Пусть Всемилостивый Господь укрепляет всякого человека желающего быть добрее и чище,
и каждый раз показывает нам, что это верный и единственный путь к преображению души.
Ведь только чистыми устами и незлобивым сердцем можно воистину славить Бога. Аминь.
Настоятель Преображенского Храма – Игумен Давид( Яковлев)
URL
11:42 

“Однажды во время войны”, – продолжала Мария Александровна, – “нищета приюта достигла таких пределов, что кормить детей было в прямом смысле нечем, а бывало их в приюте, как минимум, девяносто человек. Наш персонал негодовал, потому что Архиепископ Иоанн продолжал приводить новых детей, некоторые из которых имели родителей, и, следовательно, мы были вынуждены кормить еще и чьих-то детей.
Однажды вечером, когда он пришел к нам – изнуренный, обезсиленный, замерзший и молчаливый, я не смогла сдержаться и высказала ему все, что было на душе. Я сказала, что мы, женщины, не можем больше мириться с этим, видеть эти маленькие голодные рты, будучи не в состоянии дать им хоть что-то поесть. Я потеряла контроль над собой и в негодовании повысила голос. Я не только жаловалась, я была полна гнева за то, что он заставлял нас терпеть это. Он грустно посмотрел на меня и спросил: “В чем Вы больше всего нуждаетесь?” Я ответила сразу же: “Во всем, на худой конец – в овсянке. Мне нечем кормить детей утром”.
Архиепископ Иоанн посмотрел на нее печально и поднялся наверх к себе. Затем она услышала, как он молится и бьет поклоны, причем так усердно и громко, что даже соседи стали жаловаться. Ее мучила совесть в ту ночь она так и не смогла заснуть. Задремала только под утро, и разбудил ее звонок в дверь. Открыв ее, она увидела незнакомого господина – на вид англичанина, который сообщил, что представляет какую-то зерновую компанию и у них остались лишние запасы овсяной крупы, поэтому он хотел бы узнать, можно ли найти ей применение, ведь здесь, как он слышал, есть дети. И в приют начали вносить мешки с овсянкой.
Пока это продолжалось безспокойно хлопали дверьми, Владыка Иоанн начал медленно спускаться по лестнице. Mapия Александровна едва могла произнести слово, когда поймала его взгляд. Он не вымолвил ни слова, но лишь глазами, одним кротким взглядом, выразил ей укор за ее неверие. Она хотела упасть и целовать его ноги, но он уже ушел наверх продолжать молитву, но теперь уже благодарственную.

Святитель Иоанн Шанхайский моли Бога нас!

21:22 

Однажды Федор Михайлович Достоевский после каторги сказал: «Я только на каторге познал себя и Бога. И я теперь уверен, что сколько человеку в жизни надо счастья, в такой же мере ему надо и несчастья, потому что он и счастья-то своего не поймет». Шестьдесят лет – хороший возраст, но об этом узнаешь только в семьдесят. Всё в сравнении. Поэтому никогда не надо говорить, что жизнь, условия жизни нехороши, потому что когда мы на самом деле доноемся до того, что попадем в другие условия, тогда свои условия будем вспоминать с благодарностью, что мы жили в такой обстановке, с такими людьми, в таких обстоятельствах жизни. Кто-то из святых сказал: благословляй свою жизнь, и она будет благословлена; проклинай свою жизнь, и она будет проклята. Все внутри нас. Поэтому, самое главное – внутренний стержень, наше отношение к жизни.

архим. Мелхиседек Артюхин

21:17 

Во вторник, 14 августа - НАЧАЛО УСПЕНСКОГО ПОСТА.
Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели - с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.

Успенский пост обрамляют три праздника – Всемилостивому Спасу, Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа – и как бы связуют весь Успенский пост.

Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства.
В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, мы находим ясное указание на Успенский пост: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост – в Четыредесятницу, для лета летний – в Пятидесятницу (Петров пост), для осени осенний – в седьмом месяце (Успенский), для зимы – зимний (Рождественский)».

Св. Симеон Солунский пишет, что «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей, и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания этих двух праздников, одного – как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас».

Окончательное установление Успенского поста произошло на Константинопольском Соборе 1166 года, проходившем под председательством патриарха Луки. Тогда было подтверждено, что все православные христиане согласно с древними уставами должны соблюдать Богородичный пост с 1 по 15 августа. Вальсамон об этом Соборе пишет: «Тогда сомневались некоторые о количестве дней поста Успенского и Рождественского. Поэтому сам святейший патриарх подтвердил, что хотя дни этих постов письменно нигде не обозначены, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и должны поститься от первого дня августа и от четырнадцатого дня ноября».

Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров и Рождественский посты. Во время Успенского поста по Уставу в будние дни, кроме субботы и воскресения, положена одна трапеза в 9-й час (15.00). В понедельник, среду и пятницу – сухоядение, во вторник и четверг – вареная пища без растительного масла. В субботу и воскресение – две трапезы с растительным маслом и вином. Рыба разрешается только на Преображение. То есть, в понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг - "сварением пищи, но без елея", то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей.

До праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от этих плодов. По преданию св. отцов, "если же кто от братий снесть гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август".

В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.

Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: "Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды", - заповедует Святая Церковь.

В посте телесном на первом плане - воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном - воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. В первом случае - оставление пищи скоромной, более питательной и употребление пищи постной, менее питательной; во втром - оставление любимых грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ ВСЕМ БОЖЬЕЙ ПОМОЩИ В СОБЛЮДЕНИИ ПОСТА.

21:16 

Стоишь в храме – вспомни всех своих воспитателей, учителей, которые тебя учили, врачей, медсестер, которые в тяжкую минуту были рядом, друзей, знакомых. Так и служба пролетит – не заметишь… Идешь мимо больницы – помолись о страждущих, чтобы Господь укрепил их, утешил, о врачах, чтобы вразумил их Господь принять верное решение. Едешь мимо школы, садика – помолись о детях, о будущем нашем, об учителях, чтобы дал мудрость им Господь… Так и будет у тебя непрестанная молитва!

Схиархимандрит Зосима (Сокур)

21:07 

Святой Арсений Каппадокийский читал двадцать восьмой псалом о тех, кто терпит опасность в море. А я, читая его, говорю: «Боже мой, ведь уже и суша — то есть весь мир — стала опаснее моря! Люди духовно тонут в миру». Когда ко мне приходят люди, разуверившиеся в жизни, я читаю им девяносто третий и тридцать шестой псалмы: «Бо́г отмще́ний Госпо́дь, Бо́г отмще́ний, не обину́лся есть. Вознеси́ся, судя́й земли́, возда́ждь воздая́ние го́рдым… Лю́ди Твоя́, Го́споди, смири́ша и достоя́ние Твое́ озло́биша… И бысть мне Госпо́дь в прибе́жище и Бо́г мо́й в по́мощь упова́ния моего́…». Эти священные слова весьма утешают душу. Если бы несчастные бросили хоть один взгляд на Небо, то многое бы изменилось. Но сегодня люди о Боге не думают. Поэтому старание помочь им духовно не находит в самих людях отдачи, ты не можешь прийти с ними к взаимопониманию.

