14:36 

Восточная мудрость гласит: если ты хочешь привести страну в порядок, то сначала нужно привести в порядок её города и провинции. Если ты хочешь привести в порядок города и провинции, то прежде нужно наладить жизнь в семьях. Если ты хочешь наладить жизнь в семьях, то сначала наведи порядок в своей семье. А если хочешь, чтобы в твоей семье было всё хорошо, то разберись сначала в самом себе...

14:31 

Размышление после праздника.

Прошел праздник. Отцы посмотрели храм в котором я служу. Кто хвалил, кто радовался, кто шутил не добро. Один из отцов сказал: Правильно, у тебя нет семьи, ты монах, вот и храм у тебя по этому в порядке и стенды делаешь и шитье на аналои. А мы все семейные, сам понимаешь.
Я промолчал, но подумал - как то это странно! Я выбрал свой путь монашество, а вы выбрали женитьбу, кто ж вас заставлял, были бы и вы монахи. Или это трудно для вас? Если это трудно для вас, то как для меня легко? Современное женатое духовенство все списывает на жену и детей, дескать все на них родных уходит, по этому и храмами заниматься нет ни времени ни денег. По сему помышляют, что монахам делать нечего, как только храмами заниматься. Я не сужу ни кого за такой подход. Всяк смотрит со своей колокольни. Но думаю, что всех Господь уравнивает. Кому без семейного тепла и родного плеча жить, терпя унижения и оскорбления, смущения и душевные и телесные боли в одиночестве, а кому имея семейную поддержку и любовь жены и детей,быть чуточку не в своей тарелке от того, что не хватает денег жене на шубу и машине на новые колеса.
Полагаю, если бы все настоятели были бы монахами, то следуя логике женатого духовенства, храмы бы процветали.

13:52 


13:39 

Рождественский пост в 2017 году: 28 ноября – 6 января 2018 года


Как был установлен Рождественский пост?
Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что “сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. – Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября”.

Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 – по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.

Зачем установлен Рождественский пост?
Рождественский пост – зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.

Лев Великий пишет: “Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий”.

По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды.

“Как Господь ущедрил нас плодами земли, – пишет святитель, – так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным”.

По словам Симеона Фессалоникийского, “пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти”.

Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Когда начали праздновать Рождество Христово?
Начало этого праздника относится к временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: “Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца” (desembri). Там же сказано: “День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру”.

Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский.

В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит.

Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова.

С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова.

Никифор Каллист, писатель семнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.

В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин.Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события.

Как питаться в Рождественский пост?
Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов – “все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен [то есть еды, пищи. – Ред.], не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов”.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни – вторник, четверг, суббота и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.

Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. “Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды”, – заповедует Святая Церковь.

Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство – средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: “Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим”.

Некоторые считают, что при современном бедственном положении в России, когда не выплачивают зарплату, когда у многих нет денег, пост не тема для разговора. Напомним слово Оптинских старцев: “Не хотят поститься добровольно – будут поститься недобровольно…”

13:35 

С началом Рождественского поста!

НЕ НАДО СТАВИТЬ СЕБЕ ЗАДАЧУ СТАТЬ К КОНЦУ ПОСТА СВЯТЫМ

Задача должна быть иной: пройти пост, поста не нарушая.
Ни в еде, ни в молитве, ни в чтении духовной литературы.
Только задачи ставить перед собой нужно реалистические, которые ты можешь выполнить. Здесь требуется некий здравый смысл. Не стоит брать на себя сверхзадач, но если уж взял внутреннее обязательство, выполни его, не отступая ни шага назад.
Причем задачи эти должны быть совершенно конкретными – строго утром и вечером исполнять молитвенное правило, добавить к своему правилу чтение кафизмы, чтение главы Евангелия и апостольских Посланий. Не пропускать воскресных, и, по возможности (если позволяет работа) праздничных служб. Можно прямо составить план по календарю:
«за время поста я должен быть в храме каждое воскресение и сверх этого еще столько-то раз в такие-то дни».
Только уже не нужно отлынивать.
Можно взять благословение у священника, чтобы это не было самодеятельностью.
Да, великие святые, аскеты, постники нередко вкушали в пост, допустим, раз в неделю. Но когда обычный человек пытается нагрузить себя сверх меры – это просто гордость. Негоже сравнивать себя с великими святыми.
Протоиерей Александр Ильяшенко.

13:29 

О ПРОСФОРЕ.

Важно знать православному христианину!

Просфорá — специальным образом испеченный хлеб, используемый для совершения таинства Евхаристии.

