19:09 

25 интересных фактов о Православии

Насколько хорошо вы знаете свою веру, её традиции и святых? Какие существуют Православные Церкви? Когда появилось Православие? Какова численность православных в мире?.. Прочтите, здесь много интересного!

1. Почему «Православие»?

Правосла́вие (Калька с греч. ὀρθοδοξία — ортодоксия. Буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное сла́вление» – истинное учение о познании Бога, сообщаемое человеку благодатью Святого Духа, присутствующей в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

2. Во что верят православные?

Православные христиане верят в единого Бога-Троицу: Отца, Сына и Святого Духа, имеющего единую сущность, но при этом три ипостаси.

Православные христиане, исповедуя веру в Святую Троицу, основывают её на Никео-Цареградском символе веры без добавлений и искажений и на догматах веры, установленных собраниями епископов на семи Вселенских соборах.

«Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание; Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; Православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием ему благодати Всесвятаго Духа. Дух есть слава христиан (Ин. 7:39). Где нет Духа, там нет Православия», — писал святитель Игнатий (Брянчанинов).

3. Как организована Православная Церковь?

Сегодня она разделена на 15 автокефальных (полностью самостоятельных) Поместных Православных Церквей, имеющих между собой взаимное евхаристическое общение и составляющих единое тело Церкви, основанной Спасителем. При этом, основателем и главой Церкви является Господь Иисус Христос.

4. Когда появилось Православие?

В I веке, в день Пятидесятницы (сошествия Святого Духа на апостолов) 33 года от Рождества Христова.

После отпадения католиков от полноты Православия в 1054 году, чтобы отличить себя от Римского патриархата, воспринявшего некоторые вероучительные искажения, восточные патриархаты приняли на себя наименование «православные».

5. Вселенские соборы и Всеправославный собор

В конце июня 2016 года должен состояться Всеправославный собор. Некторорые ошибочно именуют его Восьмым Вселенским собором, но это не так. На Вселенских соборах всегда разбирались значимые ереси, угрожавшие существованию Церкви, чего сейчас не планируется.

Кроме того, Восьмой Вселенский собор уже состоялся — в Константинополе в 879 году при патриархе Фотии. Однако, так как Девятого Вселенского собора не состоялось (а Вселенским предыдущий собор традиционно объявляется последующим Вселенским собором), то на данный момент Вселенских соборов официально насчитывается семь.

6. Женское духовенство

В Православии невозможно представить женщину диаконом, священником или епископом. Это не связано с дискриминацией или неуважением к женщине (примером тому — Богородица, почитаемая превыше всех святых). Дело в том, что священник или епископ на богослужении представляет собой образ Господа Иисуса Христа, а он вочеловечился и прожил свою земную жизнь мужчиной, именно поэтому его не может представлять женщина.

Известные же в Древней Церкви диакониссы — это не женщины-диаконы, а катехизаторши, беседовавшие с людьми перед Крещением и выполнявшие другие функции церковнослужителей.

7. Численность православных

Данные середины 2015 года свидетельствуют, что в мире 2 419 миллионов христиан, из которых 267-314 миллионов относят к Православию.

На самом деле, если отнять 17 миллионов раскольников различного толка и 70 миллионов членов Древних Восточных Церквей (не принимающих постановлений одного или ескольких Вселенских соборов), то строго православными можно считать 180-227 миллионов человек по всему миру.

8. Какие существуют Православные Церкви?

Поместных Православных Церквей пятнадцать:

Константинопольский Патриархат
Александрийский Патриархат
Антиохийский Патриархат
Иерусалимский Патриархат
Московский Патриархат
Сербский Патриархат
Румынский Патриархат
Болгарский Патриархат
Грузинский Патриархат
Кипрская Православная Церковь
Греческая Православная Церковь
Польская Православная Церковь
Албанская Православная Церковь
Чехословацкая Православная Церковь
Православная Церковь Америки
В составе Поместных существуют также Автономные Церкви с различной степенью самостоятельности:

Синайская Православная Церковь ИП
Финская Православная Церковь КП
Японская Православная Церковь МП
Китайская Православная Церковь МП
Украинская Православная Церковь МП
Охридская архиепископия СП

9. Пять крупнейших Православных Церквей

Самая крупная Православная Церковь в мире — Русская, насчитывающая 90-120 миллионов верующих. Следующие по численности четыре Церкви в порядке убывания:

Румынская, Элладская, Сербская и Болгарская.

10. Самые православные государства

Самое православное государство в мире — это… Южная Осетия! В ней к Православию себя относят 99% населения (50 с лишним тысяч человек из 51 с лишним тысячи населения).

Россия, в процентном отношении, не входит даже в первую десятку и замыкает дюжину самых православных государств мира:

Греция (98%), Приднестровская Молдавская Республика (96,4%), Молдавия (93,3%), Сербия (87,6%), Болгария (85,7%), Румыния (81,9%), Грузия(78,1%), Черногория (75,6%), Украина (74,7%), Белоруссия (74,6%), Россия (72,5%).

11. Крупные православные общины

В некоторых «нетрадиционных» для Православия странах имеются очень большие православные общины.

Так, в США это 5 миллионов человек, в Канаде 680 тысяч, в Мексике 400 тысяч, в Бразилии 180 тысяч, в Аргентине 140 тысяч, в Чили 70 тысяч, в Швеции 94 тысяч, в Бельгии 80 тысяч, в Австрии 452 тысячи, в Великобритании 450 тысяч, в Германии 1,5 миллиона, во Франции 240 тысяч, в Испании 60 тысяч, В Италии 1 миллион, 200 тысяч в Хорватии, 40 тысяч в Иордании, 30 тысяч в Японии, по 1 миллиону православных — в Камеруне, Демократической Республике Конго и Кении, 1,5 миллиона в Уганде, более 40 тысяч в Танзании и 100 тысяч в ЮАР, а также 66 тысяч в Новой Зеландии и более 620 тысяч в Австралии.