Преп. Паисий Святогорец

21:06 

Рассказы и притчи. СХОДИТЕ В ХРАМ. Архимандрит Амвросий (Юрасов)

Сегодня исповедовал пожилую женщину.
Спрашиваю: — Ну, скажи, какие у тебя грехи?
— А на мне особых грехов-то и нет!
— Сколько раз бываешь в церкви?
— Ну, раза два-три в год.

А если ученик будет в школу раза два-три в год ходить, с букварем десять лет проходит, все равно ничего не узнает. Так и ты не видишь своих грехов. Посмотри, есть ли народ в храме?
— Да, очень много народа.
Взял, рукой закрыл ей глаза:
— А сейчас ты их видишь?
— Нет, не вижу.
— Почему?
— А Вы мне руками закрыли глаза.
— Но народ в храме есть?
— Есть, просто я его не вижу.
— Вот точно так же ты своих грехов не видишь и не чувствуешь, потому что твои душевные очи закрыты.
Многие душой стали мертвые. Отчего? От постоянных пороков и страстей. В церковь не ходим, Богу не молимся. Погрязли в грехах и не чувствуем их своим сердцем.

Святые отцы говорят, что духовно жить человек
начинает только тогда, когда у него открываются духовные очи. Он видит в своей душе массу грехов. Вот это начало покаяния.

21:01 

Часто можно слышать слова: я делаю человеку добро, а получаю от него неблагодарность. Странное противоречие: ведь то, что сделано в ожидании благодарности уже не добро, а корысть. Христос сказал: «Когда одна рука подает милостыню, пусть об этом другая не знает». Человек должен забыть о добре, которое сделал другому, оно должно исчезнуть из его памяти, как письмена, написанные на воде. Этим он положит свое сокровище в надежный тайник.

Обычно люди не могут успокоиться, переживают и рассказывают о том, сколько они сделали добра и не получили ничего в ответ, как будто их обманули. Схожую ошибку совершают те люди, которые принимают дар не как знак христианской любви, а считают себя обязанными отплатить или отработать за него, как бы закабаленные чужим добром. Они напряженно думают, что сделать или подарить взамен, боясь показаться неблагодарными и этим унизить себя. Они начинают оказывать своему благодетелю особые знаки внимания, ищут случая, чтобы предложить свои услуги, то есть поскорее расплатиться с ним. Нередко они принуждают себя подделываться, притворяться и кривить совестью, то есть расплачиваться своей душой, как разменной монетой.

Тогда вместо любви у человека возникает внутренняя рабская зависимость, которая может вызвать тайное, глухое раздражение к тому, кто оказал помощь и милостыню: ведь должник не может любить своего заимодавца. При этом иногда происходит психологический парадокс: чтобы освободиться от зависимости, которую навязал себе сам человек, он идет на конфликт с тем, кто сделал ему добро. Поэтому в мире существует такое странное явление: за добро отплачивают злом, как будто мстят за него. А виновата в этом ложная установка, ложное чувство благодарности, как долга, который надо отработать, чтобы снять цепь с шеи.

Архимандрит Рафаил Карелин

21:00 

ПОПРОБУЙ, НО ЗНАЙ... Об отце Василии Ермакове
(Владимир Щербинин)

«Смотри: вера станет открытой, доступной всем; никого за нее не будут гнать или притеснять. Очень много случайного народа придет в Церковь, в том числе и в духовенство. Так всегда было в дни благополучные, еще со времени Константина святого. Многие из-за денег придут в храм, многие из тщеславия, из-за карьеры и власти. Ты, глядя на это, не искушайся и терпи.

Ищи храм победнее и подальше от центральных площадей. Священника ищи смиренного и простого в вере, потому что “умных” и циничных и теперь развелось много, а смиренных и простых в вере не осталось почти никого...»

«Многие думают, что у священника перед мирянами есть какая-то привилегия или особая благодать. Печально, но так cчитает большинство духовенства. Я же тебе так скажу: у священника есть одна привилегия – быть слугой каждому встречному 24 часа в сутки всю оставшуюся жизнь. Бог не дает нам выходных и отпусков. У тебя нет настроения, все равно – иди и служи. У тебя болят ноги или спина, – иди и служи. У тебя в семье проблемы, но ты все равно – иди и служи! Этого требует от нас Господь и Евангелие. Если нет такого настроя – всю свою жизнь положить на служение людям – то займись чем-нибудь другим, не дерзай принимать на себя иго Христово.

А сейчас такое время, что многие идут служить в храм из-за корысти. Так было и до революции, об этом говорил (или кричал даже) отец Иоанн Кронштадтский. Ведь в нашей русской катастрофе ХХ века вина духовенства очень велика (одно обновленчество чего стоит).

Мы, конечно, смыли этот грех мученической кровью, но вот наступают времена, когда в священный сан рукополагают почти каждого, кто пожелает. Я говорил об этом со Святейшим Алексием, а он мне в ответ: "Что делать? Храмы открываются один за другим, священников катастрофически не хватает".

И я понимаю это, но не завидую тем, кто пришел в Церковь в наши дни. Очень много соблазнов, и очень мало опытных духовников, и их становится все меньше. Вот смотри, в Печорах: уйдут отец Иоанн, отец Феофан, другие старцы, кто придет им на смену?.. Правильно – никто. А ведь духовная жизнь – это путь в темном подземелье. Здесь очень много острых углов и глубоких ям. Здесь важно, чтобы многоопытный проводник вел тебя за ручку, иначе упадешь-пропадешь, сам не вылезешь...

Нам говорят: мало образованных христиан. А что такое образование по-христиански? Этот совсем не то, чем образование в институтах или академиях. Это когда после трудов поста, смирения и молитвы Дух Святой поселяется в человеческом сердце и ОБРАЗУЕТ новое существо...
Помни это...»

Еще говорил мне о. Василий: «Хуже всего, когда христианин превозносится в своем сердце над другим человеком, считает себя умнее, праведнее, лучше. Тайна спасения заключается в том, чтобы считать себя хуже, недостойнее всякой твари. Когда живет в тебе Дух Святой, то ты познаёшь свою малость и некрасивость и видишь, что даже самый лютый грешник лучше тебя. Если ты ставишь себя выше другого человека, значит, в тебе нет Духа, и нужно еще много работать над собой.
Но самоуничижение – это тоже плохо. Христианин должен идти по жизни с осознанием своего достоинства, потому что он – жилище Святого Духа. Апостол так и говорит: "Вы – церкви Живого Бога". И если ты раболепствуешь перед людьми, то еще далек от того, чтобы стать таким храмом.