Просфора переводится с греческого как «приношение». В древней Церкви хлеб для совершения Литургии приносили как свой дар Богу те, кто приходил в храм в воскресный день для участия в Литургии, то есть все христиане общины.

Просфора изображает хлеб Тайной Вечери, который Христос разделил между своими учениками: И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание (Лк 22:19). Так было установлено таинство Евхаристии, где христиане под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Спасителя и становятся едины с Ним. Участие в этом таинстве — необходимое условие пребывания в Церкви для каждого христианина.

Проскомидия — первая часть Литургии, во время которой из хлеба (в виде просфор) и вина приготовляется вещество для Евхаристии.

Для совершения литургии используется 5 больших просфор.

Патриарх Никон ввел этот обычай в Русской Церкви в память о евангельском чуде умножения хлебов, когда пятью хлебами были насыщены пять тысяч человек (Мф 14:15–21).

Пять просфор для совершения Литургии:

1. Агничная просфора

Большая просфора с крестом и печатью IC XC NIKA. Из нее специальным ножом — копием — вырезается Агнец — хлеб кубической формы.

Во время совершения Литургии Агнец становится истинным Телом Христа.

Неиспользованная часть агничной просфоры называется антидор. По обычаю его раздают верующим после окончания Литургии.

2. Богородичная просфора

Большая просфора с печатью МАРИЯ или образом Богородицы. На проскомидии из ее верхней части вынимается частица треугольной формы и кладется на специальное блюдо — дискос — рядом с агнцем.

3. Девятичинная просфора

Посвящена святым. Из ее печати вынимается 9 частиц в память: Иоанна Крестителя; пророков; апостолов; святителей; архидиакона Стефана и мучеников; преподобных; бессребреников; Иоакима и Анны, Мефодия и Кирилла, князя Владимира и всех святых; а также святого автора литургии, которая будет служиться: Иоанна Златоустого или Василия Великого.

4. Заздравная просфора

предназначена для вынимания из ее печати двух частиц за всех, кто будет участвовать в Литургии, священнослужителей, совершающих Литургию, страну и народ.

5. Заупокойная просфора

Из ее верхней части берется одна частица за всех умерших православных христиан.

Частицы, вынутые (т. е. вырезанные) из просфор на проскомидии, изображают всю полноту Церкви. Священник кладет частицы на специальное блюдо — дискос. В центре располагается Агнец — Христос, справа и слева от него частицы Богородицы и всех святых, по краям — частицы, вынутые за всех живых и умерших православных.

Частицы из небольших просфор, тех, что после Литургии раздают верующим, священник также вынимает во время проскомидии. В это время он молится о здравии и упокоении тех людей, записки о которых были поданы до начала Литургии. Во время чтения имени из просфоры вынимается частица, символизирующая конкретного человека, и кладется на дискос. В конце Литургии священник со словами «омый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровью Твоею честною» ссыпает все эти частицы в Чашу с Кровью Христа.

Артос, буквально — «квасной хлеб». Именно так называется большая просфора, которую ставят перед алтарем на пасхальной Светлой седмице. Освящают артос на Пасху, а разделяют и раздают верующим в субботу Светлой седмицы. Артос хранят дома до следующей Пасхи и употребляют натощак во время болезни.

Пасхальный кулич — сдобный сладкий хлеб с изюмом — народное переосмысление артоса. Куличи освящают в храме после литургии Великой Субботы.

источник: журнал "Фома"

19:41 

Русский наставник старца Паисия

Старец Паисий был просто происхождения и закончил только начальную школу, но он стал настоящим богословом. Святые отцы говорят: «Кто молится, тот и богослов». Это безусловно относится к преподобному Паисию, ибо он молитвенник вселенского масштаба. В его знаменитую келью стекались тысячи людей, потерявших смысл жизни, и никто не уходил от него не утешенным. Старец Паисий привел к Богу столько заблудших душ, что его можно назвать равноапостольным.

При, казалось бы, столь малом образовании он был удивительно осведомлен в святоотеческом понимании церковных истин. Благодать Божия всегда была с ним.

Кто же из современников мог содействовать его духовному росту? Оказывается, духовным наставником Паисия Святогорца был в свое время русский иеромонах Тихон (Голенков), он же постригал Паисия в великую схиму в 1966 году.

Когда иеромонах Тихон служил литургию, он всех удалял из алтаря. Литургия служилась неимоверно долго, только пение Херувимской длилось два часа, но так как в алтаре никого не было, было ясно, что это пели ангелы.