12. Государственная религия

В Румынии и Греции Православие является государственной религией, в школах преподаётся Закон Божий, а жалованье священникам выплачивается из государственного бюджета.

13. Во всём мире

Христианство — единственная религия, представленная во всех 232 странах мира. Православие представлено в 137 странах мира.

14. Мученичество

За всю историю более 70 млн христиан стали мучениками, причем 45 млн из них погибли в XX веке. По некоторым сведениям, в XXI веке ежегодно число убитых за веру во Христа увеличивается на 100 тыс. человек.

15. «Городская» религия

Христианство изначально распространялось именно по городам Римской империи, приходя в сельские окрестности спустя 30-50 лет.

Сегодня большинство христиан (64%) также проживают в городах.

16. «Религия книги»

Основные вероучительные истины и предания христиан записаны в Библии. Соответственно, чтобы стать христианином, необходимо было овладеть грамотой.

Зачастую, ранее непросвещённые народы получали вместе с христианством собственную письменность, литературу и историю и связанный с ними резкий культурный подъём.

Сегодня, доля грамотных и образованных людей среди христиан выше, чем среди атеистов и представителей других вероисповеданий. Для мужчин — эта доля 88% от общей численности, а для женщин — 81%.

17. Удивительный Ливан

Страна, в которой около 60% жителей мусульмане, а 40% — христиане, уже более тысячи лет обходится без религиозных конфликтов.

По Конституции, в Ливане свой особый политический строй — конфессионализм, и от каждой конфессии в местном парламенте всегда присутствует строго оговоренное число депутатов. Президентом Ливана всегда должен быть христианин, а премьер-министром — мусульманин.

18. Православное имя Инна

Имя Инна изначально было мужским. Его носил ученик апостола Андрея Первозванного — христианский проповедник 2 века, вместе с проповедниками Риммой и Пинной жестоко убитый языческим правителем Скифии и получивший статус мученика. Однако, попав к славянам, имя постепенно трансформировалось в женское.

19. Первый век

К концу I века христианство распространилось по всей территории Римской империи и даже перешагнуло её границы (Эфиопия, Персия), а численность верующих достигла 800 000 человек.

К этому же периоду были записаны все четыре канонических Евангелия, а христиане получили своё самоназвание, впервые прозвучавшее в Антиохии.

20. Армения

Первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии, стала Армения. Святой Григорий Просветитель принёс христианскую веру в эту страну из Византии, в начале IV века. Григорий не только проповедовал в странах Кавказа, но и придумал азбуки для армянского и грузинского языков.

21. Стрельба ракетами — самая православная игра

Каждый год на Пасху в греческом городке Вронтадос на острове Хиос случается ракетное противостояние между двумя церквями. Цель их прихожан — поразить колокольню церкви противников, а победителя определяют на следующий день, подсчитывая количество попаданий.

22. Откуда на православном кресте полумесяц?

Некоторые ошибочно считают, что он появился в период христиано-мусульманских войн. Якобы, «крест побеждает полумесяц».

На самом деле — это древнехристианский символ якоря — надёжной опоры в бурном море житейских страстей. Кресты-якоря встречаются ещё в первые века христианства, когда об исламе не слышал ещё ни один человек на Земле.

23. Самый большой колокол в мире

В 1655 году Александр Григорьев отлил колокол весом 8 тысяч пудов (128 тонн), а в 1668 году он был поднят на звонницу в Кремле.

По дошедшим свидетельствам очевидцев, для раскачки языка колокола, который весил более 4 тонн, требовалось не менее 40 человек.

Звонил чудо-колокол до 1701 года, когда во время одного из пожаров упал и разбился.

24. Изображение Бога Отца

Изображение Бога Отца было запрещено Большим Московским Собором еще в XVII веке на том основании, что Бога «никтоже виде когда во плоти». Тем не менее, существует довольно много иконописных изображений, где Бог Отец представлен в виде благообразного старца с треугольным нимбом.

25. Самая популярная в мире книга

В истории литературы было немало произведений, которые становились мировыми бестселлерами, интерес к которым держался годами. Но проходило время, и интерес к ним пропадал.

А Библия без всякой рекламы пользуется популярностью на протяжении почти 2000 лет, являясь на сегодня бестселлером № 1. Ежедневный тираж Библии составляет 32876 экземпляров, то есть каждую секунду в мире печатается одна Библия.

Андрей Сегеда

18:50 

СВЯТЫЕ РОДИТЕЛИ СВЯТОГО

31 января - день памяти преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского

Преподобный Сергий Радонежский – великий подвижник земли Русской. В какой семье он воспитывался, кто были его родители — преподобные Кирилл и Мария, принявшие ангельский образ под конец жизни по примеру своего сына? День памяти преподобных отмечается 31 января и 11 октября.

Недалеко от Ростова Великого, на берегу реки Ишни, находилось поместье знатных ростовских бояр Кирилла и Марии. Преподобный Кирилл состоял на службе сначала у ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами.

Супруги имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына — будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобного Сергия. Задолго до рождения Промысл Божий дал о нем знамение как о великом избраннике Божием. В житии преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца перед чтением святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес «Святая святым». Преподобные Кирилл и Мария ощутили на себе великую милость Божию.

После этого Мария стала особенно следить за своим духовным состоянием, помня, что носит во чреве младенца, которому предназначено быть избранным сосудом Духа Святого. Она блюла себя от всякой скверны и нечистоты, ограждала себя постом, избегала мяса, молока и рыбы, питалась лишь хлебом, овощами и водой. Воздерживалась и от вина, употребляя вместо различных напитков только одну воду и ту понемногу. Часто втайне наедине, воздыхая со слезами, Мария молилась Богу о сохранении себя и младенца.