А вообще, нам нужно только искренне, от всего сердца и всей души молиться. Молитва привлекает Дух, а Дух убирает из тебя все лишнее, безобразное, и учит, как нужно жить и как вести себя...»

«Нам кажется, что мы – самые несчастные на земле. Мы и бедные, и больные, и никто нас не любит, и везде нам не везет, и весь мир ополчился на нас. Послушаешь иногда человека и кажется, что перед тобой Иов многострадальный. А посмотришь на него – красивый, румяный, хорошо одетый.

Почему мы преувеличиваем свои несчастья и беды? Может, потому что недостаточно страдаем? Ведь посмотри: по-настоящему больные люди не выказывают свою болезнь, не ноют. Они несут свой крест молчаливо, до самого конца...полностью

20:59 

Господь говорит: «Там будет плач и скрежет зубов». Многие покойнички, которых мы отпеваем, прямо в ад идут сплошным косяком, и там для них начинаются жуткие муки.

Поэтому они снятся своим родственникам, чтобы за них как-то помолились, облегчили участь. Ужасно это всегда: отпеваешь человека, а люди вокруг черные платочки наденут, роз, гвоздик наложат в гроб и стоят как пни. И ничего их не проницает, ни одно слово, ни одна молитва – все как в броню. И в голову не приходит, что пройдет месяц или годика два – и ты будешь тут же лежать.

Тут же! Задумайся! Ведь неизвестно, что с нами будет завтра: от рака мы умрем, от инфаркта, от СПИДа или машина нас задавит. Но известно только одно, что душа отделится от тела и мы с вами будем лежать в гробу мертвые. Это уж будет точно. Ни один человек на земле этих ворот не минует.

Так надо же об этом думать! А мы о чем думаем? Я туда поеду, я то куплю, я это сделаю. А душа? Это все потом. А потом может не быть. Вот сколько таких случаев знаю – человек думает: ну ничего, вот заболею, тогда батюшку позову, причащусь. Но позвали батюшку причастить: приходишь, снимаешь шляпу на вешалке и слышишь последний вздох – не дождался двух секунд.

А бывает, что позвали, а уже поздно: он уже ничего не понимает, не чувствует, не соображает. И так бывает.

А кто из нас застрахован от того, что нас через месяц не парализует и мы вообще человеческую речь не будем понимать? Сосуд в голове лопнет, кровоизлияние в мозг, и все: язык на сторону, мэ-мэ-мэ, и ничего не будем говорить, и узнавать никого не будем. И как мы покаемся? Как мы сможем изменить свою жизнь, когда мы будем только пеленки пачкать? Никак. Грехи, которые в нашей душе были, останутся, и в этих грехах мы и умрем. И что мы будем наследовать? Какую вечную жизнь?

Поэтому надо спешить. Не надо откладывать на завтра, потому что никакого завтра для нас может и не быть. Это же сплошь и рядом: пришел с работы, что-то нехорошо, сел на стул и умер. Почему мы думаем, что этого с нами не случится?

Нет, мы можем просто умереть внезапной смертью, и не успеем покаяться, и душа погибнет безвозвратно.

Протоиерей Димитрий Смирнов

20:58 

Не надо общаться с теми, с кем вам общаться тяжело. Если вы не совпадаете, не резонируете на волнах своих душевных настроений с тем или иным человеком, или с группой людей, не лезьте туда, где раздражаются от вас, и где вы раздражаетесь от кого-то. И не устраивайте экспериментов: пойду специально туда, где никого не люблю, и буду упражняться в терпении. Ничего не получится. Не лезьте туда, где вас не любят, и где вы не любите никого. Вот раздражаетесь вы на них, они - на вас: ну и всё, ну и до свидания. Вы туда не ходите, они к вам не ходят: всё и греха нет.

Протоиерей Андрей Ткачев

20:57 

Толкование. О признаках благодати и прелести

В СВОЕМ желании узнать от Старца, есть ли несомненный признак, дающий возможность достоверно отличить истинный духовный путь от тех «призраков истины», которые лежат на отступлениях от этого пути, мы вели с ним беседы об этом предмете, и слово его было для нас бесценно дорогим. Он говорил:

«Когда Дух Святой исполнит всего человека сладостью любви Своей, тогда мир забыт совершенно, и душа вся в неизреченной радости созерцает Бога; но когда душа снова вспомнит мир, тогда от любви Божией и жалости к человеку — она плачет и молится за весь мир.

Предавшись плачу и молитве за мир, порожденный любовью, душа от сладости Духа Святого снова может забыть мир и снова упокоеваться в Боге; вспоминая же мир, опять в великой печали слезно молится, желая всем спасения.

И это есть истинный путь, которому научает Дух Святый.

Дух Святый есть любовь, мир и сладость. Дух Святый научает любить Бога и ближнего. А дух прелести — есть гордый дух; он не щадит человека и прочую тварь, потому что он ничего не создавал; он действует, как вор и хищник, и путь его исполнен разрушения.

Дух прелести не может дать истинной сладости; он приносит только тревожную сладость тщеславия; в нем нет — ни смирения, ни мира, ни любви; а есть холодное безразличие гордости.

Дух Святый учит любви Божией, и душа скучает о Боге и сладко со слезами ищет Его день и ночь, а враг приносит свою тоску, тяжелую и мрачную, убивающую душу.

По этим признакам можно ясно распознавать благодать Божию от прелести вражией».

Мы говорили Старцу, что есть люди, которые бесстрастие понимают не как любовь Божию, а как особое созерцание бытия, стоящее выше различения добра и зла, и что такое созерцание они считают большим, чем христианская любовь. На это Старец сказал:

— Это вражья наука; Дух Святый так не учит.

И слушая Старца, мы не могли не вспоминать демонических образов тех «сверхчеловеков», которые восходят «по ту сторону добра и зла». Старец говорил:

— Дух Святый есть любовь, и Он дает душе силу любить врагов. И кто не любит врагов, тот не знает Бога.

Этот последний критерий в душе Старца занимал совершенно исключительное и бесспорное место. Он говорил:

— Господь — милостивый Создатель, и Ему всех жалко. Господь жалеет всех грешников, как мать жалеет своих детей даже тогда, когда они идут недоброй дорогой, и где нет любви к врагам и грешникам, там нет Духа Господня.
(Старец прп Силуан Афонский)

20:56 

11 августа. ДЕНЬ РОЖДЕСТВА НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА.

