13:28 

igdavid
19 августа праздновали престольный праздник храма Преображение Господне.

(Мф 17:1-13, Лк 9:28-36, Мк 9:2-12). После беседы о кресте и о славе царствия Своего, Иисус Христос, в бытность Свою в Галилее, взял из учеников Своих трех свидетелей воскресения дочери Иаировой, Петра и двух братьев, Иакова и Иоанна, и только с ними одними пошел на самую высокую в том месте гору — Фавор, чтобы там помолиться. Взошедши на верх горы. Он стал на молитву; а ученики Его сели отдохнуть и от утомления уснули. Во время этой-то молитвы произошло чудное преображение Иисуса Христа и осязательно ученикам Его открылась слава Его, как Единородного от Отца. Вид лица Его изменился: оно просияло как солнце. Одежды Его сделались так белы как снег, заблестели как свет. И из другого мира предстали сюда два величайших пророка, законодатель Моисей и ревнитель по Боге Илия. Они явились в прославленном виде; но беседовали с Иисусом Христом о последних днях земной Его жизни, которые Он должен окончить в Иерусалиме. Пробудились апостолы: и увидали славу Его и двух мужей стоявших с Ним. Сердца их наполнились неизъяснимым восторгом: впрочем они наблюдали и слушали в глубоком молчании. Но когда пророки отходили от Иисуса Христа, Петр не удержал порыва восторженной души, он воскликнул: "Наставник! Равви! Господи! как хорошо нам здесь! Если хочешь, поставим здесь три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии". Когда он это говорил, вдруг явилось светлое облако и осенило их, и сошел из облака глас: "Это сын Мой возлюбленный, в котором все Мое благоволение; Его слушайте". Услышавши этот голос, ученики пали на лица свои от страха. Но Иисус Христос подошел к ним и сказал: "встаньте и не бойтесь". Когда поднялись они, то около себя никого уже не видели кроме одного Иисуса Христа. Когда сходили они с горы, Иисус Христос повелел им никому не рассказывать, что они видели, пока Сын человеческий не воскреснет из мертвых. Событие это празднуется Православною Церковью 6 августа по старому стилю.
В этот день в церкви совершается освящение яблок и винограда и прочих плодов.
Так как в этом году мы начали роспись основного алтаря, как раз освященного в честь Преображения, то служба была в Георгиевском приделе.
Было тесновато из за стечения множества народа, но радость праздника затмила собой всякое неудобство. Как и в прежние годы по окончании литургии мы служили водосвятный молебен и шли крестным ходом, в этот раз не вокруг храма а по дачному поселку, вокруг поля на котором и стоит храм.

URL
Комментарии
2011-09-04 в 18:03 

Анна Анатольевна
...таинственная, загадочная... даже тогда, когда ты будешь думать, что все обо мне знаешь... знай, это иллюзия...
igdavid, я сердечно поздравляю Вас с праздником Преображения Господня,мне радостно видеть и быть в храме,который преображается на наших глазах,очень красиво и боголепно)

не менее значимый для нас праздник-Успение,я хотела у Вас уточнить,почему на литургии в этот день освящается много белого хлеба,потом его раздают прихожанам? спасибо)
(на этот вопрос о.Павел не дал ответ)

2011-09-05 в 18:25 

igdavid
Приветствую вас, Аннушка!
Приятно, что вас радует Богослужение в нашем храме!
И вас с уже прошедшими праздниками!
Что касается освящения хлебов, то оно происходит не на праздник Успения Пресвятой Богородицы а на праздник в честь Нерукотворенного Образа Христа Спасителя, но так как у нас в этот день службы в храме не было, то хлебы мы освятили в день Успения, по просьбе прихожан!
Позволю сказать, что хлебы мы освящали не на Литургии, как вы написали, а на молебне!
И если интересно узнать об этой традиции, можете прочитать вот эту статью.