Благочестие Кирилла и Марии требовало, чтобы чувства благодарности к Богу были выражены в каком-либо благоговейном обете. И праведная Мария, подобно святой Анне — матери пророка Самуила, вместе с мужем дала обещание посвятить чадо Благодетелю всех — Богу.

3 мая 1314 года праведных родителей посетила великая радость: родился мальчик. В сороковой день по рождении младенца принесли в церковь, чтобы совершить над ним Крещение. Священник Михаил назвал младенца Варфоломеем (означает «Сын радости (утешения)»), ибо в этот день (11 июня) праздновалась память святого апостола Варфоломея. Священник почувствовал, что это особый младенец и, осененный Духом Божественным, предрек: «Радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сей сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».

Родители стали замечать особенное в поведении младенца: с первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие же дни, если она употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока. По средам и пятницам он вовсе оставался без пищи. Воздержанный постом во чреве, младенец и по рождении как будто требовал от матери поста. И она стала строже соблюдать пост: совсем оставила мясную пищу, и младенец, кроме среды и пятницы, всегда после этого питался ее молоком.

Подрастая, Варфоломей, как и в первые дни своей жизни, по средам и пятницам не вкушал никакой пищи, а в остальные хранил воздержание. Мария опасалась, что суровый образ жизни может повредить его здоровью и убеждала сына уменьшить строгость поста. Однако сын просил не отклонять его от воздержания, и мать более не препятствовала.

Монголо-татарское нашествие и жестокий голод довели ростовского боярина до нищеты. Возможно, что своевольные московские наместники, распоряжавшиеся в Ростове, приказали ему удалиться из города, и около 1328 г., когда Варфоломею исполнилось 15 лет, семейство переселилось из Ростовского княжества в княжество Московское — в город Радонеж. По обычаю того времени Кирилл должен был получить поместье, но по старости уже не мог служить московскому князю, и эту обязанность принял на себя его старший сын Стефан, к тому времени уже женатый. Младший из сыновей Кирилла и Марии — Петр, также женился, но Варфоломей и в Радонеже продолжал свои подвиги. Когда ему было около двадцати лет, он попросил у родителей благословения на монашество. Кирилл и Мария не возражали, но просили подождать только до их смерти: с его уходом они потеряли бы последнюю поддержку, так как два старших брата были уже женаты и жили отдельно. Благодатный сын повиновался и делал все, чтобы успокоить старость своих родителей, которые не принуждали его вступить в брак.

Праведность Кирилла и Марии была известна не только Богу. Будучи строгими блюстителями всех церковных уставов, они помогали бедным и больным, принимали странников, но особенно свято хранили заповедь святого апостола Павла: Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам (Евр 13:2). Тому же учили они и своих детей, строго внушая им не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника. До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни этой блаженной четы, зато мы можем вместе со святителем Платоном сказать, что сам происшедший от них плод показал лучше всяких красноречивых похвал доброту благословенного древа. Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и преумножили и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!

По распространенному на Руси обычаю под старость иночество принимали и простецы, и князья, и бояре. Согласно этому обычаю, Кирилл и Мария в конце своей жизни тоже приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьковском Покровском монастыре, который находился верстах в трех от Радонежа и был в то время одновременно и мужским, и женским. Утружденные болезнями, скорбями и старостью схимники-бояре недолго потрудились в новом звании. В 1337 году они с миром отошли ко Господу. Перед своей блаженной кончиной они благословили Варфоломея на иноческий подвиг. Дети погребли их под сенью Покровской обители, которая с этого времени стала последним приютом и усыпальницей Сергиева рода.

Летопись Хотьковского Покровского монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов. Особенно проявилось их заступничество во время народных бедствий — страшной моровой язвы 1770-1771 годов, эпидемий холеры в 1848 году и в 1871 году. Тысячи людей стекались в Хотьково. У гробницы родителей преподобного читалась неусыпно Псалтирь и молитва святым схимонаху Кириллу и схимонахине Марии. В то же время они уже местно почитались в монастыре. И всякий раз множество людей сохранялись от губительных болезней.

Мощи схимонаха Кирилла и схимонахини Марии неизменно покоились в Покровском соборе, даже после его многочисленных перестроек. Уже в XIV веке в лицевом житии преподобного Сергия родители его изображены с нимбами. По преданию, преподобный Сергий завещал — прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом. Так и повелось — паломники, едущие на богомолье в Троицкую Лавру, посещали сначала Хотьковскую обитель, желая «поклониться на могилке его праведных родителей, чтобы явиться благодатному сыну от дорогой ему могилы как бы с напутствием от самих праведных родителей». По преданию, и сам преподобный Сергий нередко ходил на могилу родителей из своей Лавры.
В XIX веке почитание преподобных Кирилла и Марии распространилось по всей России, об этом свидетельствуют месяцесловы того времени.
После 1917 года Хотьковский монастырь был ликвидирован.

В 1989 году в Покровском храме бывшего Хотьковского монастыря, возвращенного Русской Православной Церкви, вновь возгорелась свеча церковной молитвы преподобному Сергию и его родителям. В том же году, в день празднования преподобного Сергия, мощи его праведных родителей перенесли в храм Покрова Пресвятой Богородицы. Возобновилось празднование памяти преподобных Кирилла и Марии 28 сентября (11 октября) и 18 (31) января. Они также были прославлены в соборе Радонежских святых, чье празднование совершается 6 (19) июля, на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Вера в заступничество святых укрепилась после многочисленных исцелений, совершенных у их гробницы.