Очередной большой православный праздник – Рождество Николая Чудотворца. Пожалуй, ни одного христианского святого не почитают так же, как Святого Николая. В честь него проходят праздники не только летом, но и зимой, когда 19 декабря отмечают Блаженное успение Николая, и даже весной, когда 22 мая вспоминают о перенесении святых мощей Чудотворца в собор города Бари.
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ СВЯТОГО НИКОЛАЯ
Как уже писалось выше, в честь Николы Угодника существует множество праздников и все они связаны, непосредственно, с жизнью и деяниями святого. Но, почему-то, не было праздника, связанного с появлением Николая на свет. Точнее, день был, но никакого распространения или широкой огласки он так и не получил. Такое положение дел сохранялось вплоть до 2004 года, когда по указу Патриарха Алексия Второго Рождество Николая Чудотворца, как большой православный праздник, было возрождено.
СВЯТАЯ БИОГРАФИЯ
Николай родился в 253 году в городе Патаре в семье истинных христиан Феофана и Нонны. Явился им сын, словно чудо. Долгие годы супруги тщетно пытались завести детей и считались бесплодной парой. Все это время они не теряли надежду на рождение ребенка и в ежедневных молитвах обращались к Господу, чтобы он подарил им первенца. Бог услышал их молитвы и Нонны родился мальчик. Родители поклялись, что свяжут его жизнь с Богом, и с малых лет будут воспитывать в христианской вере.
ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
Свое имя Чудотворец, Николая стал оправдывать уже с первых лет жизни. Самое первое чудо, свершенное Николаем, было сделано по отношению к своей матери. Сразу после рождения он сумел излечить ее от тяжелейшей болезни. А во время обряда Крещения, младенец Николай в течение трех часов простоял на ногах, отдавая дань Пресвятой Троице. Более того, еще с младенчества малыш Николай старался держать пост, кормясь материнским молоком лишь два раза в неделю, да и то, прием пищи происходил единожды, сразу после вечерней родительской молитвы.
ЮНОСТЬ НИКОЛАЯ
Становясь старше, Николай все больше времени проводил в храме, изучая священные писания. Не переставал работать он и по ночам, предаваясь чтению книг и молитвам. В свободное от учения и службы время Николай проводил в помощи всем нуждающимся. Он был совершенно равнодушен к материальным благам, и, распродав свое имение, вырученные средства раздал нищим. Его образ жизни отличался скромностью и аскетизмом.
ЧУДЕСА НИКОЛАЯ
Ему предписывают самые разные чудеса, например, спасение утопающих, изволение из плена, излечение людей от смертельных болезней и даже воскрешение умерших. Помимо чудес он занимался и вполне обычными, мирскими делами – добивался справедливости у власть имущих, всегда вставал на сторону несправедливо осужденных и отстаивал права беззащитных. Николай прожил долгую и праведную жизнь и скончался, будучи глубоким стариком.
ПОПУЛЯРНОСТЬ СВЯТОГО НИКОЛАЯ
Рождение Чудотворца празднуют многие народы, независимо от той конфессии к которой они принадлежат. Изначально праздник пошел из города Патаре – Родины Святого, а затем распространился по Европе и Азии. Благодаря Крестовым походам, дошел этот праздник Рождества Николая Чудотворца и до Руси, где Николай итак почитался с незапамятных времен. Кроме того, благодаря последним исследованиям ученых выяснилось, что Рождество Николая широко отмечалось на Руси еще в 13 веке. Например, в Великом Новгороде на протяжении многих веков существовал даже монастырь, посвященный рождению Николая. Отменен этот праздник был лишь в конце 17 века, во времена правления Екатерины Великой. И уже в наше время, начиная с 2004 года, праздник вновь занял свое достойное место в списке больших Православных дат.

20:54 

Завистливый скорбит при взгляде на высших, не видя себя равным им; томится при виде равных себе, желая преимущества пред ними; грустит при взоре на низших, опасаясь, чтобы они не сравнялись с ним или даже не превзошли его.

Свт. Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский

20:54 

Во времена полного внешнего благополучия... не только существовали, но и благоустроялись монастыри, основывались даже новые обители, строились новые храмы, расширялись и украшались прежние, открывались мощи святых угодников. Народ русский прославлялся как хранитель чистоты Православия и истинного благочестия. Никому и в голову не приходило, что Церковь тяжело страдает и развязка не за горами. Иначе видели познавшие Царство Божие, имевшие его в сердце своем. С сокрушением сердечным смотрели они на окружающую их среду и, не находя в ней жизни Христовой, предрекали грядущую катастрофу.
Сщмч. Сергий Мечев

Заботились о своей славе всеми непозволительными средствами, а истинною славою Божиею пренебрегли, то Бог и попустил обесславиться. Вообще, положение монастырей в России в нравственном и духовном отношениях самое бедственное. За сто лет до нас святитель Тихон сказал, что истинное благочестие почти исчезло, а заменено оно лицемерством для обмана людей с целию вещественной выгоды. Надо понимать дух времени и не признавать прежние пристанища пристанищами, потому что они наиболее превратились в гибельные омуты и пропасти.
Свт. Игнатий Брянчанинов

20:53 

ВОВРЕМЯ ОПОМНИТЬСЯ


Явно видишь иной раз, как приходит к душе прежний какой-нибудь ее "дружок" — грех, с которым она водила короткое знакомство в прошлом; приходит и зовет ее, кличет, просит открыть дверь "по старой дружбе", впустить на часок-другой, хоть на время вернуть подзабытую сладость безумной свободы. Это тот, изгнанный Христом дух, изголодавшийся, соскучившийся по бывшей своей распутной подруге, набродившийся по местам безводным и беспутным с такими же, как он, бездомными, с шайкой друзей-разбойников, говорит им: "Ну-ка, сходим к моей прежней хате, посвистим, может, чего и выкрутим веселенького, ха-ха-ха!". И идут. Бродят у ограды денно и нощно, стерегут душу, прохаживаются под окнами, посвистывают, побрасывают камушки в стекла, шепчут через приоткрытые ставни разные пошлости, свистят хрипло: "Не забыла, как ты..?", "А тогда-то вот было, помнишь?". И встает внезапно перед оком души ясно-ясно сладостная картина — одна, другая; бежит цепочка, как от искры пламя по сухой травинке,— светящаяся змейка, за ней еще; до поры затухают, но недалеко и до пожара. Душа бежит этих соблазнов, шарахается от окон. Но нечисть лезет и лезет отовсюду: за каждой дверью она, в каждом темном углу. Уже в любом шорохе все те же напоминания, подстрекания. Только-то и успевай открещиваться от нее. И душа, бедная глупышка, ленивая и расслабленная, несколько отупевшая от скуки, недолго так противится: вот уже и прислушивается, сначала позевывая и как бы от "нечего делать", потом оживает в ней что-то такое теплое, даже жаркое, такое родное-родное и такое сладкое — до дурноты. Одна молния проходит в сердце, другое жгучее прикосновение — и тает, тает оно, уже само ищет повторения этой теплой волны. Уже кажутся те свистуны не бесстыдными хулиганами, а забавными проказниками, вовсе не такими уж и страшными, даже симпатичными.