Хлебный Спас провожает лето
29 августа по новому стилю (16-го по старому) православная церковь празднует третий по счету Спас – через 15 дней после Медового и через 10 дней после Яблочного. Зовется он Хлебным или Ореховым, а также Спасом на холсте.
Этот праздник был учрежден в честь перенесения в 944 году в Константинополь из города Эдессы Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа, или "Спаса на холсте".
Согласно древнему преданию, основанному на документе, найденном в IV в. Евсевием Кесарийским в Эдессинском архиве, властитель месопотамского города Эдессы Авгарь страдал проказой и мечтал излечиться.
Зная об исцелениях, творимых Иисусом Христом, он послал к Спасителю живописца Ананию с письмом, в котором просил Сына Божия придти и исцелить его. Иисус обещал послать к князю одного из своих учеников, но все попытки Анании написать образ Иисуса Христа остались безуспешными.
Тогда Господь попросил подать ему воду и полотенце. Умывшись, он отер свое лицо. На полотенце мгновенно отпечатался его лик. Так появилось первое изображение Мессии – нерукотворное. По воскресении Христа апостол Фома послал в Эдессы одного из 70 учеников Иисуса Фаддея.
И Нерукотворный образ Спасителя исцелил царя Авгаря от тяжелого недуга, только лишь тот просто смотрел на изображение. Авгарь прикрепил чудодейственный образ над главными воротами города, чтобы жители тоже могли исцеляться от болезней.
Вскоре его похитили мусульмане, и лишь девять столетий спустя образ был выкуплен византийским императором Михаилом III. В 944 году, в царствование Константина Багрянородного, Эдесский лик Христа был перенесен в Константинополь, тогда же и было состоялось первое празднество в честь этого события.
Позже с изображения Христа было написано множество икон, которые носили названия "Спас на полотне", "Спас Нерукотворный". Особой известностью и ценностью обладала новгородская икона XI века.
В России третий Спас считался прежде всего Хлебным: к этому дню приурочивали дожинки (уборку последних нив) и обряды, связанные с ними.
Последний сноп в поле звался именинным, его с почестями вносили в деревню.
У крестьян были в ходу поговорки: "Третий Спас хлеба припас", "Хорошо, коли Спас на полотне - хлебушко на гумне", "Хорош Третий Спас - хорош будет и квас". На сам Спас или в ближайшие к нему дни в сельской местности сеяли озимую рожь.
Мужиков провожали в поле хлебом и солью, а там их встречали ребятишки с гречневой кашей. После посева хозяйки пекли пирог из муки нового урожая, и вместе с кашей его съедали всей семьей.
Но в большинстве российских сел и деревень этот Спас не праздновали слишком широко – ведь надо было поскорей завершить летние полевые работы до наступления дождей.
К тому же с 29 августа начинался сбор лесных орехов. Считалось, что они поспевают именно к этому дню. Собирать обычно шли женщины. Кстати, по урожаю орехов судили о том, хороша ли на следующий год будет рожь.
В наше время в некоторых селах вновь начали отмечать 29 августа Праздник урожая. Прямо на улице выставляются столы со всякими природными дарами – как правило, теми, что выращены на собственных грядках. И начинается веселое гулянье! Хотя иногда празднование переносится на сентябрь, а то и на октябрь.
Также в этот день верующие посещают святые источники, а в храмах идут торжественные литургии и богослужения. Если на Медовый Спас освящают мед, а на Яблочный – яблоки, то на Хлебный прихожане приносят в церковь хлеб и пироги (обычно домашние).
Кстати, недавно в Нижегородской и ряде других епархий возобновилась традиция бесплатно раздавать освященные булочки и караваи малоимущим прихожанам. На ярмарках со дня третьего Спаса начинали продавать полотно и холсты.
Чтобы сбыт шел успешно, служили особый молебен. Торговцы приносили в храм свои товары для освящения, а после богослужения отправлялись на рынок.
По приметам, к третьему Спасу улетают на юг ласточки. Если же к этому сроку улетят и журавли, то на Покров (14 октября) ударит мороз. Если нет, то наступление зимы будет поздним.

URL
2011-09-07 в 20:04 

Анна Анатольевна
...таинственная, загадочная... даже тогда, когда ты будешь думать, что все обо мне знаешь... знай, это иллюзия...
igdavid, Спаси Господи,Вас за познавательную статью,теперь буду знать сама и смогу объяснить другим(кого это заинтересует) :)
...и простите мне мою невнимательность и рассеяность, за неправильный вопрос :shuffle: .ведь служба идет утром,вот я и решила,что хлеб освящают на литургии,тем более на воскресной,литургия и следует молебен...(.в субботу ведь только литургия)


в одном из сюжетов,из "Азбуки православия",было показано как проходит панихида и что это за вид службы,у меня вопрос,иг.Давид.почему пожертвование было положено на середину церкви,в каждую буханку воткнута свеча(или в пачку печения или др.),это особый чин или местная традиция храма? (у нас проходит по другому-панихидный стол для свечей и стол для пожертвований)



в Новотихвенском монастыре монахи,когда идут стучат деревянными молоточками по дощечке...,зачем?