В 1992 году открылся Хотьковский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В том же году, когда праздновалось 600-летие со дня кончины преподобного Сергия, совершилось общецерковное прославление преподобных Кирилла и Марии, увенчавшее шестивековое почитание родителей великого светильника Русской земли, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.

Источник: журнал Фома

18:47 


18:43 

Ничто так не мешает человеку познать себя, как привязанность к житейскому, и наоборот, ничто так не побуждает его прилепиться к житейским делам, как неведение самого себя.

Святитель Иоанн Златоуст

18:42 

Скорбно, тяжко и недоумение на сердце в скорбные минуты, и именно в это время надо бежать нам в сердце свое: не оно ли причина туги — мое, восстающее на Промысел Божий сердце, требующее у Бога отчета, почему это происходит так, а не иначе. Нам бы следовало напечатлеть на сердце своем единственное знание: что бы ни делал Господь, Он делает для нашей пользы, и мы все должны принимать с благодарностью, как от Благодетеля и Благого Владыки, хотя бы то было и скорбное. Так делали Божии люди во все времена, этим они проходили тяготы жизненного пути.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

18:39 

Среди православных сейчас распространена жуткая болезнь — желание учить друг друга духовной жизни. Это настоящая беда, и конечно, она губит на корню ростки взаимопонимания между людьми. Когда кто-то влезает в мою душу, в мой внутренний мир, в интимные, личные отношения с Богом и при этом начинает меня учить, грубо, дерзко, то я, естественно, никогда не буду воспринимать такое «духовное руководство». В ответ на такое отношение ко мне может появиться только раздражение. Православные почему-то настолько ценят себя, свои знания, почерпнутые из книг, и при этом не подтвержденные жизнью, что начинают легко учить друг друга: мужья — жен, жены — мужей, родители, к старости пришедшие в церковь, начинают наставлять своих детей, которым уже по 45 лет. Причем, делать это дерзко, нагло, как будто они уже достигли каких-то высот в духовной жизни… Это какая-то затянувшаяся «болезнь неофита», опьяненного открывшимися перед ним какими-то духовными просторами, с ревностью не по разуму желающего всех-всех затащить в церковь. К сожалению, зачастую в таком состоянии люди пребывают десятилетиями. Нередко бывает так: видишь, человек кого-то всё учит-учит. Думаешь: «Наверное, неофит, через годик это у него пройдет». А оказывается, «неофит»-то давно уже в церкви. Почему же тогда он продолжает учить?.. Сел в такси — учит таксиста, пришел в гости — учит гостей, к нему кто-то подошел — опять учит, учит, учит…

Священник Виталий Шатохин

18:36 

О том, что со всем старанием должно искать безмолвия

10. Некогда, во время пребывания аввы Арсения в Канопе, одна весьма богатая и богобоязненная девица, сенаторского рода, пришла из Рима видеть его. Архиепископ Феофил принял ее. Она просила архиепископа убедить старца, чтобы он допустил ее к себе. Архиепископ пошел к авве Арсению и сказал ему: одна девица, сенаторского рода, пришла к тебе из Рима и желает видеть тебя. Но старец не хотел даже и встретиться с нею. Когда сказали об этом девице, она приказывает запрячь волов, говоря: я верую в Бога, что увижу старца; ибо я пришла видеть не человека. Людей знатных много и у нас в городе, но я пришла видеть пророков. Когда она достигла кельи старца, случилось, по устроению Божию, быть ему вне кельи. Увидев старца, девица пала к ногам его. Он поднял ее с гневом, и, обратившись к ней, сказал: если хочешь видеть лицо мое, то вот, смотри. Девица от стыда не осмелилась взглянуть на лицо его. Старец говорит ей: если ты слышала о делах моих, то на них должно смотреть. Как ты решилась выйти из дома и плыть так далеко? Разве не знаешь, что ты девица, и что тебе никуда не должно выходить? Или ты для того пришла, чтобы по возвращении в Рим, сказать другим женщинам: я видела Арсения? – и море сделается путем женщин, идущих ко мне. Девица отвечала: если Богу будет угодно, и я возвращусь (в Рим), то не допущу ни одну женщину прийти сюда. Но ты помолись о мне и поминай меня всегда. Старец в ответ сказал ей: молюсь Богу, чтобы Он изгладил из сердца моего память о тебе. Услышав сие, она пошла в смущении, и, по возвращении в город, от печали впала в горячку. О болезни ее известили архиепископа. Он пришел к ней и просил ее сказать, что с нею случилось? Девица отвечала: лучше бы мне никогда не приходить сюда; я сказала старцу: поминай меня, а он отвечал: молюсь богу, чтобы изгладилась из сердца моего память о тебе, – и вот я умираю от печали. Архиепископ сказал ей: или не знаешь, что ты женщина, и что чрез женщин враг воюет на святых? Потому так и отвечал тебе старец; а о душе твоей он будет всегда молиться. Таким образом, успокоилась девица в мыслях и с радостью отправилась в отечество.
11. Однажды пришли к авве Арсению старцы и просили его сказать им что-нибудь о пребывающих в безмолвии и неимеющих ни с кем общения. Старец сказал им: пока девица живет в доме отца своего, многие желают ее иметь своею невестою, но когда станет выходить из дома, не всем уже нравится. Одни унижают ее, а другие хвалят; ей нет уже такой чести, как прежде, когда жила она в сокровенности. Так бывает и с душою: когда она станет проявлять себя, – не может всех удовлетворить.