Как точен этот образ, столь часто употребляемый святыми отцами в отношении души: вот так, мол, блудница, имевшая прежде множество любовников, которая много пьянствовала, бесчинствовала, безобразничала, вдруг оказалась в милости у одного знатного, богатого, славнейшего и красивейшего человека, который пожелал исхитить ее из бездны падения, привлечь к иной, святой и благопорядочной жизни, воскресить ее попранную и уничиженную красоту. Он берет с блудницы обещание навсегда оставить прежнюю распутную жизнь, порвать все греховные связи, забыть свое нечестивое окружение, раскаяться в совершенном, перечеркнуть все это грязное прошлое, и на этом основании он готов взять ее в жены, сделать знатной, богатой, любимой всеми, и так, что никто даже не посмеет одно плохое слово шепнуть о том, что было прежде. И вот она живет в новом доме, трудится, обучается новым манерам и порядкам жизни, борется со своими старыми привычками и наклонностями. Но бывшие дружки ее не забывают, приходят под окна, когда нет в доме хозяина, зовут прежнюю свою подругу.

И вот если душа неревностно хранилась ото всего страстного, жила рассеянно, раздвоенно, только малой частичкой сердца чтила жениха, то как ей удержаться от сладостных позывов на прошлое? И вот она томится и млеет, шатается, как пьяная, колеблется меж двух тяготений… И если решительно не опомнится, не отвергнется этого гибельного двоедушия, то скоро, будто бы "сама того не желая", забудет запереть дверь, а затем как бы "помимо воли" окажется в руках соблазнителей и опять, как бы "не имея сил противиться", уже и отдастся греху, а затем, отчаявшись в исправлении, "махнув рукой" на свое спасение и избавление, без удержу, как умалишенная, будет пить и пить тошнотворную сладость, уже даже не ради удовольствия, а может, и с какой-то сатанинской злостью и ненавистью к добру, в противность всему здравому и благостному. Будет пить и пить этот грех до дурноты, до рвоты, боясь перестать, боясь мук раскаяния, боясь протрезветь и увидеть свое жуткое, обезображенное лицо. Нет, душа! Тебе надо вовремя опомниться, уже теперь же спохватиться, испугаться! Как только увидела в себе начало заигрывания с грехом, эти жесты, взгляды, помедливания, выдающие кокетничание с соблазном,— так поднимай тревогу, зови помощь: "Скорее, скорее: огонь в доме!".

Но как часто душа не то что заигрывает со смертью, а уже почти согласна пасть во все бездны зла, даже готова дать согласие на самый страшный грех, готова изобретать новые и новые падения, чуть ли не сама становится советчиком диаволу, уже стоит лицом к лицу с соблазнителем и улыбается ему; но вот еще срывается с уст едва слышное: "Не остави, Господи, не остави погибнуть мя до конца в безумии моем…". И даже от этих слов — маленьких, слабых, едва движущихся — исходит пламя, разлетаются искры и гонят смерть, не дают ей сделать последний прыжок к оцепеневшей жертве, схватить, унести в свое логово. Вот так бредет душа по самому краю бездны. И как еще не оборвалась, как еще не полетела в самую пропасть? "Не остави, Господи…".

Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

20:52 

Наступило время, когда более, чем когда-либо прежде, необходимо тщательно разбираться, кто из носящих высокое звание пастырей Христовой Церкви действительно служит Христу, а кто уже продался слугам грядущего антихриста и тем самым, вместо Христа, служит антихристу, — чтобы, вместо истинного пастыря, не пойти за «волком», хотя бы он и был одет в овечью шкуру.
Архиепископ Аверкий (Таушев)

Наставленные в Писании, должны испытывать что говорят учителя, и согласное с Писаниями принимать, а не согласное отметать и держащихся таковых учений отвращаться. Имеющие не много сведения в Писании за отличительный признак святых должны признавать плоды Духа, и у кого есть таковые плоды того принимать, а у кого нет, того отвращаться: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их» (Мф.7,15–16).
Свт. Василий Великий

Не бойтесь ни льва, ни благородного леопарда, даже страшную змею можно обратить в бегство. Лишь одно страшно, поверьте, - плохие епископы! Не трепещите перед высотами сана. Ибо многие облечены саном, да не все имеют благодать.
Свт. Григорий Богослов

Древние иноческие уставы: «Бегай слепого вождя, но избирай доброго мужа, шествующего к Богу, ибо у добрых учителей и уроки добрые».

«Оставьте их, - говорит Господь, - они - слепые вожди слепых» (Мф.15:12). Не ищите их расположения, не страшитесь их неудовольствия, не пытайтесь их переубедить - они не свернут со своего пути, пока не пожнут плода его. Печально состояние слепцов, которых Христос ЗАПОВЕДУЕТ ОСТАВИТЬ. Они уверены о себе, что видят лучше и дальше, чем кто бы то ни было. Они берут на себя смелость быть вождями неведущих, хотят показать путь на небо другим, а сами не знают, куда и шагу ступить. Те, кто бесстрашно следует за ними, не подозревают об опасности. Слепые вожди и слепые их последователи вместе погибнут. Те и другие «упадут в яму». Слепые вожди упадут первыми, и их положение будет более ужасным, потому что на них упадут идущие им вслед. Умножающие взаимно грехи друг друга, ускоряют взаимно свой крах.
Протоиерей Александр Шаргунов

20:51 


ПРАЗДНЕСТВО ВСЕМИЛОСТИВОМУ СПАСУ И ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ. Происхождение честного и животворящего Креста Господня.

⠀⠀⠀⠀⠀⠀14 АВГУСТА — ИЗНЕСЕНИЕ ЧЕСТНОГО КРЕСТА

Праздник изнесения честного Креста установлен в день первого августа в Греции Константинопольским патриархом Лукою при царе Мануиле, а в России — митрополитом Киевским Константином и Нестором, епископом Ростовским, при великом князе Андрее Юрьевиче.

Причина его установления была следующая.

Царю Мануилу и князю Андрею, находившимся между собою в мире и братской любви, случилось в один и тот же день выйти на войну: первому из Константинополя на сарацин, и второму из Ростова на болгар. (Великий князь жил в то время в Ростове: Болгарами же назывались язычники, обитавшие на низовьях Волги, отсюда они получили и свое наименование).

Господь Бог даровал им полную победу над врагами: царь греческий одолел сарацин, а князь Андрей Боголюбский победил болгар и покорил их себе, обратив в своих данников.

Когда Андрей шел на войну, то имел обычай брать с собою икону Пресвятой Богородицы, держащей на руках Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, и изображение честного Креста Христова, который носили среди войска два иерея.

Перед самым выступлением он возносил ко Христу и Богоматери усердные слезные молитвы и приобщался Божественных Таин Христовых. Этим непобедимым оружием он вооружался более, нежели мечами и копьями, и на помощь Вышнего надеялся более, нежели на храбрость и численность своего войска, хорошо зная изречение Давида: Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит; Благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его (Пс 146,10—11).