2011-09-12 в 12:00 

igdavid
Приветствую, Аннушка!
Обычно панихиду служат на середине храма в Родительские субботы, дни когда сугубо поминают почивших сродников.
Следовательно и приношения, такие как хлеб, печенье и прочее поставляют туда же где находится "столик" со свечами.
Что касается свечей в хлебе, это скорей всего традиция местного храма, у нас такого нет. Мы разрешаем свечи ставить только в кутию и на подсвечник,
чтобы избежать пожаров. Видимо, традиция ставить свечи в хлеб произошла от того, что их ставили в кутию и на куличи и пасхи, по сему решили , что
ставить нужно во все продукты. Лично я это не приветствую!

А дощечка по которой стучат монахи называется било. Это древнее приспособление предназначено для оповещения монахов о сборе на трапезу, на молитву и т.п.
Сейчас чаще используют в монастырях колокола, но в некоторых, например на Афоне, я видел, било так же используется как и раньше.
И у нас в России традиции возрождаются.
Било и клепала употреблялось христианами с самых первых веков по Рождестве Христовом, преимущественно - в монастырях, на всем Востоке: на Афоне, на Синае, в Иерусалиме, в некоторых церквях Константинополя, в России, в Румынии, в Болгарии и отчасти в Сербии.

Издавна святые отцы придавали билу очень высокое символическое значение. Так, в «Сказаниях о Церкви» свят. Германа Констан-тинопольского говорится, что било есть «образ гвоздей, которыми были прободены руки и ноги Господа, что отозвалось во всех концах вселенной». Патриарх Феодор Вальсамон считал, что «ударение в железное или медное било выражает нам образ будущего суда и знаменует ту ангельскую трубу, которая имеет созвать всех из гробов к суду общему», в то время как великое ударение было изобретено «для благовестия Божественного Евангелия и для чтения прочих священных книг». Армянский поэт Григор Нарекаци (рубеж X - XI вв.) в своих стихах воспевает его как «новое орудие музыкальное» и говорит, что это есть «свирель новая, иного вида, / Принятая нами вместо старой, что не пустозвонит по-язычески / И не звучит суетно-грубо по-иудейски».

Существуют разные виды бил: деревянные, металлические и каменные. Каменные исполь-зуются только в монастырях Сирии и Эфиопии. В России такое било, например, было в Соловецком монастыре во времена игуменства прп. Зосимы.
Держат било строго горизонтально - таким образом, чтобы при взгляде на клеплющего вспоминался крест.

Начинается и заканчивается клепание всегда тремя размеренными ударами, установленными в честь и славу Пресвятой Троицы, чем показывается, что всякое наше действие нуждается в освящении, исходящем от Отца и Сына и Святого Духа.

URL
2011-09-12 в 15:00 

Анна Анатольевна
...таинственная, загадочная... даже тогда, когда ты будешь думать, что все обо мне знаешь... знай, это иллюзия...
igdavid,
за интересные,содержательные.лаконичные ответы)
...а "столик со свечами или для пожертвования" называется........:confused:

2011-09-12 в 15:49 

Анна Анатольевна
...таинственная, загадочная... даже тогда, когда ты будешь думать, что все обо мне знаешь... знай, это иллюзия...
К нам в храм "Тихвинской иконы Божией Матери" приходит девочка десяти лет,вот она спросила(но не получила вразумительного ответа) о монахах....,я теперь ей объясню,благодаря Вам. Настя вместе с родителями едила в Екатеринбург,они купили много книг,о царственных страстотерпцах,детский псалтирь на старославянском языке с переводом,красочно оформленный,глянцевая бумага,часослов....,мало того,она читает дома все молитвы,стоит у нас на клиросе,учится и читать и петь,старается,и видно,что ребенок не играет,а серьезно подходит к делу.вчера читала Трисвятое во время службы-вслух,на старославянском.....,как то опять подошла она ко мне и спросила,"я не пойму что здесь написано и что означает...",меня тоже заинтересовало,объясните,батюшка "дуси и души праведных....".Это два по значению одинаковых слова или нет,если нет,то что означают,еще у нас было сомнение в написании слова "дуси".Мы поняли,что "Души" написано,но это слово пишится по другому(к сожалению я не могу написать по церковно-славянски,а Вы знаете о чем я...)....,дауж...,большая и серьезная наука литургика,чтобы точно понимать и уметь,надо не один год учиться ей,главное чтобы учителя хорошие были рядом,да и память не подкачивала. Еще раз спасибо!