18:33 

Древний Патерик

32. Старец сказал: моли Бога, чтобы Он даровал сердцу твоему скорбь и смирение, наблюдай постоянно за грехами своими, и не осуждай других, но считай себя ниже всех; не имей дружбы с женою, ни с отроком, ни с еретиками. Удали от себя страсть говорить, обуздай твой язык и чрево, и воздерживайся от вина. Если кто-то будет разсуждать с тобою о каком-либо предмете, не спорь с ним. Если кто говорит хорошо, говори: «да!» Если кто говорит худо, говори: «ты сам знаешь, что говоришь», и не спорь с ним о том, что сказал он, – и тогда умирится помысл твой.

22:02 

Удивительная болезнь явилась нынче – это страсть к развлечениям. Никогда не было такой потребности к развлечениям, как нынче. Это – прямой показатель того, что людям нечем стало жить,что они разучились жить серьезной жизнью – трудом на пользу нуждающихся и внутренней духовной жизнью. И начали скучать! И меняют глубину и содержание духовной жизни на развлечения! Какое безумие! Точно дети, лишенныя разума! А между тем, развлечение – это уже общественный порок, уже общественная страсть!

Св.праведный Иоанн Кронштадтский

21:58 

Не участвуй ни в каких клеветах, доносах и злословиях. Вину тех, кого осуждаешь и обвиняешь, берешь на себя. Ни за что на свете не занимайся доносительством, оклеветанием и осуждением и по отношению к наибольшим своим врагам. Покрывай врагов своих – тогда и Бог тебя покроет. Твердо запомни главное, а именно – что пока не заградишь уста свои и не перестанешь осуждать и оскорблять, всегда будешь неблагоуспешным. Знай наверняка, что какими бы ни были обида, оскорбление, зло, идущие к тебе от других, кроткое и христианское поведение – единственный ответ, который принесет наименьшее расстройство и вред тебе и твоим ближним.

Когда тебя настраивают против кого-то, говоря: он сделал то-то или сказал о тебе то-то, или когда кто-то начинает тебя раздражать и провоцировать, не спеши, как глупый петух, драться, потому что можешь выйти из боя с окровавленным гребнем, из которого будет течь твоя кровь, и погибнешь.

Обиды, которые отправляешь к другим вернутся, вернутся и падут на твою голову. Ответь, если тебя заденут, но кротко, учтиво и с достоинством, без непристойных оскорблений и криков, которые только выдают твою слабость. Если хочешь быть подобным Рожденному в яслях, должен спокойно претерпевать уничижения.

Тому, что особенно сильно тебя раздражает, противопоставь простое и всепобеждающее молчание.

Когда тебе очень хочется что-то сказать или когда тебя провоцируют и ты чувствуешь, что начинаешь раздражаться или волноваться, тогда особенно вооружайся терпеливым молчанием или, если встречаешь распаляющий тебя милый образ, – незамедлительным бегством. Молчание и бегство даны нам именно для этих случаев. Каждый может молчать, когда он спокоен и не стеснен. Победоносное молчание – то, которое проявляется тогда, когда тебе предоставляется случай говорить.

Когда у тебя что-то будут выпытывать или резко и нескромно зададут вопрос, чтобы тебя спровоцировать, всегда парируй: «Зачем спрашиваете?»

Святитель Серафим (Соболев)

21:56 

Убийца первый входит в рай, не пророки, не праведники. А почему? Покаяние? Где там покаяние? Вспомним: левый разбойник ругает Христа: "если ты Бог - спаси себя и спаси нас", а правый совещает его и говорит: "помяни меня Господи, когда приидеши во царствие Твое". И где здесь покаяние? Обращаю ваше внимание: где апостолы? Все Его бросили и только единственный человек в мире, глядя на голого Человека, на Которого плюют, над Которым издеваются: "сойди с креста и мы уверуем в тебя, если ты сын Божий". Издеваться над Богом? Что это за Бог? Апостолы были в полной растерянности: значит это не Мессия, это не посланник Божий. Они, которые видели как Христос ходит по воде, как Христос пятью хлебами насыщает пять тысяч, как Христос воскрешает мертвых, как слепым возвращает зрение, они все это видели и они разбежались. Легко верить в Бога, который идет по воде, Бога, который оживляет мертвых - это конечно Бог, но что Бог голый может висеть на Кресте? Над Богом могут издеваться и глумиться? И все разбежались, все бросили. И только один человек в это страшное время верит, что это Бог. Вспомним, что когда Господу нашему вбивали гвозди - Он молится за убийц, и разбойник понимает, что будучи безвинным, можно или кричать о своей невиновности или проклинать своих палачей, но молиться будучи безвинным за убийц может только Бог. И в это страшное время, единственный человек в мире верит, что на Кресте висит Бог и обращается к Нему как к Богу. И за эту феноменальную веру, такой веры больше в истории нет и не будет, он первый входит в рай. Вот как важна вера.Протоиерей Евгений Соколов (из лекции)

21:55 

Приходит бизнесмен к батюшке и говорит:
— Батюшка, ну как так…? Верю в Бога, никого не обманываю, не ворую, жене не изменяю… Честно работаю… Жена — ушла к другому, бизнес разваливается, машину разбил, у дочери проблемы в универе, сын не может найти работу и т. д. и т. п… Что делать?
— Поблагодари Бога… Повесь у себя на двери табличку «ТАК БУДЕТ НЕ ВСЕГДА», прости всех, отпусти обиды
— И всё?!
— И всё.
Через некоторое время встречаются снова:
— Батюшка, всё замечательно! Бизнес пошел в гору, жена вернулась, у детей всё лучше, чем ожидали и т. д. и т. п. Слава Богу!
— Я очень рад за тебя! Но табличку с двери не снимай…

21:49 

Раньше священники цитировали Христа, теперь Путина! Поздравляю, дожили!