Своих воинов князь также побуждал к молитвам и примером собственных благоговейных молитв, и прямым повелением, и все, павши на колени, со слезами молились пред иконою Пречистой Богородицы и честным Крестом Христовым. Великий же князь, взирая на икону, так говорил в своей молитве:

— О, Владычице, родившая Христа Бога нашего! Всякий, надеющийся на Тебя, не погибнет, и я, раб Твой, по милости Божией, имею в Тебе стену и покров и — Крест Сына Твоего — как оружие обоюдоострое на врагов. Умоли Спасителя мира, Которого держишь на руках Своих, чтобы сила крестная была, как огонь, попаляющий врагов, хотящих вступить в брань с нами, и Твое всесильное предстательство да поможет нам одолеть их.

После усердной молитвы все лобызали святую икону и честный Крест и безбоязненно шли на врагов: Господь содействовал им силою крестною и Пречистая Богородица оказывала им помощь, ходатайствуя за них пред Богом. Постоянно держась такого обычая пред каждым сражением, великий князь не изменил ему и пред битвою против болгар: он вышел, имея, подобно царю Константину в древние времена, впереди войска Крест Господень.

Выступив на поле, после сражения с болгарами, русская рать обратила последних в бегство и, преследуя их, захватила пять городов; в числе их был и город Бряхимов на реке Каме. Когда же возвратились после битвы с неверными в свой стан, то увидели, что от иконы Богоматери с Младенцем-Христом исходят светлые, подобные огненным, лучи, осиявающие все войско; это было в первый день августа месяца.

Дивное зрелище еще более возбудило в великом князе дух мужества и надежды, и он снова обратил свои полки в погоню за болгарами; он сжег большинство городов их, положив на уцелевшие дань, и опустошил всю землю; после этой победы великий князь возвратился с торжеством домой.

Греческий царь Мануил, вышедший со своим войском против Сарацин, в тот же именно день видел также подобное же чудо — исхождение от находившейся вместе с честным Крестом среди войска иконы Пречистой Богородицы со Спасителем лучей, осеняющих весь полк, и в этот день он победил сарацин.

Царь и князь сообщили, воздавая славу Богу, особыми посланиями друг другу об одержанных с помощью Божиею победах и о чудесном сиянии, исходившем от иконы Спасителя. По совещании со старейшими епископами, в знак благодарения Христу Спасителю и Его Пречистой Матери, они установили праздник в первый день августа.

В воспоминание же силы крестной, вооружившись которой они победили врагов, повелели износить священнику из алтаря честный Крест и полагать его среди церкви для поклонения и лобызания его христианами и для прославления распятого на кресте Господа Иисуса Христа. Кроме того, епископы повелели совершать в этот день освящение воды, отчего и праздник получил свое название — изнесения честного Креста, потому что честный Крест торжественно вместе с другими святыми иконами выносится на реки, колодези и источники.

Празднуем, братия, воздавая хвалу и благодарение всесильному Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери, Владычице Богородице, благоговейно почитая и честный Крест Христов; но празднуем с благоговением, благоугождая Богу, пребывая между собою в мире и любви, оказывая дела благотворения и удаляясь, памятуя страх Божий, от грехов: чтобы, угодивши Создателю нашему и Владыке, удостоились вечного празднования со всеми святыми после того дня, когда явится знамение Сына Человеческого на небеси (Мф 21,30), — честный Крест Христов, предыдущий пришествию Судии живых и мертвых, грядущему с силою и славою многою, и осияет всех праведных светлыми и радостными лучами.

По совершении же суда, предидет всем святым, предводя их в Царство Небесное, и будут блаженствовать все святые, радуясь бесконечные веки; к ним, по молитвам Пречистая Владычицы нашей Богородицы, да причтет и нас грешных всемилостивый Спас наш Христос. Аминь.

Тропарь Всемилостивому Спасу
Тропарь, глас 8:
С вышних призирая, убогия приемля, посети нас, озлобленныя грехи, Владыко Всемилостиве, молитвами Богородицы даруй душам нашим велию милость.

Ин тропарь, глас 4:
Светильниче солнечный, Всемилостивый Cпаce, просвещением сияния Твоего подай и нам слово, да восхвалим чистою совестию Твое пребожественное празднество, Тебе же, Единароднаго Сына, единосущна с Духом, славяще, даруеши бо нам мир и велию милость.

Кондак, глас 4:
Всякия скверны, Всемилостиве Спасе, аз бых делатель, и во отчаяния ров впадся, но стеню от сердца и вопию к Тебе, Слове: ускори, Щедрый, и потщися на помощь нашу яко Милостив.

20:49 

ЕВАНГЕЛИЕ О ПРОЩЕНИИ.
На притчу о немилосердном должнике.
(Мф. 18:23–35)

