знала…

М. Казиник, “Тайны гениев”.

Блог иг. Давида

главная