2011-09-12 в 16:40 

Анна Анатольевна
...таинственная, загадочная... даже тогда, когда ты будешь думать, что все обо мне знаешь... знай, это иллюзия...
igdavid, простите,не хочу показаться назойливой,но думаю,что мое предложение к Вам будет интересным. Я думаю этим заинтересуются многие и расцениваться будет как самопознание,самосовершенствованиеи просто интересно...,соответственно появятся вопросы,а может сразу и ответы.... Вот мое предложение...,батюшка,печатайте пожалуйста свои проповеди на страничках Вашего блога,которые Вы проповедуете прихожанам храма"Преображения",многие не могут их услышать по многим причинам,но раз послушав,уже понимаешь,что не хватает их(особенно у нас...)
"– Вера – от слышания, а слышание – от слова". От проповеди. Проповедь является, пожалуй, самым значимым элементом церковного воспитания. Сердечность,внимание,простота,умение донести слово Божие до каждого христианина, вот что ценно и дорого!Прихожане снова и снова хотят приходить в храм и слушать ваши наставления,услышать Вашего совета Ведь если проповедь понята,услышана,человек начинает размышлять,смотреть на себя со стороны....,а Вам спасибо,что дали понять.Помогай Вам Бог!!!

2011-09-13 в 02:04 

igdavid
Здравствуйте, Аннушка!
На счет "Дуси и Души праведных", конечно это разные существа, если можно так выразиться.
ДУСИ, то есть ДУХИ, это ангелы Божии, а ДУШИ ПРАВЕДНЫХ это души людей угодивших Богу своей праведной жизнью!
Перед девятою песнею не панихиде священник возглашает: "Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим". Но в ответ звучит не Песнь Богородицы: "Величит душа Моя Господа", но лик поет: "Дуси и души праведных восхвалят Тя, Господи". Славословия и восхваления свойственны не нам, грешным, в эти минуты скорби, а святым и чистым духам небесным и душам тех праведников, которые уже обрели вечное блаженство.

URL
2011-09-16 в 21:55 

Незабудка..
По поводу проповедей поддерживаю Анну. Очень хотелось бы. Только это очень большой труд. Батюшка, порадуйте нас хотя бы на великие праздники :flower:

2011-09-18 в 15:26 

igdavid
Незабудка.., Я проповеди не записываю и заранее не готовлюсь к ним.
Поэтому мне трудновато, потом, вспоминая, воспроизводить их у себя в блоге.
Проповедь в живую действует на людей по другому нежели написанная.
Интонация, голос, духовное переживание могут дать проповеди дополнительную, если можно так сказать, силу.
А написанное можно прочитать в любой книге, сейчас их много.
Хотите услышать как я говорю проповеди приходите к нам в храм и услышите, и увидите.
Я думаю, что о. Павел в храме, в который ходит Аннушка, хорошо знает своих прихожан
и проповедь говорит не хуже, только нужно прислушаться.
Ищите пророка в своем отечестве и найдете!

URL
2011-09-18 в 18:53 

Незабудка..
Я проповеди не записываю и заранее не готовлюсь к ним. - это совершенно понятно. Никто не умаляет способногсти своих приходских священников. Иногда хочется как Вы выражаетесь, через ассоциации в восприятии послушать то о чём Вы говорите:
www.stariy-spas.ru/index.php?option=com_content...

2011-09-18 в 23:57 

igdavid
Незабудка.., Ну, это слово было мною заранее написано для статьи в газете!
Поэтому была возможность его сохранить и поместить на сайт!
Мои же проповеди в храме более индивидуальны и обращены прежде всего к тем
людям которые ходят в мой храм. Я их знаю и знают они меня! Приход то не велик!
Я не люблю говорить в пустоту, не видя глаз собеседника.
Остается ощущение, что говоришь со стеной и отдачи никакой!

URL
   

Блог иг. Давида

главная