Спаситель сказал: «Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими».
Конечно, Царство Небесное невозможно изобразить в нескольких словах. Поэтому Спаситель, говоря о нем различными притчами, изображал в них лишь ту или иную его сторону. Под Царством Небесным могут подразумеваться как те благодатные переживания, которые будут испытывать люди в будущей жизни, так и – в широком смысле – то, что необходимо, чтобы приобрести Царство Небесное, войти в него. Сегодняшняя притча говорит именно о том, что должен делать человек, чтобы стяжать Царство Небесное и затем не потерять, удержать его.
Когда апостол Петр вопрошал Господа, прощать ли брата до семи раз, он уже чувствовал в своем сердце новый закон любви, принесенный Господом с Неба, любви, все прощающей и все покрывающей; но он еще не сознавал полностью, что силу любви не может победить ненависть, что нельзя поэтому и полагать ей какие-либо пределы. Когда Бог повелевает человеку прощать брата, то человек не имеет никакого права рассуждать о своих правах; он должен прощать просто, без всяких отговорок и условий, ибо каждый человек – сам неоплатный должник перед Богом. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «чтобы повеление прощать до седмижды семидесяти раз не показалось кому-либо великим и трудным, Иисус Христос присоединил притчу, в которой Он посрамляет того, кто стал бы гордиться этим, и вместе с тем показывает, что такое повеление не трудно, а напротив, весьма легко. Он представил в ней человеколюбие Свое, чтобы ты отсюда познал, что хотя бы седмижды семьдесят раз прощал ближнему, хотя бы все его прегрешения всегда оставлял, и тогда твое человеколюбие будет так же далеко от безконечной Божественной благости, которая для тебя нужна на будущем Суде при требовании от тебя отчета, – как капля от безпредельного моря, и даже еще более».
«Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов»
Конечно же, под царем подразумевается Господь, а под тем человеком, который был приведен к Нему, – любой из нас, потому что все мы являемся должниками Богу. Так много мы Ему должны, настолько велик этот долг, что отдать его для нас невозможно. Бывают в жизни такие ситуации, когда отдать долг, может быть, и сравнительно небольшой совершенно немыслимо, потому что мы бедны и не имеем денег вообще или же именно в данном случае. Вот Спаситель и приводит такой пример – долг «в десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить».
Что имеется в виду под всем имуществом и семьей? Все, чем мы обладаем в этой жизни. Мы лишаемся всего, если только не можем воздать Господу этот долг. Но как мы его воздадим? Нет у нас такой возможности, и тогда нам остается делать то, что делал раб в притче. «Тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему».
Раб умолил своего господина о прощении. Если бы и мы могли умолить Господа, чтобы Он простил наш бесконечный долг перед Ним, который мы не можем отдать, но можем только ожидать прощения. И никто, даже самый великий угодник Божий, не вправе сказать о себе, что он отдал свой долг.
И о величайшем святом не может так сказать ни один человек, если он православный. Все мы просили и просим у Бога прощения, начиная от преподобного Серафима Саровского и кончая самым обыкновенным прихожанином сельской церкви. Никому никогда не удастся отдать свой долг. Как мы можем это сделать, если и мы сами приведены Богом в бытие из небытия, и наша жизнь со всем, что мы имеем и чем мы желаем послужить Богу, также дарована Им?
Какой прекрасный образ милосердия Божия к грешным людям! «Должник не имеет средств к оправданию, – говорит Филарет, митрополит Московский, – закон осуждает его; царь имеет всю власть исполнить осуждение; повинный не считает возможным просить, чтобы долг был прощен, а разве только отсрочен; и внезапно – долг прощен». Строгость суда Божия смягчается, когда грешник искренно сознается в своей виновности. Этой строгостью только прикрывается все та же безконечная благость Божия: доведя человека до сознания виновности, эта строгость снова является милостью; самый этот счет, который грозил сначала неминуемой гибелью, становится уже великой милостью. Грешник должен сначала осознать все множество грехов своих, прежде чем это тяжкое бремя исчезнет в глубине милосердия Божия. Он должен восчувствовать в себе страшный приговор суда Божия и только тогда сердце его станет способно воспринять целебный бальзам Божия милосердия.
«Царь и прежде хотел простить долг рабу своему, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – но не хотел, чтобы это было только одним даром его, но чтобы и со стороны раба было что-нибудь сделано, чтобы, научившись на собственном несчастье, раб был снисходительнее к своему товарищу. И действительно, в эту минуту раб был добр и чувствителен: он припал к государю с прошением, возгнушался своими грехами и познал великость своего долга».
«Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен».
Господь в этой притче изобразил то, что часто бывает с нами: получив прощение от Бога, мы не желаем или, как нам кажется, не можем простить долги наших ближних, будь это члены нашей семьи, случайные прохожие или наши сотрудники – люди, с которыми мы общаемся. Мы не можем им простить тех нравственных долгов, которые они перед нами имеют: обид, оскорблений, ненависти. Возможно, мы считаем, что они должны нам чем-то послужить, как-то отблагодарить нас или нравственно нам обязаны, как, допустим, дети считают, что родители им обязаны, а родители то же самое думают про своих детей.
Когда мы встречаемся с кажущейся несправедливостью, то забываем, что Бог только что отпустил нам совершенно неоплатный долг и мы, в свою очередь, должны были бы на радостях все всем простить. Если бы даже мы собрали все эти долги со своих должников, то они не покрыли бы и малой части того безграничного долга, который мы имеем пред Богом. Поэтому, прощенные в великом, мы должны были бы и все мелочи простить. Но мы об этом забываем даже после усердной и пламенной молитвы. Окончив молитву, почувствовав в душе прощение грехов, прощение нравственного долга перед Богом, мы тут же начинаем раздражаться на тех, с кем сталкиваемся, и благодатное состояние от нас отходит, мы теряем его.
«Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга».
Конечно, это притча и в жизни не бывает точно так, как здесь изображено. Не всегда человек, которого мы считаем своим нравственным должником, просит и умоляет нас о прощении. Иногда он даже и не подозревает, что мы считаем его таким. И хотя нравственная справедливость, само естественное чувство – все взывает к нашей совести, мы не хотим прощать. Если не можем отомстить этому человеку на деле, то в душе своей его всячески казним и мучаем. Внутренне мы были бы рады, если бы было возможно, посадить его в темницу, пока он не отдаст долга.
«Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее».
Кого Евангелие называет товарищами? Конечно, Бог знает все безо всякого доклада, но мы можем предположить, что это Ангелы, а возможно, и сама действительность, реальные факты взывают к Богу, к Его справедливому суду. «Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?».
С помощью такого яркого образа Господь Иисус Христос призывает нас к тому, чтобы мы прощали своих должников если не из чувства милосердия, то хотя бы руководствуясь здравым смыслом. «Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга».
Эти истязатели – демоны. Как в этой жизни они истязают нас и всячески уничижают через действие страстей, так и в будущей жизни будут истязать и мучить человека. Но наш долг Богу мы никогда не отдадим. Сказанное здесь «пока не отдаст ему всего долга» значит, что практически этот человек лишился всякой надежды на благополучный исход, потому что вернуть долг никому из нас невозможно. Либо мы будем прощены, либо, если справедливость восторжествует, нам придется вечно отдавать свой долг, то есть вечно страдать.
Итак, «суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2:13). «Когда государь приказывал его продать, то приказание дано было без гнева, и так как не доведено до исполнения, то служит яснейшим доказательством человеколюбия, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – но теперь делается определение с великим негодованием, определение мести и наказания».
«Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».
Итак, МЫ ДОЛЖНЫ ПРОСТИТЬ нашему брату, но простить не просто на словах, а ОТ СЕРДЦА. В Священном Писании о сердце многократно говорится как о глубоко сокровенной сущности человека, где он бывает самим собой.
ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК НЕ ПРОСТИТ ОТ СЕРДЦА - ЗНАЧИТ, ОН ВООБЩЕ НЕ ПРОСТИТ.
Если человек не смирится сердцем – значит, он вовсе не смирится. Если человек не очистил свое сердце – значит, весь он не чист. Поэтому нужно простить от сердца. Не только НЕ ДЕЛАТЬ НИКАКОГО ЗЛА нашему обидчику или должнику, в каком бы виде этот долг нам ни представлялся, но и ОЧИСТИТЬ наше СЕРДЦЕ ОТ чувства НЕПРИЯЗНИ к ближнему. Ведь Бог требует от нас не только того, чтобы мы никому не делали зла, но и в особенности того, чтобы мы ни к кому не испытывали злобы.
Большинству из нас кажется, что мы никому не делаем ничего плохого, хотя на самом деле многих окружающих нас людей мы всячески обижаем, доставляем им неприятности, досаждаем им. Мы не видим того, что с нами происходит. Иногда даже мы хотим человеку сказать что-то, как нам кажется, приятное, а человек от наших слов скорбит. Но если мы очистим свое сердце, если в нем не будет никакой неприязни ни к кому, то тогда мы не сможем, даже если бы и захотели, причинить ближнему зло, доставить ему неприятность, как-либо досадить.
Поэтому Господь и призывает, чтобы мы простили нашим братьям. Простили им от сердца, а не только на словах или даже на деле. Итак, после того как мы помолимся Богу, прося Его о прощении наших грехов, и почувствуем в душе облегчение, когда благодать Божия коснется нашего сердца и мы уйдем после молитвы просветленные и очищенные душой, – будем внимательны. Будем помнить прежде всего, что нужно беречь себя от всякой неприязни по отношению к тому, с кем мы соприкасаемся, будь то наш родственник или совершенно случайный человек.
«Итак, если уж помнить грехи, – поучает святитель Иоанн Златоуст, – то помнить должно только свои; помня собственные грехи, о чужих мы никогда и не подумаем; а коль скоро о тех забудем, эти легко придут нам на мысль. Если бы и неблагодарный должник помнил о десяти тысячах талантов, то не вспомнил бы о ста динариях. Господь требует, чтобы мы чувствовали свои грехи для того, чтобы удобнее было их прощать другим. А прощать мы должны от чистого сердца, чтобы не обратить против самих себя меча своим памятозлобием».
И не забудем, что признак настоящей молитвы и истинного прощения грехов – это РАСПОЛОЖЕНИЕ К БЛИЖНИМ. В противном случае можно усомниться, действительно ли Бог простил нам грехи. Если после молитвы мы ощущаем не просто некоторое облегчение на сердце, но оборачиваясь лицом от Бога к людям, бываем с ними приветливы, чувствуем снисхождение к ним, желание помочь – одним словом, испытываем к ним любовь, то это и есть признак того, что Бог простил или прощает наши грехи.