Иеромонах Тихон знал о времени своей кончины. Однажды он рассказал Паисию, что ему явилась Божия Матерь с чудотворцами Сергием и Серафимом, и известила его, что он отойдет ко Господу через день после Ее рождества – 23 сентября. Так и произошло.

Игумен Никон (Смирнов)

19:39 

Апостол Иаков говорит удивительные слова: не может из одного источника истекать горькая и сладкая вода. Мы слышим его пронзительные слова: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Эти слова в каком-то смысле очерчивают определенные параметры, в том числе и миссии Церкви в современном мире, включая ее образовательную деятельность.

Все те, кто посвящают себя этой деятельности, должны быть людьми целомудренными не только в прямом смысле этого слова, но и в более широком, потому что у каждого могут быть грехи, в том числе и плотские, в которых он раскаивается. Но в широком смысле слова целомудрие — это внутренняя целостность, неповрежденность личности. И именно целомудрие, целостность личности является залогом того, что из одного источника никогда не будет течь две воды ― горькая и сладкая.
---
Из слова после Литургии в Храме Христа Спасителя в день открытия XXIII Международных Рождественских чтений, 21 января 2015 года

17:52 

25 ноября архиерейское богослужение в Преображенском храме погоста Старый Спас.


В Преображенском храме погоста Старый Спас, что в деревне Легищево Чеховского района Московской области, 25 ноября состоялось праздничное богослужение на день памяти одного из семи новомучеников Лопасненских – священномученика Владимира Красновского. Божественную Литургию по благословению правящего архиерея — митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в храме совершил викарный епископ Роман Серпуховской в сослужении благочинного Чеховского района иерея Константина Александрова и духовенства Чеховского района. По окончании богослужения владыка Роман обратился с приветственным словом к жителям Чеховского района и выразил надежду на скорейшее восстановление порушенных святынь, особенно тех храмов, в которых служили некогда сами новомученики Лопасненские. Поблагодарил благочинного, настоятеля храма, хор и всех прихожан за помощь в организации богослужения и теплые молитвы. В этот день отмечалось 80 лет со дня мученической кончины новомученика Владимира за веру Христову во дни гонений на Церковь Русскую. В 1931 году отец Владимир был назначен настоятелем в Преображенский храм в поселке Новый Быт Лопаснинского района Московской области, в данный момент церковь частично разрушена и перестроена. То, что сохранилось от этого храма Преображения Господня, сейчас находится на территории бывшего Подмосковного филиала НАТИ (Научно-исследовательского автотракторного института). Поселок Новый Быт Чеховского района возник в советский период перед Великой Отечественной войной на территории между Давидовой пустынью и речкой Родинкой, на которой рядом расположена старинная деревня Легчищево. В декабре 2007 года по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия приход был возобновлен.

15:27 


13:17 


18:39 

"Есть вещи не такие жуткие, даже невинные и вошедшие в милую привычку. Но присмотрись к ним и вздрогнешь. Например, у нас привычным стало фотографировать Богослужения. То ли для отчетности, то ли на добрую память, то ли для храмовой стенгазеты. Но помилуйте, это ведь десакрализация молитвы и службы. Епископы и священники на некоторых службах (в праздники – особенно) вынуждены чувствовать себя не как в Доме Божием, а как на красной дорожке, чему виною – бесконечные вспышки фотоаппаратов, профессиональных и любительских. Даже Евхаристический Канон не избегает этого специфического звука щелкающей камеры. А ведь любой учебник Литургики с легкостью докажет вам, что Служба Бескровной Жертвы непосредственно связана с Сионской горницей и Тайной Вечерей. И мы все это знаем! Ну хоть убейте меня, не могу я представить, даже в горячке, присутствие фотографа на Тайной Вечере и при умовении ног. Тут одно из двух: либо наша служба есть что-то другое (избави Бог!), либо мы что-то забыли и что-то с чем-то перепутали. Вот вам и конец света, друзья-товарищи, дамы и господа, братья и сестры. Запрет на фото и видео съемку в храме так же естественен, как и запрет на привод в храм домашних животных и приход в пляжной одежде. Так раньше и рисовали на дверях: перечеркнутое декольте, перечеркнутую собаку, перечеркнутую папиросу и перечеркнутый фотоаппарат. Что изменилось? Камеры стали благодатны? Нет. Это мы обмирщяемся и не даем себе в этом отчет."