16:55 

"Почему не дает Он мне молитву, почему Он мне не дает радость? Почему, почему?.. И все - давай, давай!.. Если мы так станем перед лицом Божием в День судный - что мы скажем ангелам? - Отойдите! Не нужна мне красота, не нужна мне чистота, не нужно мне омыться, обновиться, стать таким, чтобы Бог на меня мог с радостью глядеть! Пусть Он мне сначала даст, чем мне насытиться, - потом увидим!".

Митрополит Сурожский Антоний

16:54 

Если бы Сын Божий не стал Человеком, мы не могли бы Его познать, соединиться с Ним, поскольку Он оставался бы недоступным для нас и неизвестным, чем-то невидимым, без полной возможности быть познанным. Но Господь Иисус Христос, явивший Себя посредством Своего воплощения, дал нам возможность научиться любить Его, чтобы любовь эта стала нашим ответом, нашим жалким ответом на Его великую любовь. Мы любим Христа, поскольку Он первым возлюбил нас.

Таков в общих чертах смысл Христова Рождества: мы призваны возлюбить Бога. Каждый в том месте, где он находится, неся свой крест и тяготу дней своих с терпением, благодарностью и глядя единственно на Спасителя Христа, а не на что-нибудь другое.

Митрополит Лимассольский Афанасий

16:53 

СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ: ПРЕДУПРЕЖДЕН – ЗНАЧИТ ВООРУЖЕН

Спрос на магические услуги

К великому сожалению, спрос на святочные гадания, да и на гадания вообще – очень большой и уменьшаться не собирается. Особенно это распространено среди тех людей, которые честно считают себя православными, «верящими в душе». Как показывает опыт исповедей таких людей, абсолютное большинство из них гадало серьезно или «шутя»: кто-то заказывал «привороты» в магических салонах, кто-то хотел узнать будущее и сам раскладывал карты. Очень многие смотрят «Битву экстрасенсов» или читают/слушают гороскопы. А кто-то только на первой исповеди с удивлением узнал, что это грех. А вот почему это грех – давайте разберемся.

Древний грех в наше время

В Ветхом Завете, который вообще очень строго ограничивал общение богоизбранного народа с окружавшими его языческими племенами, много внимания уделяется осуждению гаданий. Во Второзаконии говорится следующее: «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор. 18, 10-12).

Гадание – это элемент язычества. Что такое язычество, потрясающе просто и емко говорит царь Давид: «Все боги язычников – демоны, а Господь небеса сотворил» (Псалом 95, 5). Так стоит ли желание узнать о своем будущем того, чтобы обращаться к бесам? Ведь если человек обращается к бесам даже в шутку, то они на полном серьезе принимают только одну валюту – бессмертную душу.

У святителя Иоанна Златоуста есть прекрасная мысль: «Как торговцы невольниками, предлагая малым детям пирожки, сладкие фрукты и тому подобное, часто уловляют их такими приманками и лишают свободы и даже самой жизни, так точно и чародеи, обещая вылечить болезнь, лишают человека спасения души».
Думаю, тут нечего добавить.

Все так делают

И эту фразу приходится слышать от людей, любящих «заглянуть в будущее». Да, традиция святочных гаданий была очень распространена на Руси. Гадания описывал Пушкин в своем бессмертном «Евгении Онегине». Но означает ли это, что всем надо так поступать? Тем более, Церковь осуждала все те гадания, которые так прочно вошли в «народный фольклор».

Тем, кто хочет сказать, что «на Руси так всегда было», советую почитать 93 главу «Стоглава», в которой говорится «иже последуют поганским обычаем и к волхвом или ко обавником ходят, или в домы своя тех призывают, хотящий уведати от них некая неизреченная <…> таковая творящим повеле святым собор 6 лет запрещения дали».

Да, на Руси такое было. Только за это давали отлучение от Причастия на 6 лет.

Бесовская колода

В наше время на рынке магических услуг активно предлагают гадание на картах Таро. Если полистать разного рода магические сайты, то можно узнать, что Таро – это очень эффективный способ гадания. Для того чтобы дать оценку гаданию на Таро, достаточно лишь посмотреть историю их появления и описание самих карт. Одна из версий происхождения Таро восходит к древнему эзотерическому учению – Каббале, другая прямо говорит, что Таро дал цыганам сам сатана. Символика карт Таро также не может не смущать: «Шут», «Маг», «Повешенный» и так далее. Не будем вдаваться в подробности: если кому-то интересно, то можно познакомиться в интернете и сделать соответствующие выводы.

Таким образом, гадание вообще и гадание на картах – это обращение к язычеству, то есть к бесам. В наш современный век гадание превратилось в ту опасную уловку, на которую попадаются многие любители. «Предупрежден – значит вооружен» – гласит древняя максима. Поэтому, нужно знать о той опасности, которая может подстерегать нас. Знать и быть готовым не попасться на эту уловку.

Священник Александр Ермолин

16:53 

ИСТОРИЯ СВЯТОК. ЧТО ТАКОЕ СВЯТКИ И ЧТО НУЖНО В ЭТО ВРЕМЯ ДЕЛАТЬ?
Рождество Христово после Пасхи является вторым по значимости праздником в церковном богослужебном круге, потому оно и празднуется не один день. Всемилостивый Господь продолжает щедро изливать на нас свою благодать и свой свет. Отсюда и название «святки», или «святые дни». В древности святки назывались «святыми вечерами».

В первые века христианства Церковь знала лишь один праздник – Богоявление (Крещение Господне – второе название). В данном празднестве воспоминались сразу два события из земной жизни Спасителя – Рождество Христово и Его Крещение. Позже, в IV веке, эти два праздника были отделены друг от друга. Рождество Христово перенесли на 25 декабря по старому стилю (7 января н. ст.), а Богоявление так и продолжает праздноваться 6 января по старому стилю (19 января – н. ст.). Но поскольку в церковном сознании два праздника все равно сливаются в один, то двенадцать дней, их теперь разделяющие, считаются одним беспрерывным праздником. Поэтому период от Рождества Христова до Крещения Господнего и назван святками – от слов «свет, святость».