18:15 

Вопросы и ответы. НЕНУЖНОЕ ИЛИ ИСПОРЧЕННОЕ СВЯТОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ, ЧТО С НИМ ДЕЛАТЬ?
Батюшка, меня беспокоит такой вопрос:
у меня дома есть настенный календарь прошлого года довольно большого формата, в котором каждому месяцу соответствует страница с изображением чудотворной иконы. Весь год календарь находился на работе супруга, а по окончании года был принесен домой. С одной стороны, все мое эстетическое чувство поднимается против помещения настенного календаря на стену в квартире - для меня календарь и домашний уют - вещи, совершенно не сочетаемые, даже взаимо исключающие. С другой стороны, это не просто календарь, а иконы, к которым нужно относиться с благоговением. Сейчас календарь висит на стене на кухне (в единственной комнате места нет), раскрытый на иконе Скоропослушницы. Я не знаю, как следует поступить, чтобы не оскорбить иконы и в то же время по возможности убрать календарь со стены. К тому же, если открыта одна страница, то другие страницы с другими иконами - закрыты, меня это тоже смущает, как будто мы не проявляем должного почтения к остальным иконам.
Как разрешить эту проблему?
Инна.
+
Все пришедшие в негодность или от чего-либо испортившиеся и не пригодные к молитвенному употреблению иконы, по Уставу Церкви надобно сжигать в церковной печи, а пепел либо в текущую воду (река, ручей) либо в «сухой колодец», который должен быть во всех церквах. Это же правило и для прочих церковно-богослужебных предметов и для испортившихся просфор.
Но вопрос ваш несколько шире – поэтому и отвечу несколько глубже.
Возмущает поведение не коммерсантов и спекулянтов, но «православных»!
Давайте-ка разберемся все-таки, подобает ли православным ТАКОВЫЕ календари, плакатики, коврики и т.п. вещи с изображениями святыми приобретать?..
Вы говорите, что для вас календарь и уют – вещи не совместимые, но прежде чем что-то приобрести, надо бы подумать: а совместимы ли эти вещи с православной верой?!
Давайте вспомним, КАК собственно мы должны относиться к изображениям святым и почему. Догмат VII Вселенского Собора об иконопочитании утверждает почитание св. образов (икон и других изображений):
"Ибо честь воздаваемая образу (иконе) переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, поклоняется существу изображенного на ней".
Вот так православные ОБЯЗАНЫ относиться к изображениям на календарях и проч. – как к Самому Господу, Богородице или святым! Горе наше, что иконы у нас стали календарями... Но это и сделано для того, чтобы мы относиться стали к иконам как к газете.
Почтение Господу православные оказали бы, если бы не печатали, не продавали и не вешали, для украшения домов, святые образы, а потом не ломали бы головы, что с ними делать. Если мы, по маловерию ли или по не пониманию, приобрели предмет уничижающий достоинство Господа, Богородицы или святого, изображающий Их в качестве фотомодели, украшения, рекламы, то исправить это можно исполнив заведенное в Церкви правило о сожжении ветхих святынь, ну и, естественно, покаяться.
Благословение Божие призываю на вас!

18:12 

Учительница рассказывала классу историю о лайнере, потерпевшем крушение.
“На корабле оказалась супружеская пара, которая сумела добраться до спасательной шлюпки, но, к несчастью, там было только одно место.
Вдруг муж оттолкнул жену, и сам забрался в лодку. А жена перед смертью крикнула ему последнюю фразу.

Тут учительница остановилась. “Как вы думаете, — спросила она, — Что это была за фраза?”
Большинство учеников немедленно высказались: “Я тебя ненавижу!” или “Как же я была слепа!”.

Тут учительница обратила внимание на мальчика, который сидел и всё это время молчал.
“А ты как считаешь, что она сказала?”.
“Я думаю, что она сказала: “Позаботься о нашем ребёнке!”
Учительница удивилась: “Ты знаешь эту историю?”
“Нет, просто то же самое сказала моя мама перед смертью моему отцу,” — пожал плечами парнишка.
Учительница надеялась, что никто не заметил, как увлажнились её глаза. “Верно”.

Итак, судно пошло ко дну. Мужчина добрался домой и в одиночку воспитал дочь. Через много лет, уже когда отца не стало, разбирая его вещи, девушка нашла его дневник в котором прочитала следующее:
“У неё уже был страшный диагноз, когда мы поехали в путешествие. Жить оставалось недолго. Боже, как бы я хотел утонуть вместо неё, но ради блага дочери я не смог. Я мог только оставить её посреди океана”.

На этом история закончилась. Класс молчал.
Учительница видела по детским глазам, что их глубоко тронул рассказ и что сегодня они впервые поняли, что как не всегда под личиной добра находится добро, так и под личиной неблаговидного, злого поступка не обязательно живёт предательство.

Вот почему никогда не стоит судить о людях поверхностно.
Мы очень многого можем о них не знать.

Блог иг. Давида

главная