Протоиерей Андрей Ткачев. Знаки времен. ( избранное из беседы)

15:08 

Старец Паисий рассказывал, что его мать с малых лет научила его молиться, не говоря ему никогда о молитве. «Когда мы были маленькими, – вспоминал он, – мы говорили про себя: “Господи Иисусе Христе, помилуй мя!” Наша мама никогда не заставляла нас произносить этого, не требовала: “Помолитесь”. Мы просто слышали, как она произносила: “Господи Иисусе Христе, помилуй мя!”, – когда месила тесто для хлеба».

Так и надо жить. Мать старца Паисия доставала еду из печи и снова произносила молитву, падала вилка на пол – она ​​не нервничала, разбивалась чашка – его мать молилась. «Это она нам передала, – говорил старец. – Мы получили очень правильное воспитание, нас не раздражали. Дома мы чувствавали себя как в раю, мы любили оставаться дома и это было утешением для наших родителей».

15:07 

Батюшка, я ношу красную нить на запястье. Порекомендовала подруга от сглаза. Но недавно прочитала, что нельзя носить ee, якобы это что-то бесовское. Но красную нить ведь многие знаменитости носят, значит она им помогает?

Отвечает прот. Петр Гурьянов:
"Многие знаменитости по 5 раз замуж выходят, живут в блуде и разврате, и нередко подают аморальнейший пример своим поведением. Сегодня красные нитки на руках, завтра зеленые тряпки в ушах, потом бычьи кольца в носу и пр. Кому-то нитки помогают, кому-то алкоголь и наркотики. Тоже будем повторять? А может лучше своей головой думать? Я советую Вам не слушать подобные рекомендации, а слушать ТОЛЬКО Бога!

Чтобы защитить себя и своих близких от зла, надо просто жить по-христиански, ходить в храм, участвовать в Святых Таинствах Исповеди и Причастия. Тогда никакое зло - сглазы, колдовство, порча и другие проявления действия тёмных сил на Вас действовать не будут, т.к. Вы будете находиться под Божией защитой! Во всех остальных случаях, если человек живёт вне Церкви, вне Христа и грешит против Заповедей, никакие нитки его не спасут, хоть с головы до ног ими обвешайся и как не внушай себе их "силу и магию". Нас не тряпки и амулеты спасают, а Бог. Только Бог!

Я вообще не понимаю, вот как взрослые умные люди могут верить во всякие глупости? Какое невежество, какое безумие. Одно Вам скажу: помогает и реально меняет нашу жизнь к лучшему - только ПОКАЯНИЕ. Таинство Исповеди открывает нам новый мир, помогает увидеть свои грехи, покаяться, исцелиться, очистить душу от зла... Но это так трудно - признать свои грехи и исправляться. Куда проще нацепить цветную нитку и ждать пока она сама за нас что-то сделает, автоматически защитит и спасёт.

Да, красная нить - это всего лишь тряпка, дань моде, но за ней - чуждое Православной вере оккультное учение. Враг не спит, изобретая любые способы, чтобы погубить наши души. Не входите в контакт с сатаной через лживые учения и ношение всяких там амулетов - этим Вы напротив становитесь уязвимы для зла, подвергаете свою жизнь влиянию тёмных сил и становитесь рабами дьявола. Все эти нитки, булавки, глазики и пр. принесут в итоге только горе и страдания. Если человек носит эти вещи - он показывает своё маловерие, неграмотность и страшнее всего - предательство Христа.

Православные носят кресты на груди, а сатана своих слуг помечает красными нитками. Особенно страшно, когда безумные родители вяжут эти нитки своим детям, вместо того чтобы крестить младенцев, водить в храм и регулярно причащать малышей. Люди верующие, разумные, любящие Бога никогда не станут носить эти нитки.

Я ещё раз повторяю: Церковь, участие в Таинствах Исповеди и Причастия, молитва, жизнь по Евангелию, твёрдая вера и упование на Бога - вот наша самая мощная сила и главная защита!"

15:06 


14:27 


14:24 

Один философ дал епископу Евагрию три золотых и взял с него расписку, что получит в будущей жизни их от Господа.

Расписку заповедал своим детям положить ему в гроб, и дети исполнили его завещание. На третий день философ является во сне к епископу и говорит: «Иди возьми свою расписку, я все сполна получил от Господа по ней».

Тогда епископ спросил его детей о расписке, и, действительно, после открытия гроба нашли расписку его собственной рукой подписанную: «Благодарю тебя, Епископ Евагрий, с большей прибылью я получил все от Господа».

Эти же слова подтверждает и Евангелие: «Собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:20-21).

12:44 


12:39 


11:26 


Блог иг. Давида

главная