Праздник продолжается, он не закончился 7 января в день Рождества Христова. 8 января – Собор Пресвятой Богородицы. 10 января в воскресенье – день памяти сродников Христа по плоти: царя и пророка Давида, праведного Иосифа Обручника и апостола Иакова, брата Господня, сопровождавшего Святое Семейство в Египет. 11 января совершается память 14 тысяч святых мучеников-младенцев, в Вифлееме избиенных. К тому же отдание Рождества Христова происходит только 13 января (н. ст.) перед Обрезанием Господним. Но даже и после этого рождественско-крещальные празднества продолжаются. Они фактически заканчиваются 18 января, когда в сочельник Богоявления полагается строгий пост. И завершаются в праздник Крещения Господня.
Потому задача всех православных – праздновать. По возможности отложить все дела земные и стать причастным к этой великой тайне – появления Бога на земле для нашего спасения. В этот период поста в среду и пятницу нет – можно употреблять пищу животного происхождения.

Часто батюшкам задают вопрос: «Как причащаться в святки, например на Крещение Господне, если нет поста?» Традиций и различных мнений много. Но в основном священники сходятся на том, что для православного христианина, который действительно живет жизнью Церкви, соблюдает посты, пищевые ограничения в святки перед Причастием не обязательны. Ведь по большому счету сам богослужебный устав отменяет пост в это время! Но, конечно же, во всем важна мера. Пост для причастника перед Литургией в святки держится только евхаристический – то есть с 0.00 минут дня совершения Божественной литургии до момента причащения Святых Христовых Таин ничего не естся и не пьется.

Кроме того, в данный период не разрешаются ни в храме, ни дома земные поклоны. О святках так записано в Уставе преподобного Саввы Освященного (VI век): «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келиях».

Желательно по возможности воздержаться от работы. Кроме, конечно же, необходимой: приготовление еды, уход за животными и прочее из того повседневного нашего быта, без чего нельзя обойтись (например, нарубить дров, чтобы истопить печь). От крупных же и необязательных работ нужно все-таки воздержаться. Это не распространяется на тех, кто работает по долгу службы. В таком случае нужно при очередной исповеди покаяться в данном вынужденном грехе.

Господь своим Рождеством щедро излил на нас свою благодать, и мы должны ее (особенно в период святок) передавать дальше. То есть главным нашим делом в святки является славить Христа Рожденного: ходить в гости друг к другу, петь рождественские колядки и духовные песнопения, посещать частые в этот период церковные богослужения и, конечно же, совершать дела милосердия – посещать больных, заключенных, пожилых людей, сирот, щедро давать милостыню и прочее.

В заключение хочется для нашей широкой и цветущей восточнославянской натуры, склонной к легкому переходу от празднования к разгулу, привести слова святого праведного Иоанна Кронштадтского из его книги «Моя жизнь во Христе»:
«Как прискорбно видеть, что враг в праздники Господни берет с христиан свой оброк, крайне великий оброк, и чем больше праздник, тем больше оброк врагу платят христиане, ибо что мы видим в праздники? Совершенную праздность, разнузданность плоти, пьянство, распутство, драки, кражи, увеселения. Боже мой! Какое угодие плоти! Какое усердное служение диаволу! Христиане ли эти люди, подумаешь, искупленные честною кровию Сына Божия? В христианские ли ты времена живешь, не в языческия ли? Это ли причастники животворящих Таин?..»

Будем же помнить, дорогие братья и сестры, слова великого святого. И убеленные Рождественским постом одежды души не станем пачкать в грязи разгула. Все полезно в меру.
Главное же в святки, как и во все дни жизни христианина, – любовь к Богу и к ближнему своему. Будем славить Христа Рожденного! Будем нести эту благую весть в мир. Будем творить дела милосердия, любви и подавать руку помощи всем, кто в этом нуждается.

Христос рождается – славите!
Христос с небес – срящите!

Иерей Андрей Чиженко

16:51 

« Ты желаешь камилавки бархатной : а какая была камилавка у Спасителя ? – Терновый венец . Какие ордена были у апостолов ? – Не золотые ордена , а стальные мечи ; и мечи эти их обезглавили . Ты желаешь креста золотого ? А какой крест был у Спасителя ? – Деревянный : и на нем Он был распят . А ты хочешь украшаться да тщеславиться златым крестом ? Какие кресты были у апостолов ? – Деревянные : и на них они были распяты за то, что служили спасению людей день и ночь. Ох! Мы, окаянные грешники! На дела благочестия и самоотвержения ленивы, а хотим, чтоб нас за наши незначительные труды награждали. А не угодно ли вам, братья, получить за вашу службу, положим, весьма добросовестную и успешную, крест в собственном смысле, то есть неправду, лишения, оскорбления? – Не угодно ли вам получить мзду многую на небесех (Мф. 5:12) за то, что вы не получите здесь награды за ваши Богоугодные и полезные обществу дела? – Не ищите же здесь наград и предоставьте наградить вас Небесному Праведному Судии, Коему вы здесь служите различным образом. – Не ревнуйте лукавнующим, ниже завидите творящим беззаконие (Ср.: Пс. 36:1) и награждающим себя усердно: они восприемлют мзду свою (Мф. 6:2, 5, 16) здесь и лишатся ее там. – Мзда Моя со Мною, говорит Господь, воздати комуждо по делом его (Откр. 22:12). – Какие кресты были у мучеников? Аще добро творите и страждуще терпите, сие угодно пред Богом (1Пет. 2:20). – Не смотряем нам видимая, но невидимая: видимая временна, невидимая вечна (Ср.: 2Кор. 4:18). По христианскому смирению не награды достойным считать себя должно, а порицания, ибо всегда ли мы добросовестно служим Богу и обществу? – Недостойно служим Господу и заслуживаем гнев Его нашими грехами» [11, 170]."(...)

праведный Иоанн Кронштадтский

16:49 

В истории человечества нет более великого и радостного события, чем пришествие в мир и воплощение Сына Божия. Оно есть дело бесконечной любви Бога Отца, Который “так возлюбил мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.”
Воплощение Сына Божия от Девы Марии коренным образом изменило к лучшему мир: оно дало людям новый образ мыслей, облагородило их нравы, направило по новому руслу мировые события. Оно принесло людям силы бороться с грехом, примирило с Богом, усыновило людей Отцу и возродило все их естество. Оно влило в дряхлый человеческий организм струю Божественной жизни и этим принесло людям вечную жизнь. По этим причинам воплощение Сына Божия оказалось в самом центре мировых событий и от него ведется летоисчисление – до и после Рождества Христова. Празднование же Рождества Христова стало радостнейшим праздником верующего человечества.
епископ Александр (Милеант)

16:49 

Рассказы и притчи. ДЬЯВОЛЬСКОЕ ПОСПЕШЕНИЕ .

Поздно ночью в пустынной келье молился послушник. Он очень устал,
натрудившись за день, и теперь торопливо проговаривал слова, спеша
закончить длинное правило.
Несколько раз сбивался, останавливался, а
затем всё так же быстро продолжал. И не видел того, как под окном
выросла чья-то фигура.
Непрошеный гость был огромным и стоял, наклонившись, прислушиваясь к каждому слову, а на его лице блуждала довольная ухмылка. Когда же он услыхал, что послушник перепутал слова молитвы, – толкнул плечом дверь и оказался внутри.
Хозяин опешил. Перед ним, смрадный и безобразный, стоял… дьявол.
— Ну, что? Доболтался? – мерзко ухмыльнулся гость.
Человек взмахнул руками, попятился в угол и упал, вжавшись в стену.
— Изыди, изыди! Прочь, прочь! – шептал он. Рука его поднялась, чётки
беспомощно повисли.
Дьявол оскалился, насмешливо покосился на чётки и придвинулся ближе:
— Да нет, теперь без тебя не уйду. Мой ты!
Послушник замотал головой.
— Нет! Нет! Не твой! – в ужасе повторяли его губы.
— Как же не мой? Болтун ты! Всё скорее да быстрее, проболтать – и с плеч
долой! Вставай, идём!
Лицо послушника покрылось испариной. Он пытался овладеть собой, но
задыхался от отвратительного запаха, что распространял вокруг себя
дьявол, и хотел отвернуться.
— Что нос-то воротишь? – вдруг гаркнул дьявол. – Слыхал я, как ты
молишься! – и он начал поспешно проговаривать слова, передразнивая
послушника.
Тот мучительно покраснел.
— Узнал себя? – издевался демон.
Да, послушник узнавал себя, и свою торопливость, и то, как путал слова.
Но всё-таки он был тем, кто любил и почитал Бога, а потому поднял глаза
и, почувствовав внезапную смелость, твёрдо сказал:
— Я – не твой! Я – христианин!
— Ха-ха-ха!!! – загоготал дьявол. – Христианин! Много вас, таких, по
земле бродит!
Он сделал движение, и в один миг стена кельи распахнулась, и взору
послушника открылся весь мир. Множество людей, обгоняя друг друга,
куда-то спешили, торопились и путались. Напряжённые, с уставшими лицами, они казались заводными игрушками.
— Вот они, — насмешливо скалился дьявол, — куклы человеческие. Всё
наспех, навскидку, да абы как… Ты думаешь, они успевают задуматься?
Сделать что-либо глубоко и серьезно?
Послушник с тоской покачал головой: где уж тут успеть! А дьявол
продолжал:
— Весь мир так живёт: бегом, бегом. Наспех едят, наспех общаются с
друзьями. А знаешь, как это называется? Дьявольское поспешение. А
дьявольское – значит, моё!
И с этими словами он властно и требовательно протянул свою лапу:
— Вставай! Человек задрожал. Он понял, что если сейчас, сию минуту, ничего непредпримет, то навсегда попадёт в мучительную власть этих когтистых безжалостных лап. Но как же помочь себе, если даже молитва, это единственное средство, в его устах не имела спасительной силы? И вдруг… Тихо, твёрдо и ясно он произнес:
— Отче наш! Слова звучали отчётливо, и демон нахмурился.
— Да святится имя Твое! Да приидет Царствие Твое! – он произносил каждое слово: веско, медленно, глубоко, и та молитва, что уже тысячу раз была проговорена им бездумно, вдруг обрела новую силу. – Да будет воля Твоя…Гостю стало нехорошо, он закрутил носом, не находя себе места. А когда послушник закончил молитву и все так же ясно и твердо отчеканил «Аминь!»— дьявол дёрнулся – и исчез.
В келье стало тихо. Обливаясь слезами, послушник подполз к алтарю и
схватил икону Божьей Матери. «Простите, простите!» — шептали его уста.
Он долго плакал, прося прощения, а затем открыл своё правило и медленно, спокойно и внятно начал его читать.
…Дьявол долго бродил по лесу, оглядываясь на хижину послушника. Прежде тёмная, сейчас она светилась огнем. То был жар молитвы, и даже отсюда, издалека, он жёг демона нестерпимым пламенем. Он злился, сверкал зубами, но подойти ближе уже не мог…

Блог иг. Давида

главная